Конспект урока по истории Смута в России

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище №36
Курского района Курской области


Смута в России начала 17 века

Но кто мог узнатьРоссию
Казалось, что россияне уже не
имели отечества, ни души,
ни Веры!

Н.М.Карамзин



Работа преподавателя истории
ОБОУ НПО ПУ №36
Шишлянниковой Татьяны Васильевны


Тема урока: Смута в России начала 17 века.
Цели урока ( для преподавателя): через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.
Задачи:
- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;
- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- cпособствовать развитию навыков самостоятельной работы, понятийного аппарата, навыков самоконтроля, развитию памяти, внимания, образного, логического мышления, умений наблюдать, сравнивать;
- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.
- продолжить формирование умений работы в коллективе, слушать и анализировать ответы товарищей, аргументировано высказывать свои мысли, устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- стимулировать потребность в самообразовании, .
Цели урока ( для обучающихся):
-обобщить и закрепить теоретические знания по теме «Смута в России начала 17 века»;
- продолжить формирование умений работы в коллективе, слушать и анализировать ответы товарищей, аргументировано высказывать свои мысли, устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;
- стимулировать потребность в самообразовании, .

Материалы и оборудование урока: экран, проектор, компьютер, рабочие листы
По целеполаганию: обобщающий
По основной дидактической задаче: обобщающий
По форме проведения: исследовательский, проблемный.
Формирование общих компетенций:
ОК 2 «Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач»;
ОК 6 «Работа в группах, взаимодействие друг с другом и преподавателем»




Но кто мог узнатьРоссию
Казалось, что россияне уже
не имели отечества, ни души,
ни Веры!
Н.М.Карамзин


Ход урока.
1.Организация начала занятия.
Здравствуйте! В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства.
2. Мотивация к учебной деятельности
( Цель: включение обучающихся в действие на личностно-значимом уровне)
-Что это за праздник? ( Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город). Значит, о чем сегодня на уроке пойдет речь? ( о периоде Смутного времени) (слайд1)
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках , по этому поводу и в наше время не утихают дискуссии историков.
-Как вы думаете почему? (слайд3) (в период решалась судьба России)
В подтверждение этого мы перейдем к работе по группам на рабочих листах, где вам будут предложены задания, на которых имеются исторические документы, вопросы, таблицы для заполнения. Задания пронумерованы, справа есть графы оценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1. У нас также задействована экспертная группа для проверки ваших работ после выполнения заданий. Посмотрите внимательно на задания. У кого возникли вопросы? А теперь попробуйте сформулировать цели нашего урока. ( ребята называют). Посмотрим правильно ли вы сформулировали цели (слайд 2)

3. Актуализация знаний.
- Приступаем к выполнению заданий.
Задание №1 : из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.(слайд № 5)
Задание №2: существуют различные исторические подходы к определению Смуты. - Можно ли подобрать синонимы к этому понятию? Запишите их.
(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция).
-А сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «1612», который недавно вышел на экраны и имеет уже многочисленные отклики телезрителей, критиков, историков (в этот период решалась судьба России).
- Можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы? (да, её удалось избежать.).

4. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы.
-Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?(слайд №6)
Как вы понимаете понятие « национальная катастрофа?» (утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения этого обратимся к историческому документу, который есть у вас в рабочих листах. Прочитайте его. (слайд №7)
Задание №3: по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись скот и псы жили в алтарях; пили из потиров, на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? ( люди перестали ценить не только жизнь , но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.) Действительно ли такое могло случиться? ( Да, если бы народ не поднялся на защиту своего Отечества)
Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы? Запишите их.
1. Слабость власти
2.Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).
3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте территории, занятые польскими и шведскими войсками)
Обобщить всё сказанное можно словами известного историка . (слайд9)
Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнатьРоссию Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!» Что автор хотел сказать этими словами?
Задание №4: Выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. В рабочих листа запишите причины Смуты. Таблица « Причины Смуты.» (поделимся на 3 группы и каждая группа запишет по одному типу причин)
(слайд №10)
политические
экономические
нравственные

1. Династический кризис
1. Последствия опричнины и Ливонской войны
«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв

2. Борьба боярских групп за власть
2. Бегство крестьян на окраины


3. Притязания Польши на русские земли
3. Голод 1601-1603гг.


