Конспект урока по изобразительному искусству на тему Основные характеристики цвета


Конспект урока цветоведения для 1 курса
Тема: «Основные характеристики цвета»
Тип урока: Урок формирования и закрепления новых знаний
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными характеристиками цвета: тон, насыщенность и светлота.
Задачи урока:
- развивать творческую и познавательную активность;
- закрепить знания учащихся о цвете.
Материалы: кисти, краски, бумага, палитры, карандаш, ластик
Ход урока
Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, дорогие студенты! Садитесь. Сегодня урок цветоведения у вас проведу я. Меня зовут Татьяна Юрьевна.
Тема нашего урока «Основные характеристики цвета».
Цель урока – познакомиться с основными характеристиками цвета: тон, насыщенность и светлота. Студенты приветствуют преподавателя!
2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в-третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии. Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности.
Знание этого предмета — важнейшее условие правильного решения вопросов, возникающих при создании искусственной цветовой среды человека, предпосылкой сознательной оценки и квалифицированной реализации принимаемых решений.
Что такое цвет?
Цвет — это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
3) Объяснение нового материала
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две важнейшие группы: хроматические и ахроматические.
К группе ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света, или, иначе говоря, неодинаковым коэффициентом отражения.
Ахроматические (бесцветные) цвета отличаются один от другого только по яркости, т. е. они отражают разное количество падающего на них света. Например, белые поверхности и предметы отражают 70— 90 % падающего на них света, а черные — 3—4 %.
Между самыми яркими — белыми — и самыми темными — черными поверхностями имеются различные оттенки серого цвета: светло-серые с коэффициентом отражения 50—60 %, темно-серые с коэффициентом отражения 15—20 %. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 300 оттенков.
Хроматические цвета — это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Цветовой тон – это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом и дать ему название. Характеризуется преобладающей длиной волны. Спектр оптического излучения составляет три зоны:
– длинноволновую – от красного до коричневого;
– средневолновую – от оранжевого до голубого;
– коротковолновую – от голубого до фиолетового.
Так, например, преобладающая длина волны фиолетового цвета равна 390—450 нанометров, синего — 450—480, голубого — 480—510, зеленого— 510—550, желтого — 550—585, оранжевого — 585—620, красного — 620—800.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Так, если чистый спектральный цвет, например, красный, принять за 100 %, то при смешении 70 % красного и 30 % белого насыщенность полученной смеси будет равна 70 %.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом принеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины, как светосила, интенсивность, звучность, 
блеклость.
Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый — краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтым оттенком. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете.
Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте.
При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.
Этими общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Наше видение связано с бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры и индивидуальным творческим восприятием.
Внимательно слушают, запоминают и некоторые моменты конспектируют.
5) Постановка творческой задачи
Нарисовать цветовой круг, спектральные и черно-белые цвета. 7) Этап самостоятельной работы
Теперь приступим к самостоятельной работе.
(Хожу по рядам, смотрю, что у кого не получается, подсказываю, по возможности помогаю)
Студенты в творческом процессе.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
Тест 9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание: учить лекцию
Урок окончен! До свидания! Тест по цветоведению «Основные характеристики цвета»
1.Напишите субъективные характеристики цвета?
2. Качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом и дать ему название – это?
3.Что такое насыщенность цвета?
4. Что характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому?
5. Назовите основные цвета:
а) желтый, зеленый, красный    
б) красный, синий, зеленый      
с) желтый, красный, синий
6. Какие цвета относятся к теплым:
а) белый, оранжевый   
б) желтый, красный 
с) синий, фиолетовый
7.Цвета, которые нельзя получить смешиванием, называются:
а) глухими  
б) основными
с) звонкими
8. Какие цвета относятся к холодным:
а) синий, зеленый     
б) голубой, черный    
с) фиолетовый, коричневый