Конспект занятия в студии Фитодизайн по теме Пасха. Пасхальные традиции и обряды. Украшение пасхального стола


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
Конспект занятия студии «Фитодизайн»
по программе «Природа и творчество»
3-й год обучения
для детей 10- 11 лет
Подготовила
педагог дополнительного образования
ЮСУПОВА З. Я.
г. Новый Уренгой
2016 г.
ТЕМА: Пасха. Пасхальные традиции и обряды. Украшение пасхального стола.
ЦЕЛИ:
- расширить знания о раннецветущих растениях, приметах весны, увязывая это с пасхальным праздником;
- повторить материал по легендам, ранее изученным;
- развивать умение обобщать изучаемый материал и делать выводы;
- воспитывать любовь к народным традициям и обрядам.
ТЕХНОЛОГИЯ:
- подготовительный этап;
- итоговое занятие.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
ЦЕЛИ:
- обучение практическим навыкам выполнения цветов из ткани, расписывания пасхальных яиц, составления пасхальной композиции;
- изучение народных традиций и обрядов, легенд и стихов, посвященных Пасхе.
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
Дети в течение 8-ми уроков выполняли из ткани раннецветущие растения: форзицию, нарциссы, иву; расписывали яйца, а затем собрали из этого материала композицию. Каждый ребенок в свою композицию внес индивидуальный элемент, символизирующий приход весны и Пасхи. Каждому было дано задание обосновать использование этого элемента в композиции.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты раннецветущих растений, пасхальная атрибутика (яйца, гнезда, цыплята и т. д.), проросшая зелень для украшения пасхального стола, корзина с пасхальными яйцами и куличами, пасхальные композиции детей, видеофильм о конкурсе флористов в Москве на пасхальную тему.
На занятии присутствуют дети 1 - го года обучения из православной гимназии (8 - 9 лет).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала.
4. Заключительная беседа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть.
"Христос воскреси!"
Тема сегодняшнего занятия: "Пасха. Пасхальные традиции и обряды. Украшение пасхального стола".
Сегодня нам предстоит узнать, что же это за праздник - Пасха.
Поговорим о том, как готовились и праздновали этот день ваши прадеды. Выясним, что общего между весной и Пасхой.
2. Повторение пройденного материала.
Пасху называют " праздников праздник, торжеством из торжеств". Это самый любимый народом праздник. Мы долго с вами к нему готовились, и вот этот день настал. Как каждый из вас готовился к этому празднику? Фронтальный опрос. Дети отвечают, как они расписывали яйца, делали искусственные весенние цветы, лепили фигурки птиц, зайчиков из теста и затем составляли композицию для украшения пасхального стола.
3. Изложение нового материала.
а) Проведение аналогии между весной и Пасхой.
Детям предлагается схема на доске:
ЗИМА - РОЖДЕСТВО
? - ПАСХА
Какое слово мы должны поставить вместо знака « ?» (весна).
Почему весна? ( Пасха всегда бывает весной.) Назовите приметы весны. Расскажите, пожалуйста, стихотворения, загадки, пословицы о весне (фронтальный и индивидуальный опрос).
Почему мы в пасхальной композиции используем раннецветущие растения, корзину в форме гнезда, яйца, фигурки птиц, животных? (потому, что Пасха приходит весной, с прилетом птиц, с началом цветения раннецветущих растений).
Дети должны сделать вывод: весна и пасха неразделимы и приходят в одно и то же время года, смысл их един - ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ, все приметы весны используются в пасхальной композиции, как характерные признаки.
б) Раннецветущие растения.
Какие раннецветущие растения вы знаете? (ива, форзиция, тюльпан, подснежник, нарцисс).
Объяснения учителя: растения в зависимости от их "высоты роста" можно разделить на несколько групп: деревья, кустарники, травы. Нарцисс, тюльпан, гиацинт, крокус, подснежник относятся к травянистым раннецветущим растениям; ива, форзиция - к кустарникам.
Детям предлагается плакат с полным изображением нарциссов, тюльпанов, гиацинтов, крокусов, подснежников.
Что общего у этих всех растений? (корень - луковица).
Отсюда следует, что все они относятся к каким растениям? (луковичным).
Как вы думаете, почему большая часть раннецветущих растений имеют корень-луковицу? Постановка проблемного вопроса, но дети затрудняются ответить.
Объяснения педагога: в луковице наиболее удачно защищены и сконцентрированы питательные вещества для будущего цветка, луковица наиболее устойчива к суровым погодным условиям.
Из раннецветущих кустарников, какой наиболее почитаем на Руси? (ива - народное название: верба).
А кто знает о вербе стихотворения, сказки, загадки? Фронтальный и индивидуальный опрос.

