Конспект занятия по теме: Цветовой круг, сочетание цветов


Конспект занятия
«Цветовой круг, сочетание цветов»
Цель:
Познакомить учащихся с цветовым кругом, сочетанием цветов, хроматической и ахроматической гаммой цветов, холодными и теплыми цветами и оттенками, сочетанием цветов в изделии.
Технологии: индивидуализации, здоровьесберегающая, общепедагогическая, игровая.
Методы обучения:
Словесный метод –беседа, рассказ.
Наглядный метод - наглядные пособия, схемы, раздаточный материал, демонстрационный материал.
Практический метод  - выполнение изделия по схеме.
Оборудование и материалы:
Наглядный материал: «Цветовой круг», «Спектральный ряд. Хроматическая гамма цветов», «Ахроматическая гамма», таблица «Сочетание цветов в изделии».
Демонстрационный материал: изделия, выполненные в разных цветовых гаммах.
Раздаточный материал: схемы узоров, карандаши.
Карточки разных цветов для игры.
План занятия:
Организационный момент.
Игра-ассоциация.
Беседа «Цветовой круг, сочетание цветов, спектральный ряд».
Физкультминутка.
Индивидуальные задания по теме.
Подведение итогов занятия. Викторина «Простые советы».
Ход занятия.
Организационный момент. Подготовка к началу занятия. Приветствие, тема и цель занятия. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Игра-ассоциация. Учащимся предлагаются карточки разных цветов. Дети должны сказать, с чем у них ассоциируется показываемый цвет ( овощи, фрукты, предметы из окружающего нас мира).
Беседа «Цветовой круг».
Цветовой круг и сочетание цветов.
При создании украшений из бисера очень важно правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия. Человек постоянно находится в окружении цвета, который сопутствует ему всю жизнь. Цвет помогает человеку различать предметы, воспитывает его вкус, оказывает воздействие на его настроение, способствует его труду и отдыху.
Например: красный цвет – возбуждает, активизирует все функции организма. Желтый цвет – тонизирует. Он стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый – успокаивает, синий – угнетает (на Востоке он считается цветом печали).
Следовательно, цветоведение – наука о цвете, играет важную роль во всех видах творчества. Цвет – это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия его зрительным аппаратом человека. Цвет является одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве.
Все видимые нами цвета делятся на две группы: хроматические или цветные, и ахроматические, или бесцветные.
Цвета, имеющие цветовой оттенок, называются хроматическими. В природе существует семь основных хроматических цветов. Они легко запоминаются по считалочке: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы каждого слова соответствуют начальной букве цвета. Хроматический цветовой ряд представлен красным, желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым цветами.
Хроматические цвета обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет относительно черно-белой шкалы.
Насыщенность – это степень выраженности цветового тона, его яркостная характеристика, указывающая на силу и интенсивность цвета. Основные цвета являются насыщенными, осветленные или затемненные цвета – малонасыщенными.
Светлота или осветленность – это яркость цвета как светлый или темный. Желтый цвет обладает наибольшей светлотой, а фиолетовый – наименьшей. Кроме хроматических, существуют ахроматические цвета – черный, белый и серый. Они обладают только одним свойством – светлотой.
Все остальные цвета в природе получаются смешением основных хроматических цветов.
А сейчас мы попробует определить к какой цветовой гамме, а также к каким тонам относятся данные изделия (Демонстрация изделий в хроматической гамме и ахроматической, в холодных и теплых тонах. Определение их учащимися).Физкультминутка.
Индивидуальные задания по теме.
Задание 1: Каждому ученику выдаются карточки с двумя узорами. Один узор необходимо выполнить в теплой цветовой гамме, другой в холодной. Взаимоконроль учащихся после выполнения задания.
Задание 2:Учащимся предлагаются схемы изделий разной сложности (в зависимости от индивидуальных особенностей). Каждый учащийся с помощью карандашей должен создать свой узор в теплой хроматической гамме, хроматической холодной гамме, ахроматической гамме (по выбору, данная схема будет использоваться на следующем занятии при выполнении изделия). Возможно использование таблицы сочетаемости цветов.
Подведение итогов занятия. Викторина «Простые советы».
Сегодня мы с вами познакомились с цветовым спектром, холодными и теплыми цветами и сделали вывод, что не так то просто изготовитьт украшение, которое будет радовать глаз Делать украшения – большое искусство. Однако и умение их носить – большое искусство. Очень важно иметь чувство меры и вкус. Поэтому мы сейчас немного поиграем, а заодно выясним, какие украшения и когда нужно носить.
Ответы учащихся сопровождаются комментариями педагога и демонстрацией моделей.
Какие украшения больше подходят для праздничного вечера? (броские, яркие браслеты, ожерелья, колье, серьги с подвесками).
Какие украшения лучше носить осенью? (из желтого, золотистого, коричневого бисера теплых оттенков. Эти цвета напоминают краски опавшей листвы).Какие украшения лучше носить зимой? (холодных тонов из серебристого, белого, прозрачного и бесцветного бисера. Белый и серебристый цвета снега. А прозрачный бисер и бусины подобны чистому морозному воздуху.)Какие украшения лучше носить весной и летом? (украшения в бирюзовых, фиолетовых, красных, зеленых и синий тонах. Здесь уместна как теплая гамма цветов, так и холодная).Итак, мы узнали много нового и интересного. Знания о гармонии цветов , сочетании цветов и оттенков пригодятся нам не только для создания украшений, но и при выборе одежды, аксессуаров.