4. Неподчинение окраин центру








Задание №5: Исходя из определившихся причин, определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.(слайд №14)
Начало Окончание
1584г. 1612г.
1591г. Подчеркните правильный 1613г.
1598г. вариант 1617г. или1618г.

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, назовите какие, но у них не получилось, выясним почему с помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь). Слайд 16. Каждая группа заполняет по одной характеристике.

Задание №6 Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения
Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.
Имя___________
Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за
Имя_________
Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления
1598-1605
1605-1606
1606-1610

2.На какие слои общества опирался
бояре, дворяне
дворяне, казаки, поляки, холопы
бояре

3.Почему не удалось укрепить власть
Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.
Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.
Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4.*Предложи свой
вопрос
Какой вклад внёс в развитие страны?
Был ли родовит и знатен?


Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.
-Кто они?
-Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади? (слайд 18)
-Кто желает выступить с сообщением о фактах жизни Минина и Пожарского? (сообщения К.Минин и Д.Пожарский) (слайды 19-25)

Задание №8: Прослушав сообщения и используя документы, которые находятся перед вами ответьте на вопрос :
- Какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени? Запишите.
Работа с документом на стр. 256 – первый вариант
Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца» )
Задание №9:Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г. (слайд 26)
Обратите внимание на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.
- Кто эти люди, которые обсуждают избрание нового царя? (семибоярщина)
- Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?
- Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?
- *Найдите в фильме несоответствие исторической действительности? Запишите его в рабочие листы.
Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
-А теперь давайте вернемся к поставленной проблеме : (слайд 27)
5. Решение проблемы.
-Как же России удалось избежать национальной катастрофы?
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал: (слайд 28)
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
В связи с этим, скажите почему сейчас тема народного единства приобретает важное политическое и экономическое значения?
( потому , что только единый народ может добиться процветания своего государства)
-Можно ли из этого сделать вывод? Какой? ( Спасение страны было главным итогом Смуты)
- Но не единственным,
-Какие ещё итоги можно назвать? Напишите наиболее важные итоги на своих рабочих листах
Рост национального самосознания. Упадок хозяйства.
Новая династия. Потеря территории.
Укрепление царской власти. Убыль населения
Сохранения единства страны.
Усиление роли Земских соборов
5. Рефлексия деятельности.
- Ребята, свои рабочие листы представьте в экспертную комиссию для подсчета баллов. А пока экспертная комиссия подсчитывает баллы и подводит итоги, мы с вами посмотрим окончание фильма «1612». (слайд 30)

- Как вы думаете, на что были направлены все силы российского народа после окончания Смутного времени?

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.
Оценки.
6.Домашнее задание. (слайд 31)


















Рабочий лист обучающегося _______________________
Тема урока:
Полностью (2 балла)
Частично (1 балл)

Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.
_смута-это




Задание №2: Назовите синонимы Смуты.





Задание №3: прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.
По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись скот и псы жили в алтарях; пили из потиров, на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»




Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы?
____________________________________________________________



№4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Политические
Экономические
Нравственные










Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени
Начало Завершение
1584г. 1612г.
1591г. подчеркните верный вариант 1613г. 1598г. 1617г. и 1618г.





Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»
Вопросы для сравнения
Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.
Имя_________
Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за
Имя_________
Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.
Имя_________

1. Дата правления




2. На какие слои
общества
опирался




3. Почему не
удалось
укрепить власть




4*.Предложи свой
вопрос








Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________
Ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны?




Задание№8. Вопросы к отрывку из кинофильма «1612г.»
1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?
2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?
3)*Есть ли в фильме несоответствие исторической
действительности?
________________________________________________________________
_________________________________________________________________



Задание№9: запишите наиболее важный итог Смутного времени.
_____________________________________________________







Количество набранных баллов
17 – 20 баллов – оценка «5»
14 – 16 баллов – оценка «4»
8 – 13 баллов – оценка «3»
Спасибо за работу на уроке!


