методическая разработка урока по теме Железо, его свойства и применение


Дисциплина: Химия
Тема: Железо. Свойства и применение.
Тип: урок изучение нового материала
Цель: Овладение знаниями о физических и химических свойствах элемента железа и формирование представления о его применении.
Задачи:
- сформировать у студентов представление о железе, как о химическом элементе с помощью периодической таблицы;
- расширить представления студентов об областях применения железа в промышленности и профессиональной деятельности
- организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
МТО:ПК, презентационная программа «Сказо гвоздях», самостоятельная работа с проверкой по эталону, лист оценивания работы студентов.
Информационное обеспечение:
Учебник О.С.Габриеляна «Химия 9, 11 класс», М.: издательский центр
«Дрофа», 2011, учебник для профессиональных заведений «Химия» Ю.М. Ерохин, изд-во «Академия», 2008г., учебник «Химия» для профессий и специальностей технического профиля, изд-во «Академия» 2012г., учебник «Химия 9 класс» Г.Е. Рудзитис, «Просвещение» 2013г., учебное пособие «Химия для технических колледжей» Л.П. Черникова , изд-во «Феникс» 2001г., учебное пособие для вузов «Общая химия», Н.Л. Глинка, Ленинград «Химия»1983г., учебник для учащихся техникумов «Химия» В.М. Потапов, М. «Высшая школа», 2002г., таблица «Периодическая система химических элементов», компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: Интернет-ресурсы , бумага для флипчарта и маркеры, коллекция «Металлы и сплавы».
Для кого предназначается: преподавателям химии профессиональных образовательных учреждений.
Пояснительная записка
Данное занятие способствует формированию у студентов представления о железе, как о химическом элементе, его свойствах и областях применения в профессиональной деятельности, а так же формирует общепрофессиональные компетенции – организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. На уроке были созданы условия для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения, в частности технологию критического мышления ,целью которой является включение студентов в образовательную деятельность через различные формы интерактивного обучения.
Урок построен в соответствии с требованиями технологии РКМ и включает три стадии - вызова, осмысления, рефлексии; приемы РКМ (развитие критического мышления): «конструирование текста», «сказка», «зигзаг», ПОПС – формула.
Ход занятия:
I. Мотивационная часть - Стадия вызова (7 мин.)Преподаватель: Здравствуйте, мы продолжаем изучать тему « Металлы», на прошлом уроке рассмотрели особенности строения металлов главных подгрупп. Сегодня на нашем занятии предлагаю вам посмотреть презентационную программу «Сказ о гвоздях» (зачитывает студент). Приложение 1
Преподаватель: Вы просмотрели и прослушали сказ, назовите тему нашего занятия и какую бы вы поставили перед собой цель?- студенты предлагают варианты темы и цели занятия.
Преподаватель: Тема - «Железо, его свойства и применение».Цель: Дать характеристику элементу железу по периодической системе химических элементов (далее ПСХЭ), рассмотреть физические и химические свойства, применение железа в профессии.
Преподаватель:На нашем занятии мы с вами будем работать в 5-ти группах. Давайте совместно разработаем инструкцию работы в группах на занятии.
Инструкция:
Мнение каждого верно;
Умей слышать и слушать другого;
Доказывай свою точку зрения
Работа в группах – 10мин.
В каждой группе необходимо определить ведущего специалиста.
Ведущий специалист оценивает работу каждого студента в группе – студенты предлагают свои варианты и дополнения.
II.Объяснение нового материала - Стадия осмысления (28 мин.)Преподаватель: Исходя из «Сказа о гвоздях» и сформулированной цели занятия нам необходимо рассмотреть:
группа-положение и характеристика металла по периодической таблице;
группа - физические свойства металла
группа - химические свойства железа на примере его взаимодействия с простыми веществами
группа - химические свойства железа на примере его взаимодействия со сложными веществами
группа – применение металла и его сплавов в профессии
Работа в группах
Студенты самостоятельно работают с информационными источниками по заданному направлению; рассматривают и описывают образцы коллекции «Металлы и сплавы», с помощью ресурсов Интернет подбирают материал по применению металла и его сплавов в профессиональной деятельности. Материал в группах обсуждается по интерактивному методу «Зигзаг» и представляется в виде проекта на бумаге для флипчарта у доски.
Защита проектов группами
Требования к защите проектов:
От каждой группы защищает проект один представитель,
Группа имеет право внести дополнительные сведения
Другие группы составляют опору-схему и могут задать вопрос
Время защиты – 3 минуты.
Работа с опорой- схемой
Преподаватель: Мы с вами рассмотрели характеристику железа, его физические и химические свойства, а так же применение в профессии в виде сплавов чугуна и стали.
III. Закрепление материала – 5 мин.
Преподаватель: Самостоятельная работа с проверкой по эталону состоит из трех заданий, оценивание происходит в паре, один из экземпляров сдаете преподавателю. Время выполнения задания -3 мин.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону-Приложение 3
IV. Заключительная часть- 2мин.
Домашнее задание:
Преподаватель:Вы можете выбрать
Подготовить проект по теме «Коррозия металлов», «Роль железа в организме человека», «Применение железа в профессии» в форме презентационной программы (6-8 слайдов);
Подготовить информационный бюллетень по теме «Железо» с активными гиперссылками.
Желающие могут пройти тренажёр на сайте ФЦЭОР по ссылке http://fcior.edu.ru/card/6049/trenazher-svoystva-oksidov-i-gidroksidov-zheleza.htmlСтадия рефлексия(2-3мин.)
Преподаватель: Вам предлагается выразить свое аргументированное отношение к материалу урока, составив ПОПС - формулу.
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы вы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Оценивание и итоги занятия
Преподаватель: Оценку за работу в группах вам поставили ведущие специалисты, они учитывали работу каждого члена команды, его вклад, активность, креативный подход в подготовке и защите проектов. В ходе нашего занятия мы рассмотрели характеристику элемента по ПСХЭ, рассмотрели физические и химические свойства железа и его применение в вашей профессии.
Приложение 2
группа-положение и характеристика металла по периодической таблице
Ф.И. ведущего специалиста _______________________
_______________________________________________
№ п/п Ф.И. Работа в группе Бонус Самостоятельная
работа Итоговая оценка
группа - физические свойства металла
Ф.И. ведущего специалиста ______________________
____________________________________________
№ п/п Ф.И. Работа в группе Бонус Самостоятельная
работа Итоговая оценка
группа - химические свойства железа на примере его взаимодействия с простыми веществами
Ф.И. ведущего специалиста ______________________
____________________________________________
№ п/п Ф.И. Работа в группе Бонус Самостоятельная
работа Итоговая оценка
группа - химические свойства железа на примере его взаимодействия со сложными веществами
Ф.И. ведущего специалиста ______________________
____________________________________________
№ п/п Ф.И. Работа в группе Бонус Самостоятельная
работа Итоговая оценка
группа – применение металла и его сплавов в профессии
Ф.И. ведущего специалиста ______________________
____________________________________________
№ п/п Ф.И. Работа в группе Бонус Самостоятельная
работа Итоговая оценка
Приложение 3
Вставьте пропущенные слова.
В периодической системе Д.И.Менделеева железо расположено в периоде, группе,
подгрупп . Его порядковый номер ,
относительная атомная масса.
Закончите уравнения реакций:
а) Fe + HCl =
б) Fe + CuSO4 =
Заполните схему( применение железа в профессии)

.