Методы воспитания положительных черт характера у детей.


Ксенофонтова Зоя Семеновна.
Учитель начальных классов.
МОБУ СОШ №26 г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Методы воспитания положительных черт характера у детей. Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, - все это необходимо для опоры в воспитании.
К началу обучения в III-м классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться импульсам, т.е. - к волевой регуляции своего поведения.
Воспитание черт характера, выражающих отношение человека к себе, необходимо начинать уже у детей дошкольного возраста. Продолжая воспитание, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать прежде всего скромность.
Отсутствие скромности у детей проявляется в неумении вести себя в коллективе, в классе, среди взрослых, в общественных местах. Это проявляется в том, что ученик начинает перебивать речь других, не дает возможности говорить взрослым, делает неуместные замечания во время беседы, хвалит себя, свои поступки и т. д.
Причину отсутствия скромности у ребенка следует искать прежде всего в семье. Если учащийся I класса в домашней обстановке привык быть в центре внимания и получать, порой незаслуженно, высокую оценку, то и в классе этот школьник требует такого же особого отношения к себе от учителя и товарищей.
Учитель должен терпеливо вести борьбу с проявлениями переоценки своей личности школьниками, постепенно приучая их давать правильную оценку своим действиям и поступкам, воспитывая у учащихся привычку сдерживать себя, не противопоставлять себя коллективу, уважать мнение взрослых и своих товарищей.
Учитель рассказывает детям о скромных людях, объясняет, в чем красота их поступков. Для этой цели он читает им статьи, книги, рассказывает, что скромность украшает человека. В ходе беседы можно сравнивать поступки скромных людей с делами тех, у кого отсутствует скромность, и делать соответствующие выводы. Такие беседы вызывают у учащихся желание подражать скромным, трудолюбивым людям.
Поощряя скромность учащихся, учитель создает условия для формирования этого качества как черты характера. Скромность воспитывается и в семейной обстановке — пример родителей, их отношение к себе и детям, скромность самих родителей является лучшим фактором воспитания скромности детей.
Учащиеся начальной школы часто удачно подмечают недостатки других и критикуют их, но плохо замечают свои недостатки и неохотно говорят о них. Для развития самокритичности у школьника особенно большое значение имеет оценка учителя, которая заставляет учащегося более правильно оценивать самого себя. Учитель приучает школьника к самооценке, научив его находить свои недочеты, ошибки и хорошие стороны в своей работе, научив его оценивать свой труд.
Правильная самооценка способствует общему развитию личности. Если учащийся недооценивает себя, то он обычно переоценивает других людей, переоценивает трудности в учении. Обычно от таких школьников можно услышать: «Да разве я смогу?! Да разве я это знаю?!» В действительности такие учащиеся многое могут, многое знают и умеют, но неверие в свои силы вызывает недооценку себя.
Наоборот, учащийся, который слишком переоценивает себя, недооценивает других и встречающиеся трудности. Отсюда промахи в учении и работе, которые такой ученик чаще всего объясняет несправедливым отношением к нему, тем, что для него умышленно создают такие условия, в которых он терпит неудачи. Часто у подобных учащихся такое недовольство ведет к отрыву от коллектива и порой к озлобленности. С такими учащимися учитель должен вести систематическую индивидуальную работу, добиваясь правильной оценки ими самих себя. Воспитание самостоятельности как черты характера начинается также уже в дошкольном периоде детства. Проявление самостоятельности можно наблюдать, когда ребенок стремится действовать без помощи взрослых. В таких случаях малыш начинает протестовать. «Я сам»,— говорит он. Если самостоятельность ребенка пресекается взрослыми, то у ребенка могут развиться отрицательные черты характера: упрямство, лень, негативизм.
В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы. Но если ученик чрезмерно подражает и всю свою работу основывает на подражании и всегда ищет пример, шаблон, то у него не развивается инициатива и важно выработать некоторые привычки общественного поведения, которые будут развивать у них привычку поступать должным образом по убеждению, а следовательно, способствовать формированию сознательной дисциплинированности.
Обязательным условием воспитания у детей дисциплинированности как черты характера, является совместная работа школы и семьи.
Мужество и смелость способны проявить и младшие школьники. Мы часто слышим сообщения по радио и читаем в газетах и журналах: «Мальчик спас жизнь ребенку, который тонул», «Девятилетняя девочка вынесла ребенка из огня». Эти мужественные поступки свидетельствуют о большой готовности детей совершать их. Все это — результат воспитательной работы школы и семьи.
Для того чтобы знать школьника и воспитывать с учетом индивидуальных особенностей его характера, следует глубоко и всесторонне изучить его. Нельзя быстро определить черты характера школьника. Характер сложен, многогранен и многообразен, поэтому необходимо долго и пристально изучать его в различных условиях. Изучая отдельные черты характера учащихся, следует иметь в виду всегда характер в целом.
Изучение характера ребенка — длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или иным учеником, он должен вести запись своих наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Необходимо особенно пристально изучать проявление волевых черт характера ребенка.
При изучении учащихся следует помнить слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Надо хорошо выяснить в процессе изучения положительные и отрицательные черты характера учащегося и определить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию.
В любом возрасте решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.