РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Реализация дополнительных профессиональных программ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района
г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»
Разработчик:
Любивая Галина Васильевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад
«Чайка»
г. Горняка Локтевского
района
г. Барнаул
2015 год
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка ………………………………………………... 3
1.1. Цель рабочей программы ……………………………………………… 5
1.2. Задачи рабочей программы ……………………………………………. 5
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. 6
2. Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами ) 8
3. Календарно-тематическтий план 9
4. Методическое обеспечение программы 16
Пояснительная записка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Рабочая программа направлена на углубление знаний детей о родном городе: истории, символики, достопримечательностях.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Расширить знания детей о флоре и фауне родного города, Алтайского края, бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им, уважительное и бережное отношения к памятникам, познакомиться с предприятиями родного города. Развивать интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры. Познакомить с культурой и традициями родного города, Алтайского края. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Рабочая программа «Моя малая Родина» составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, объём времени – 25 минут, что соответствует комплексно - тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости
Парциальная программа - «Мы живём в России» (4-7 лет) Н.Г.Зеленова; Л.Е.Осипова Скрипторий,2013.
Цель рабочей программы:
Создать условия для развития нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Задачи рабочей программы:
Формирование любви к родному городу, интереса к его прошлому и настоящему.
Вовлекать детей в организацию праздников в детском саду основанных на обычаях и традициях своего народа, своего района и края.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу, краю, стране.
Развитие чувства гордости за своих земляков, бережного отношения к памятникам истории, культуры города, края.
Особенности осуществления образовательного процесса при реализации рабочей программы «Моя малая Родина»
Участники непосредственно образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники.
Непосредственная образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом ведущей формой и ведущим видом деятельности является игра.
Содержание НОД направлено на реализацию задач познавательного развития в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса:
Рабочая программа «Моя малая Родина», разработана на основе ФГОС, программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Рабочая программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, где формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
Рабочая программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, т.е. позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Рабочая программа подчинена принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.  Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе. Главная задача  – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.
Для реализации целей и задач рабочей программы «Моя малая Родина» необходимыми будут следующие принципы:
Принцип личностно-деятельный.
Принцип вариативности.
Принцип культуросообразности.
Принцип научности.
Принцип доступности.
Принцип целостности.
Принцип активного обучения.
Принцип креативности.
Принцип результативности.
Возрастная  характеристика детей 5-6 лет
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Планируемые результаты освоения Программы
(в соответствии с целевыми ориентирами):
В результате освоения рабочей программы ребенок овладевает следующими умениями (опытом):
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении;
-ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность;
- Склонен наблюдать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
По результатам освоение рабочей программы планируется обогатить предметно-развивающую среду, пополнение научно-методической базы МБДОУ «Детский сад «Чайка» материалами по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3.Календарно - тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
старшей группы.
В календарно-тематическом планировании по теме «Моя малая Родина» использованы следующие формы образовательного сотрудничества:
целевые прогулки и экскурсии;
наблюдения;
рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
беседы с детьми;
игры-головоломки;
использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (календарные – обрядовые праздники, «День защитника отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Изобразительная (можно включить разделы по изо)
Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
Конструктивная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Двигательная
 
Тема и формы деятельности Целевые ориентиры Пространственное планирование Месяц и сроки выполнения
«Моя семья»
Пробудить интерес детей к своей семье; установить эмоциональный контакт с детьми. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Фотоальбомы, иллюстрации Разгадывание ребуса «7Я».
Рисование дома для своей семьи.
Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам – члены семьи») Сентябрь
1-2 недели
«Мой детский сад».
 
Познакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. Прогулка
«По территории детского сада».
3-4 недели
«Я люблю свой детский сад и город, где я живу»

Определить, созданы ли условия для приобщения ребёнка к истории города, детского сада в семье. Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
Познакомить детей с историей детского сада. Фотоальбомы. Экскурсия (пешая) по району.
Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками).
Семейный праздник «Моя родословная» Октябрь
1-2 недели
Вечер воспоминаний «История детского сада».
Познакомить детей с историей детского сада. Фотоальбомы, видеопроектор, картотека слайдов 3-4 недели
«Мой край и моя малая Родина» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)  Знакомить детей с символами города Горняк Локтевского района и Алтайского края; Экскурсия по городу.
Рассказ воспитателя об истории края и города (местоположение на карте, особенности застройки, боевое прошлое).
Изготовление панно из природного материала «Герб края и района».
Рисование на тему «Моя малая родина» Октябрь
1-2 недели
«Наш город»

Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. Музыкально-тематический досуг с презентацией. 3-4 недели
«Архитектура города Горняк».
Систематизировать знания детей о современных и исторических архитектурных сооружениях города, обратить особое внимание на главный памятник архитектуры – Никольский Храм. Презентация альбома «Что я знаю об архитектуре?».
Беседа об архитектуре родного города, края. Ноябрь
1-2 недели
«Мой край».
Пробудить у детей интерес к родному краю, гордость за него.
воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. Беседа «Мой край родной».
3-4 недели
«Природа Алтайского края родного города»
Познакомить детей с природой родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней) Фотовыставка «Природа родного города, края»
Беседа о природе родного города, края.
Просмотр презентаций о природе родного города, края, рассказ воспитателя о природе Алтайского края. Декабрь
1-2 недели
«По Новогодней карте» Познакомить детей с новогодними праздниками обычаями их проведения в родном городе.
Оформление группы к празднику.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция «Поможем птицам зимой».
Новогодний праздник.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о Новогодних символах. 3-4 недели
«Наша Родина  - Россия»
Способствовать формированию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою Родину Россию. Рисование на тему «Моя Родина».
Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
Беседа о березке – символе России.
Стихи и песни о березке.
Народные игры.
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах. Январь
1-2 недели
«Туристическое агентство».
Создавать условия для развития умения детей к коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра 3-4 недели
«Живем в России»
Обобщить представления детей о представителях другой национальности, населяющих наш край (уважать их культуру и традиции)Создать условия для возникновения желания у Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою Родину Россию.
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Работа над понятием «гражданин».
Слушание песен о Родине.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники. Февраль
1-2 недели
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) Способствовать пониманию родителям важности привития детям чувства патриотизма. Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения «Вместе с папой» Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.
Беседа о характере богатырей Руси и защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.) Февраль
3-4 недели
«Москва – столица нашей родины» Привлечь родителей к подготовке и участию в оформлении стенда. Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф.Глинки «Москва».
Слушание песен о Москве.
Рассказы из личного опыта (кто побывал в Москве).
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».Оформление стенда. Март
1-2 недели
«Моя мама» Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателем по организации фотовыставки Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Мама – самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме. Март
3-4 недели
«Наше государство – Российская Федерация» Систематизировать знания детей о государстве–
« Российская Федерация». Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Прослушивание гимна. Разукрашивание в альбомах Российского флага. Апрель
1-2 недели
«Дом, в котором я живу» Обобщить представления детей о домах, архитектуре домов, рассмотреть близлежащие дома.  Целевая прогулка «Дом, в котором я живу».
Апрель
3-4 недели
«Ваш подвиг будет жить в веках!».
Способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам ВОВ. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны защищавших Родину. Образовательная деятельность. ФЦКМ. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Экскурсия к памятнику.
Изготовление праздничных открыток, рисунков, поделок
Высаживание цветов на аллею детского сада. Оформление стенда. Май
1-2 недели
Итоговая викторина «Моя малая Родина» Закрепить знания детей о родном городе, районе, крае. Видеопроектор
Презентация, разгадывание ребуса.
Фотовыставка. 3-4 недели
Продолжительность НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Моя малая Родина» составляет в старшей группе не более - 25 минут. Мероприятия дошкольников (КВН, викторины, музыкально-патриотические вечера, фольклорные праздники и др) могут продолжаться до 30–45 минут.
Методическое обеспечение программы
1. Презентации: «Родной свой край люби и знай!»; «Малая родина»; Формирование патриотических качеств на примере подвига детей-героев ВОВ»; «Древо рода моей семьи»; «В сердце Родина моя» и др.
2. Видео фильм о городе Горняк Локтевского района Алтайского края.
3. Интернет ресурсы: Сайт "Воспитатель" http://vospitatel.com.ua/Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. http://www.doshvozrast.ru/ и др.
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ) М.: Мозаика – Синтез, 2015г.
5. Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. «Мы живем в России» М. 2013. 
6. А.К.Балабина «Червонное золото Локтя» издатель: Администрация Локтевского района Алтайского края, 2007 год.
7. Брошюра: «Достопримечательности нашего города», 2007 год.
8. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.
9. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
10. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» - 3-е изд., перераб. И дополн. – СПб: «детство пресс», 2001.
11.Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
12.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.