Урок биологии в 8 классе по теме «Воля, эмоции и эмоциональные состояния» с позиций духовного качества человека – добро, доброта.


Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Воля, эмоции и эмоциональные состояния» с позиций духовного качества человека – добро, доброта.
Из писаний Буддизма
Не думай легкомысленно о добре: «Оно не придет ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняется добром, даже понемногу накапливая его.
Добро и зло воздаются по-разному. За добро человек получает счастье, за зло — бедствия. Это непреложная истина. Притом каждый получает то, что заслуживает за свои деяния.
Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).
Опорные понятия: воля, мотивация, цели, деятельность, эмоции, стресс.
Цель урока:
образовательная - определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;
- показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция»,
«эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;
- расширить понятие о сходстве и различии потребностей человека и животных.
развивающая - показать, как можно воспитать в себе нравственные качества; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рабочей тетрадью к учебнику 8 класса “Биология. Человек.” авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь между основными понятиями темы урока и нравственными категориями добра, доброты.
Универсальные учебные действия: умение работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться компьютером, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.
Предварительная подготовка учителя:
-разработать презентации по темам «Русские пословицы о злословии», «Воля, эмоции»;
-составить карточки с заданиями для работы по группам;
-подобрать фотографии и картинки по данной теме.
Предварительная подготовка учащихся:
-составить вопросы по предыдущей теме «Речь, познавательные процессы» о злословии;
-подобрать высказывания писателей, философов по теме «Целеустремленность, Дружба, Любовь, Доброта».
Ход урока
1 этап – Организационный - постановка цели, распределение учащихся по группам.
2 этап – Актуализация знаний – учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Злословие», составленные дома.
3 этап – Постановка проблемы: Развитие одной из духовных потребностей человека – желания творить добро. Взаимосвязь духовных потребностей человека и поведение.
4 этап – Изучение нового материала – изучение в группе поведенческих качеств человека: воли, эмоций; ознакомление класса с результатами работы группы.
5 этап – Закрепление знаний – беседа о духовном состоянии души - доброте.
6 этап – Первичная проверка знаний – создание Портретной галереи Добра.
7 этап – Подведение итогов.
8 этап – Домашнее задание.
Ход урока
№ этапа Этап урока Задача этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методы
работы Средства
работы Формы работы
1 Организационный этап Подготовка учащихся к работе на уроке. -тема урока «Воля, эмоции и эмоциональные состояния»;-цель нашего урока определить, что такое воля; эмоции, эмоциональные состояния; основные свойства внимания; (распределяет класс на группы). - слушают учителя;
- распределяются по группам. словесные   Фронтальная
Общеклассная2 Актуализация знаний Проверка выполнения домашнего задания, уровня усвоения изученного материала. 1. Вспомним тему прошлого урока «Речь, сознание, познавательные процессы», вы дома составляли вопросы о злословии, а сейчас ученики первого ряда зададут свои вопросы ученикам второго ряда и так далее.
2.Показ презентации с русскими пословицами. -задают друг другу вопросы, составленные дома по теме «Злословие».
Предполагаемые вопросы:
- Согласны ли вы, что злой язык может наделать много бед?
-Как отучиться злословить?
- Как вы думаете, является ли распространение слухов одним из самых опасных явлений для жизни людей и общества?
- Что побуждает людей распространять клевету и слухи?
- Как бы вы отреагировали, если бы при вас кто – то плохо отзывался о человеке, которого вы хорошо знаете?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами распространяли какие-либо слухи или плохо отзывались о ком – либо? Что вы испытывали после этого? Словесный
(беседа) Презентация
«Русские пословицы о злословии»
мультимедийный проектор Фронтальная
Общеклассная3 Постановка проблемы Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности -как объяснить эпиграф к нашему уроку?-как взаимосвязаны духовные потребности человека и поведение – это и предстоит нам выяснить. -у человека есть базовые потребности, по которым нет различий у человека и животных и вторичные потребности, к которым относятся духовные потребности. Они являются важным стимулом в развитии личности. Проблем-ный  Фронтальная
Общеклассная4 Изучение нового материала 1.Сформировать у учащихся конкретные представления о воле как осознанном действии, требующем для своего
осуществления определенных усилий. Побуждающая и тормозящая функции воли. Анализ волевого акта, внушаемости и негативизма.
