Разработка урока по теме. Аммиак: строение, свойства, получение, применение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Разработка урока по теме.
Аммиак: строение, свойства, получение, применение
(9 класс)

Учитель: Носова Е.В.
Цели урока:
Образовательная.
Изучить физические и химические свойства аммиака, основываясь на строении, молекулы; его получение, собирание и распознавание применение в соответствии с его свойствами. Изучить водородную связь, и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
Воспитательная.
Диалектико – материалистическое, гигиеническое, экологическое, природоохранное, воспитание коммуникативных качеств учащихся.
Развивающая.
Развитие знаний о видах химической связи, механизме образования ковалентной химической связи, формах молекул неорганических веществ, свойствах аммиака;
умения работать с учебником, выделять главные мысли, устанавливать причинно – следственные связи, логически мыслить, умения работать в группах, парах.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, нашатырный спирт, фенолфталеиновая бумага, лакмусовая бумага, вода, хлорид аммония, гашёная известь, ступка, пестик, удобрения. Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно – иллюстративный, наглядные, словесные
Тип урока. Комбинированный
.Ход урока
I. Актуализация знаний
1. Фронтальная беседа по вопросам прошлого урока. (См слайды)
1)Области применения аммиака?
2)Какое отношение имеет изображение, показанное на слайде, к азоту?
Какую роль выполняет азот в атмосфере

3) Почему азот не реагирует с кислородом воздуха и другими газами атмосферы?
4) Обоснуйте свой ответ, охарактеризуйте химическую связь в молекуле азота.

5) Запишите уравнение реакции, характеризующее процесс, происходящий с азотом в атмосфере во время молнии?

Почему во время молнии азот вступает в химическую реакцию?

6). Роль учёных в изучении азота?

7)Почему же, всё – таки, азот считается жизненно важным элементом?

8) Каково значение клубеньковых бактерий в природе?

Почему после бобовых растений ненужно в почву вносить азотные удобрения?
9)Что показано на рисунке? Биологическое значение?

II. Изучение нового материала.
Запись темы урока «Аммиак: строение, свойства, получение, применение»
Цель урока. Изучить аммиак, его строение, свойства, получение, применение
Задачи урока.
Вспомнить строение химических связей в молекуле азота
Рассмотреть водородную связь, её особенности, свойства, значение
Конкретизировать и расширить знания о физических свойствах аммиака
Рассмотреть химические свойства аммиака.
Выяснить причину проявления основных свойств аммиака.
Рассмотреть донорно-акцепторный механизм химической связи в ионе аммония
Получение, собирание и распознавание аммиака
Применение аммиака
1)Применение аммиака (значимость изучаемой темы) беседа, демонстрация слайдов, удобрений.

2) Строение молекулы аммиака.
Учащиеся записывают электронную и структурную формулы аммиака, указывают тип с
вязи. Форма молекулы, полярность. ( См. слайд)



3) Демонстрация нашатырного спирта. Выяснение физических свойств аммиака.

(Работа в парах), используя учебник, знания и интернет ресурсы
Обсуждение физических свойств. (Цвет, запах, агрегатное состояние, относительная плотность по воздуху, температура замерзания, температура при которой аммиак сжижается, влияние давления на агрегатное состояние аммиака, поглощении тепла при испарении)
Проблема
Почему аммиак легко сжижается при повышении давления, используется в холодильных установках?

4) Изучение водородной связи. Объяснение механизма образования этой связи, обратив внимание детей на наличие частичного «+» заряда на атоме водорода и частичного «-» заряда на атоме азота: …NH3…..NH3…..NH3….

Определение водородной связи, её свойства и значения ребята читают самостоятельно.
? На основании изученного материала объясните, почему аммиак применяется в холодильных установках.
Благодаря водородной связи аммиак легко сжижается, а при испарении поглощается много тепла.
Проблема
(Демонстрация растворимости аммиака в воде. Изменение окраски фенолфталеина в малиновый цвет в растворе аммиака) (См. слайд)
Проблема. Почему аммиак хорошо растворяется в воде и проявляет основные свойства?
(Работа в парах с использованием учебника, дополнительной литературы)
При ответе должно прозвучать наличие водородных связей между молекулой воды и аммиака. (Полярное растворяется в полярном.), понятие водного раствора аммиака и нашатырного спирта, а также уравнение реакции между аммиаком и водой, которое показывает наличие иона определяющего щелочную среду и соответственно окраску ф-ф малинового цвета.
NH3+H2O NH3 *H2O (NH4)+ + OH-
5) Химические свойства аммиака. ( Работа в парах)