Второе ополчение. Из «Нового Летописца»
О приезде из городов ратным людем и з казною из городов


В Нижнем же казны становяше мало. Он же нача писати по городом в Поморские и во все Понизовые, чтоб им помогали идти на очищения Московского государства. В городах же слышаху в Нижнем собрания, ради быша и посылаху к нему на совет и многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многую казну. Слышаху же в городех ратные люди, что в Нижнем збираютца все свободный чин, поидоша изо всех городов. Первое приидоша коломничи, потом резанцы, потом же из Украинных городов многия люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при царе Василье. Они же им даваше жалованье.




О приходе в Ярославль

Князь Дмитрей же Михайлович и Кузма поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им в подмогу многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многия. Они же не взяша у них ничего и, быв в Ярославле, начаша промышляти, како бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помочь денежную казну



















Второе ополчение. Из «Нового Летописца»
О побое гетманском и об отходе гетману от Москвы

И августа в 24 день поидоша етман з запасом на проход в Москву. Князь Дмитрей же Тимофеевич Трубецкой с ратными людьми ста от Москвы реки от Лужников. Князь Дмитрий же Михайлович с своей стороны ста у Москвы реки, у Ильи пророка Обыденного, а воевод, кои с ним приидоша из Ярославля, поставиша, где был дровяной град по рву. А против етмана послаша сотни многия. И бою бывшему великому с утра до шестого часу, етман же, видя против себя крепкое стояние московских людей, и напусти на них всеми людьми, сотни и полки все смяша, и втоптал в Москву реку. Едва сам князь Дмитрий с полком своим стоял против их. Князь же Дмитрей Трубецкой и казаки все поидошав табары постави. И острожок, что был у Климонтасидеша в нем казаки, литовские люди взяша и посадиша своих литовских людейДню же бывшу близко вечера, Бог же положи храбрость в немощнаго: бриде бо Кузьма Минин ко князю Дмитрею Михайловичу и просящее у него людей. Князь Дмитрей же ему глаголаше: «емли ково хощеши». Они же богом гонимыне дождався их, побегоша к табарам Хаткеевым, рота роту смяха. Пехота же, видя то, из ям и из кропив поидоша тиском к табарам. Конныя же все напустиша. Воеводы ж и ратные люди сташа по рву древяного города, коши же и шатры все поимаша. Многие же люди хотяху битисяОгню же и дыму, яко от пожара велия, гетману же бывшему в великой ужасти, и отойде к пречистой донской и стояще во всю нощь на конех. На утре же побегоша от Москвы.




















Второе ополчение. Из «Нового Летописца»
О выводе боярском и о сдаче Кремля города

Литовские же люди, видя свое неизможение и глад великой, и град Кремль здавати начаша и начаша уговариватца, чтобы идти ко князю Дмитрею Михайловичу в полк Пожарскому. Казаки же, видя то, что приидоша на Каменной мост все бояре, и собрашася все, з знаменами и со оружием приидоша и хотяху со князь Дмитриевым полком битися, едва у них без бою пройде. Казаки ж поидоша к себе в табары, а бояре из города выидоша. Князь Дмитрей же Михаилович прия их с честию и возда им честь велию. На утри же Струс полковник с товарыщи Кремль город здаша и Струса взяша в полк ко князь Дмитрею Тимофеевичу Трубецкому со всем полком ево. Казаки же весь ево полк побиша, немногие осташа. Будилов же полк взяша в князь Дмитриев в полк Михаиловича Пожарского и их послаша по городом ни единова ни убиша и не ограбиша их. Сидение ж их бяша в Москве таково жестоко: не токмо что собаки и кошки ядяху, но людей русских побиваху и ядяху, но и сами друг друга побиваху и едяху




















Рисунок 2