2. Эмоция как общая реакция организма на значимые для него события. Центры положительных и отрицательных эмоций, их значение. Сопоставление эмоциональных реакций, состояний и отношений .3. Духовные потребности людей. А) - каждая группа получает задания на карточке для изучения поведенческих качеств человека: воли, эмоций, эмоциональных состояний (см. приложение № 1);- время работы группы – 15 минут.
Б) – выберите ученика из своей группы, который будет отвечать по вашему заданию, другие группы должны зафиксировать ответы одноклассников в рабочих тетрадях. А) учащиеся отвечают на вопросы карточек, используя учебник, дополнительную литературу, просматривают презентацию по своему вопросу и оформляют ответы в печатной тетради.Б) каждая группа представляет результаты своей работы, комментируя задания в тетради и презентацию. Частично-поисковый карточки- задания, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек.», дополнительная литература –«Азбука мудрости» А.Лопатина, М. Скребцова; презентация«Воля, эмоции», мультимедийный проектор. Дифференцированная группо-вая, индивидуальная
(беседа с использованием сопоставительной таблицы).
5 Закрепление знаний Организация деятельности учащихся по применению духовных упражнений для развития своей личности. -прослушать притчи, ответить на вопросы (Приложение №2).
Отвечают на вопросы.
Частично-поисковый Карточка с текстом притчи. Фронтальная групповая
6 Первичная проверка знаний Проверка уровня усвоения знаний учащимися. -предлагаю создать Портретную галерею добра (Приложение №3). -выполняют работу, выбирая картинки по предложенным темам. Контроль-ный
(Портретная галерея добра) Распечатанные картинки Индивидуальная
7. Подведение итогов, рефлексия Анализ успешности освоения необходимых знаний. -Самостоятельно оцените свою деятельность на уроке.
-рефлексия
-выберите карточку с оценкой и покажите ее, выставление оценок.
- поднимите карточку с солнышком – символом доброты (улыбается, или хмурое). словесный   Индивидуальная Групповая
8 Домашнее задание Направлено на дальнейшее развитие знаний по данной теме. -прочитать параграф 57;
-принять активное участие в школьной Неделе добра.
- Завершить урок я хочу притчей (Приложение №4) Запись домашнего задания. словесный   Фронтальная общекласснаяПриложение № 1
Варианты карточек – заданий для групп:
1 группа
Что такое воля?
Какие функции выполняет волевое действие? Приведите примеры таких функций.
Составьте на листе бумаги схему волевой деятельности, прикрепите его на доске.
2 группа
Эмоция – это общая реакция организма на значимые для него события.
Приведите примеры эмоциональных реакций. Какие бывают слезы и смех (по каким причинам?)
Что такое эмоциональное состояние? Составьте схему эмоциональных состояний человека на листе бумаги и прикрепите его на доске.
Объясните слова Р. Стивенсона:Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище.
3 группа
Что такое эмоциональные отношения, как их иначе называют?
Приведите примеры чувств человека.
Нарисуйте дерево дружбы, цветок души друга на листе бумаги и прикрепите его на доске.
4 группа
Прочтите рассказ, приготовьте устные ответы на вопросы.
Юноша и морские звезды.
Автор неизвестен
Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдалеке он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись наконец с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если оставить их под лучами солнца. "Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, возразил старик. — Что толку в твоих усилиях?" Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: "Толк есть — для этой морской звезды".
• Были ли в вашей жизни моменты, когда кто-нибудь отговаривал вас совершить доброе дело, но вы все-таки совершали его?
• Как вы думаете, стоит ли помогать нуждающимся, больным, несчастным людям?
• Что вы ответили бы на слова: всем вы все равно не сможете помочь, а если вы поможете нескольким, — это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?
• Нарисуйте морские звезды, спасенные юношей, на листе бумаги и прикрепите его на доске.
Приложение № 2.
Я создал тебя.
Из суфийских пословиц
Жил некогда человек, он был мистиком и молился Единому Богу. И, когда он молился, проходили перед ним хромой, голодный, слепец и отверженный; увидев их, он впал в отчаяние и в гневе воскликнул: "О Создатель, как можешь Ты быть Богом любви и ничего не делать ради того, чтобы помочь этим страдальцам?" В ответ не раздалось ни звука, но святой терпеливо ждал, и тогда в тишине прозвучал голос: " Я кое-что сделал для них... Я создал тебя".
• Представьте, что это вы услышали голос Бога.
• Что вы предприняли бы, чтобы на свете было меньше голодных и отверженных?
Приложение № 3
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приложение № 4.
Портретная галерея Добра: Доброта, Милосердие, Сострадание, Счастье, улыбка, Трудолюбие, Защита слабого, Отзывчивость, Терпение, Приветливость, Забота, Внимание, Пожертвование, Духовность.









Приложение
Русские пословицы о злословии.
Беда, коль о том рассуждают, чего сами не знают.

Доброе слово сердце в самоцвет обращает, а дурное сердце отвращает.

Даже если говоришь ты в шутку, Все равно подумай хоть минутку.

Доброе слово соединяет, а дурное уничтожает.

Злое слово в ухо нам войдети на сердце ляжет, словно лед.