Урок в 5 классе Колорит в живописи. Тон и тональные отношения


5 класс.
Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
Цели:
Выявление цветового разнообразия природы, царящего вокруг.
Задачи:
1.познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей¬ствием цветовых пятен, цветовой композицией;
2.учить находить гармонические цветовые сочетания;
3.развивать технику работы с красками;
4.воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями;
5.создавать условия для раскры¬тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
2.Нарисовать с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага) продолжение работы.
Содержание урока
I. Организация урока.
1. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчест¬ву. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. ТатъяничеваП. Сообщение темы урока.
В живописи цвет оп¬ределяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. На¬до очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения, взаимодействия цветовых пятен.
III. Изучение нового материала.
1.Понятие о цветовых отношениях.
Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соот¬ветствии с этими знаниями, а такая художественная передача цве¬товой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных усло¬виях.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолето¬вых.
Посмотрите, например, как написаны натюрморты И.Т.Хруцкого, И. И. Машкова, Пьер-Огюста Ренуара, Поля Сезанна,
Как же удается верно передать цветовое многообразие приро¬ды, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все ре¬шают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со¬всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окра¬ской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, ху¬дожник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со¬всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На кар¬тине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистиче¬ской живописи.
Н. Крымов однажды, показывая ученикам свою картину, ска¬зал: «Посмотрите, как написана зеленая лужайка: киноварь и охра, и сиреневое, и коричневое, и голубое». Заметьте – написана зеле¬ная лужайка, а о зеленой краске не было упомянуто. Выдающийся русский пейзажист А. Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Сине-лиловые рефлексы от неба на освещенной солнцем воде резали глаз своим диссонансом. Я... потом все-таки добился гармонии ме¬жду желтой водой и синими рефлексами, постепенно вытеснив с палитры синие краски,... заменив их жженой сиеной с белилами. В силу контраста и закона дополнительных цветов сиена зазвучала как лилово-синяя».
На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияют освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть сосед¬ство разноокрашенных предметов. Так, в условиях очень интен¬сивного освещения, например в яркий летний полдень, на осве¬щенных местах цвета теряют свою насыщенность – выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. Иногда начинающие жи¬вописцы не понимают этого и делают наоборот – то, что находится в сильном свету, пишут самыми яркими красками, а в тенях приме¬няют для затемнения черную краску. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы¬плывать золотые и серебряные «рыбки» света».
Кроме освещения, на восприятие цветов влияет расстояние, воздушная прослойка. Воспринимаемые нами цвета предметов оп¬ределяются еще и отраженными лучами-рефлексами, которые предметы посылают друг на друга. Эти перекрещивающиеся пото¬ки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, которые как бы пронизывают и окутывают все, создают особую цветовую среду, некий общий цветовой строй. Такой общий цветовой обмен карти¬ны, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целост¬ной, гармонической слаженности и жизненной правдивости, назы¬вается в живописи колоритом.
2.Беседа о колорите.
Вспомните, что называют колоритом. (Ответа учащихся.)
На протяжении истории развития мирового искусства сложи¬лись разные системы цветопередачи, но все они основаны на сис¬теме смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим ко¬личеством красок.
Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художе¬ственной формы. Художник пользуется цветом в качестве компо¬зиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.
Общее цветовое решение картины называется колоритом.
Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочета¬ние цветов помогает глубже выразить замысел художника, пере¬дать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, рас-крыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его примене¬ние позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонко¬сти цветовых отношений и переходов.
Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» за¬мечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи. Главное, исходное свойство колорита – богатство и согласованность цветовых оттен¬ков, передающих многообразные свойства предмета. Исторически сложились две традиции в его трактовке.
Одна происходит от традиций средневекового искусства и ос¬нована на применении системы из ограниченного количества цве¬тов. При этом каждый цвет несет и определенную систематиче¬скую нагрузку. Например, красный означает мученическую смерть, зеленый – надежду, синий – божественную чистоту. Носителем этой традиции является, например, иконопись.
Для второй характерно стремление как можно ярче, точнее и полнее передать цветовую картину мира с использованием тона, приема валёра и рефлексов. Для обогащения колорита использует¬ся также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.
Колорит может быть теплым (преимущественно красные, жел¬тые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые).По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокой¬ным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.
Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно луч¬шими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Вот почему И. Крамской говорил: «Художник-колорист в настоящем смысле слова находит на палитре именно тот тон и цвет, какой есть в действительности или какой он боль¬шему числу людей кажется».
3.Понятие о цветовом тоне.
Звучание и место отдельного цветового тона в ко¬лорите произведения зависит от его согласования с другими ис¬пользованными художником тонами.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наря¬ду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отноше¬нию к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голу¬бой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).В живописи тоном называют также основной оттенок, обоб¬щающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщаю¬щий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбира¬ются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимо¬сти от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.
Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цве¬тового равновесия между теплыми и холодными цветами.
Соседство теплого и холодного создает интенсивность звуча¬ния живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавли¬вать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.
Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распре¬делять цветовые переходы по пространству картины.
4. Понятие о локальном цвете.
Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отраже¬ний от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Применение локального цвета характерно для изобразительно¬го искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.
5.Понятие о цветовой гармонии.
Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые соче¬тания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).
Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цве¬тов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим пример¬ные схемы гармонических сочетаний цветов:
1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цве¬товом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контра¬стно, уместно только в плакате;
2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;
3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гар¬моничным.
Вот некоторые практические рекомендации:
а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цве¬товому кругу;
б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсив¬ными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);
в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло¬серыми.
Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний отно¬сительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установ¬ленными для всех случаев.
При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Уста¬новлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль харак¬тер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.
Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения.
Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естест¬венным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие это¬го живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми.
6. Беседа по карт и не К. А. Коровина «Зимой».
Чем больше мы вглядываемся в картину, тем пол¬нее воспринимаем ее художественные особенности, глубже прони¬каем в ее содержание. Даже произведения, с которыми мы позна-комились, занимаясь еще в младших классах, не раскрыли нам пока всех своих секретов, не всегда нами глубоко поняты.
Рассмотрим, например, картину Константина Алексеевича Ко¬ровина «Зимой» с учетом новых знаний.
Прежде чем мы посмотрим на эту картину, нужно отметить, что главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «При¬рода наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если мож¬но так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризую¬щих живое».
Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в рус¬ской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примеча¬тельно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатей¬ливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изго¬родь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.
Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне?IV. Актуализация знаний учащихся.
Мы задумали нарисовать натюрморт с осенними овощами в цвете. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина ра¬достной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Определить, какого цвета в натюрморте будут фрукты? Это сложно. Можно подобрать набор фруктов небрежно или же сделать его изысканным
Итак, вы составили на прошлом уроке натюрморт. Сделали его эскиз. А теперь нужно решить много дру¬гих вопросов, связанных вы¬бором палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок овощей в цвете.
Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнение повторите 8-10 раз.
Исходное положение — стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение по¬вторите 4-6 раз.
Во время практической работы учитель делает целевые обхо¬ды:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль пра¬вильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и каче¬ства выполненной работы.
VI. Итог урока. а) выставка работ учащихся
б) обобщение материала (тест)