в) Пасхальная атрибутика.
Как вы думаете, что означает яйцо в пасхальной композиции? (символ возникновения и продолжения жизни).
Откуда пошел обычай одаривания друг друга яйцами на Пасху? (дети вспоминают легенду о Марии Магдалине).
Дополнение учителя: капли крови Христа, упав на землю, приняли вид красных куриных яиц, а слезы Богоматери, падая на эти яйца, оставляли на них прекрасные узоры.
Пасхальные яйца часто делали из стекла, дерева, металла или просто красиво расписывали. Во всем мире известны работы русского ювелира Фаберже. Пасхальное яйцо, расписанное художником или выполненное ювелиром, - это настоящее произведение искусства. ( Детям предлагаются для просмотра открытки и репродукции с изображением пасхальных яиц Фаберже и других знаменитых художников.)
Как вы думаете, что символизирует гнездо? (покой, защиту зарождающейся жизни).
Как используется этот символ в пасхальной композиции?
Какие еще предметы можно использовать в пасхальной композиции, что они символизируют? (зайчики, цыплята, курица в гнезде, вспоминают легенду о зайчике).
г) Сообщение о пасхальных традициях и обрядах.
Это самый светлый, самый главный христианский праздник. Даже люди неверующие в этот день становятся добрее. Советская власть безуспешно пыталась отнять у нас праздник Воскресения Христова.
В Пасху после окончания службы верующие поздравляют друг друга, и происходит обряд христосования. На слова "Христос воскресе" отвечают: "Воистину воскресе" и обмениваются поцелуями. В послании апостола Павла сказано: "Приветствуйте друг друга с целованием святым". При этом обмениваются яйцами - символом возникновения жизни.
Вернувшись домой из церкви, все садятся за накрытые белыми скатертями праздничные столы с угощениями, украшенными цветами и проросшей зеленью. Издавна на Руси на пасхальный стол ставили зеленую горку из проросших семян кресс - салата. К Пасхе старались "выгнать" цветы красного гиацинта, позднее стали использовать и другие луковичные растения и проращивать злаки, куда потом раскладывали крашеные яйца.
4.Заключительная беседа.

а) Просмотр фрагмента видеозаписи (2мин).
Детям предлагается видеозапись с фрагментами конкурса на пасхальную тему флористов с мировой известностью, чтобы показать, что пасхальная тема очень интересна для любого творческого человека, будь то художник, писатель, скульптор или флорист - дизайнер.
б) Подведение итогов.
Дети, что нового вы узнали сегодня на занятии? Фронтальный опрос.
Обращение учителя к детям: " Мы с вами - юные фитодизайнеры - должны бережно хранить традиции наших отцов и дедов, чтить их. В свои композиции надо вносить элемент творчества, чтобы это не было слепым копированием того, что мы видели. Придет время, и ваши работы будут украшать Храмы, праздничные столы и выставки".
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барская Н. Вход в Иерусалим. - Юный художник. - 1993, №9. – с. 33- 35.
2. Зубов С. В Светлое Христово Воскресенье. - Цветоводство. - 1993, №2. – с. 21 - 22.
3. Корниенко Г.С., Добруцкий И.И. Искусство цветов. - К.: МСВП, Компьютерные Системы, 1992 г.
4. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. - Мн.: ПП «МЕТ», 1994 г.
5. Осипова Н. В. Искусство флориста-дизайнера. - М.: 1996 г.
6. Юдаева Е. Цветы в храме. - Цветоводство. - 1997, №2. – с. 19 - 20.