А) Взаимодействие с водой, запись уравнения реакции
Б) Взаимодействие с кислотами. Запись уравнения реакции взаимодействия аммиака с хлороводородом (работа в парах)
В) Горение аммиака. Запись уравнений реакции и указание условий их протекания.
Рассмотреть реакции в свете окисления – восстановления
Учащиеся отвечают на вопросы и формулируется ввод.
Вывод
1 Аммиак сильнейший восстановитель, так как его степень окисления -3, может только повышаться
2.Аммиак проявляет основные свойства, при этом образуется ион аммония.
?Почему аммиак проявляет основный характер?
Каким образом образуется ион аммония (NH4)+
Рассматривается механизм образования иона аммония, так как образуется ещё одна ковалентная (равноценна) химическая связь вследствие неподелённой электронной пары атома азота, которая предоставляется иону водорода.
Механизм химической связи донорно-акцепторный, донором является азот, акцептором ион водорода. Поясняется, валентность азота равна 4, а степень окисления -3.


Таким образом, строение аммиака влияет на его свойства.
Применение аммиака зависит от его свойств.
7) Применение аммиака. Работа с учебником, дополнительной литературой и Интернет-ресурсами Применение знаний объясняются свойствами аммиака. ( работа в парах)
8) а) Получение аммиака в лаборатории (Демонстрация опыта с доказательством получившегося аммиака). Запись в тетради уравнения реакции.

Распознавание аммиака.
По запаху, посинению влажной лакмусовой бумаги, изменению цвета влажной ф-ф бумаги в малиновый цвет, появлению белого дыма при внесении палочки, смоченной соляной кислотой.
.
? Почему пробирка для собирания аммиака расположена следующим образом
Аммиак легче воздуха, следовательно, дно пробирки должно быть вверху.

Б) Получение аммиака в промышленности. Запись уравнения реакции.
Вывод по уроку.
Аммиак – вещество, имеющее широкое применение в народном хозяйстве, медицине, быту, сельском хозяйстве. Применение аммиака основано на его физических и химических свойствах, которые в свою очередь связаны со строением вещества.
Аммиак - токсичное вещество, его необходимо аккуратно использовать для возбуждения дыхательного центра.
Аммиак, аммиачная вода не должны попадать в водоёмы и воздух.
Необходимо соблюдать правила техники безопасности при обращении с аммиаком.
III Закрепление знаний.Напишите уравнения реакции взаимодействия аммиака с азотной и серной кислотой.
Какие частицы присутствуют в нашатырном спирте?
Почему нашатырный спирт имеет запах аммиака?
Может ли быть дым без огня ?Как вы думаете нашатырный спирт и нашатырь – это одно вещество?
Определите степень окисления элементов в аммиаке и ионе аммония.
Можно провести небольшой тест
Верно ли утверждение.
Нашатырь и аммиак – одно и тоже вещество
Аммиак плохо растворим в воде
Нашатырный спирт – действительно является соединением, относящимся к спиртам
Раствор аммиака – кислота
Степень окисления азота в аммиаке = +5
Аммиак не горит
(NH4)+ молекула
Оцениваем знания и умения учащихся
IV. Итог. 
Сегодня на уроке мы с вами изучили аммиак и его свойства, получение и применение?
Что нового вы узнали об этом веществе?
Что ещё вы хотели бы узнать об аммиаке?
Домашнее задание.
Записи в тетради. Правила, в учебнике. Параграф « Аммиак». Творческие задания.
Литература.
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. М.:Дрофа,2014.
О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002.

г.

.
.
2. Используя полученные на уроке знания и «ладошки» составить структурные формулы веществ изученных гомологических рядов, имеющих в своём составе 5 атомов углерода и назвать их, подчеркнуть функциональные группы. (Работа в парах) (пентан , пентен, пентадиен -1,3, пентин-1, пентанол, пентаналь, пентановая кислота.)
3. По структурным формулам веществ ребята определяют принадлежность к гомологическому ряду и называют их.
4. Среди предложенных веществ найти гомологи метана, этина, этилового спирта и т.д. (См. учебник Н.Е Кузнецова и др. 9 класс). ( Большое разнообразие заданий)
5.Вопросы.
С какими изученными веществами вы сталкивались в жизни?
Почему алканы получили название предельных – насыщенных?
Почему их называют парафинами?
Почему остальные представители углеводородов назвали ненасыщенными?
Почему органических соединений значительно больше, чем неорганических?
Оцениваем знания учащихся
IV. Итог. 
Сегодня на уроке мы с вами изучили гомологические ряды различных классов органических веществ. Их характерные особенности и общие признаки.
Узнали одну из причин многообразия органических соединений
Что ещё вы хотели бы узнать об этих соединениях?
Домашнее задание.
Записи в тетради, обратить внимание на особенности гомологических рядов.
Правила, в учебнике. Параграф « Предельные углеводороды» до химических свойств.
Литература.
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. М.:Дрофа,2007.
Сгибнева Е.П., Скачков А.В.Современные открытые уроки химии 8 -9 классы. Ростов н./Д «Феникс» 2002