Понятие цвета и его основные характеристики


«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детская художественная школа №1 им. Н.П.Шлеина»
Города Костромы
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании совета МБОУ ДОД Директор МБОУ ДОД
«Детская художественная школа №1» Детская художественная
« » 2015 г. школа №1»
----------------------------------------------- Кузьмичева Л.В.
------------------------------

Статья на тему: « Понятие цвета и его основные характеристики.»
Автор-составитель:
Матюшева Мария Алексеевна
Преподаватель первой
категории
ДХШ№1, им.Н.П. Шлеина,
города Костромы.
Матюшевой Марии Алексеевны
Город Кострома
2017 год
Понятие цвета и его основные характеристики.
Проблема цвета всегда была и остается актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора – для всех, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности.
Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержится и объективное начало (свет) и субъективное (зрение). По этому даже элементарные основы цветоведения опираются на данные множества наук: оптики, психологии и физиологии. Если рассматривать цвет как явление культуры и средство изобразительного искусства, то во круг наук фундаментальных по отношению к теории цвета, включаются такие как: философия, эстетика, теория и история искусств. В свою очередь, наука о цвете используется в самых разнообразных отраслях науки и материального производства, во всех жанрах искусства. Трудно назвать область человеческой деятельности, в которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете.
Значение цвета в жизни человека велико и разнообразно. Цвет сопровождает и окружает нас повсюду. Очевидно, эта биологическая функция цвета определяет и его роль в духовной жизни человека, выражающуюся в способности эмоционального воздействия цвета на человека. «Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности – бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет – это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу».
Ничто не могло бы так поразить человеческий разум, как появление в небесах гигантского цветового венца. Гром и молния пугают нас, но цвета радуги и северного сияния успокаивают и как бы возвышают нас. Радуга считается символом мира. Слово и его звук, форма и ее цвет – это носители трансцендентной сущности, только еще смутно нами прозреваемой. Так же как звук придает сказанному слову свое сияние, так и цвет придает форме особую одухотворенность. Поэтому, только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны.
Человек стал пользоваться краской еще 40 тыс. лет назад. Широкие полосы краски, нанесенные неандертальцем в пещере Ля-Ферасси во Франции, являются первыми произведениями цветового искусства. Это были яркие естественные минеральные краски, полученные из земли, мела и угля с примесью крови и жира животных. Наиболее распространенные понятия о красоте в народной эстетике связаны с цветом; они нашли отражения и в народном декоративно – прикладном искусстве и в русском фольклоре.
Решающим в искусстве являются не выразительно – изобразительные средства, а человек со своим характером и человечностью. Первым идет формирование и развитие личности, а затем уже возможность творчества. Серьезное изучение цвета – это превосходное средство для этой цели, ибо оно ведет к пониманию внутренней обусловленности явлений. Признать существование этой обусловленности, значит проникнуться вечными законами природного мира.