Теоретические предпосылки формирования положительных черт характера младших школьников


Автор: Данданова Наталья Вячеславовна
Школа: МБОУ «НОШ №98» г.КемеровоУчитель начальных классовТеоретические предпосылки формирования положительных черт характера в младшем школьном возрасте
Характер как психический феномен привлекает к себе умы ученых с античных времен, так изучением характера в античный период занимались Аристотель, Платон, которые предлагали определять характер по внешним проявлениям. Например,  уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость. Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. 
В последующий исторический период появляются разные учения о характере человека, в которых авторы также продолжают выявлять связь характера с физиологическими особенностями человека. Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека.
А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт).
Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А. В. Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.
Как видим, в течение долгого исторического периода ученые пытались понять природу характера, определить его сущность, факторы, влияющие на его черты.
В отечественной психологии характер рассматривается как свойство личности, выражающее отношение человека к другим через поступки. Так, в словаре С.И. Ожегова характер понимается как совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
В.А. Крутецкий определяет характер как индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
А. Г. Маклаков объясняет понятие характера как совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Сравнения приведенных определений понятия «характер» показывает, что все авторы понимают под характером совокупность, сочетание таких свойств человека, которые выражают отношение к разным сторонам реального мира.
Изучение научно-психологической литературы показывает, что многие авторы-теоретики дают разное смысловое наполнение понятию "характер". Поэтому не всегда представляется возможным вообще определить, проводятся ли прикладные исследования в области характера. Можно отметить, что в последнее время психологи-экспериментаторы отошли от употребления понятия "характер" (исследуются отдельные психические свойства, без соотнесения с характером). В этом есть значительный смысл, потому что исторически характером называли особенные, выдающиеся психические свойства (то есть заметные для окружающих).
Большинство исследований в области характера касаются изучения системы отношений человека к разным аспектам бытия (отношение к другим людям, отношение к себе, к родине, к животным и т.д.). Каждое такое отношение может быть рассмотрено через призму социальной приемлемости ("хорошо это или плохо?"). Поэтому испытуемые часто склонны скрывать своё истинное отношение, искажать его. Некоторые - наоборот - любят выпячивать те или иные свои особенности. Все это говорит о трудностях диагностики характера личности, конкретного человека.
В трудах отечественных ученых исследуется не только сущность характера, но и законах его формирования в индивидуальной жизни. Так, учение считают, что характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.   Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период («зона ближайшего развития» Л. С. Выготский) для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.    Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей: 
   - взрослых со взрослыми,    - взрослых с детьми,    - детей с детьми. 
   Л. С. Выготский утверждает в своих трудах, что ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Названный ученый считает, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.   Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: доброта-эгоистичность, общительность-замкнутость, отзывчивость-безразличие.    Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:  трудолюбие-лень, аккуратность-неаккуратность, добросовестность, злонамеренность,  
ответственность-безответственность,  настойчивость-малодушие.  Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.  Ученые подчеркивают, что большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.    В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).    В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник". 
В структуре характера выделяют следующие его компоненты: направленность, убеждение, умственные черты, эмоциональные, волевые черты, черты, выражающие отношение к себе, другим людям, к вещам и деятельности.
В научной литературе исследуются также типы характера
Первый тип – экстравертированный, обладателям этого типа свойственна общительность, такие люди умею слушать, у них много друзей и знакомых, они имеют легкий характер, любят поговорить, а иногда и посплетничать. Интровертированный тип характера же стремится быть наедине с собой. Такие люди довольно замкнуты, любят размышлять, они достаточно принципиальны.
Характер представителей эмотивного типа отличается умением сопереживать. Это добрые люди, однако, у них есть одна негативная особенность – все свое огорчение и обиды такие люди держат внутри себя.
Интересен и демонстративный тип характера. Такие люди не испытывают проблем в общении, они артистичны, вежливы, однако в то же время такие люди эгоистичны, ленивы, хвастливы, любят похвалу и власть. Экзальтированный тип характера свойственен эмоциональным, очень общительным и бескорыстным людям. Их минус – влюбчивость и определенная склонность к ажиотажу. Педантичный тип тоже имеет свои отличительные особенности. Таким людям свойственна аккуратность, строгое соблюдение всех правил, надежность, однако эти люди бывают назойливыми и вечно чем-то недовольными.
Следующий тип – тревожный. Эти люди очень самокритичны, необщительны, имеют низкую самооценку, но в то же время они дружелюбны и исполнительны. Застревающий тип личности характеризуется следующим: стремлением к лидерству, умеренной общительностью, честолюбием, жаждой справедливости. Но такие люди тоже имеют минусы. Они занудны, ревнивы, обидчивы и мстительны.
Личности возбудимого типа обладают следующими качествами: добросовестностью, любовью к детям, аккуратностью. Но такие люди могут быть скандальными, раздражительными, вспыльчивыми и необщительными.
Гипертимный тип индивидуумов обладает оптимистичным взглядом на жизнь, открытостью, общительностью, они легко находят общий язык с окружающими, но при всем этом могут быть раздражительными, конфликтными, безответственными и легкомысленными.
Дистимный характер в психологии обладает такими качествами, как: общительность, дружелюбность, серьезность. Еще они малообщительны, склонны к пессимизму, иногда медлительны.
Последний тип характера – циклоидный. Такие индивидуумы часто меняют стиль общения и склонны к смене настроения.
Формы нарушений характера:
Акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.
Психопатия - патология характера — неадекватное развитие его эмоционально-волевых черт, при коей у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в среде социальной. Группа болезней психических, проявляемых в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к состояниям депрессивным и навязчивым.
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, мы выяснили, что:
- под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности; 
- выделяют такие типы характеров, как экстравертированный, интровертированный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, педантичный, тревожный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, циклоидный;
- в структуре характера выделяют такие компоненты, как черты, выражающие направленность личности, и волевые черты,
- основным фактором, влияющим на формирование характера, является семейное воспитание, характер отношений между родителями и детьми. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок;
- первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие;- к возрастным особенностям характера младших школьников относят импульсивность, капризность, упрямство, любознательность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость, открытость, послушание, исполнительность.