Сквозная программа по изо 6-9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания
методического объединения
№ ____ от «___»_____________20____ года
Руководитель МО
________________/___________________/
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №______
от «____» ______________20___ года
Директор
_____________________/Л.В. Гейнц/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_______________/___________________/
«_____» _____________20____ года
дата согласования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству

Класс 5- 6
Количество часов 70 Уровень базовый

Учитель: Хамидуллина А.Ш.
Алимова А.С.
Сургут, 2016год
Пояснительная записка.
1. Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-6 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- п. 18.2.2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577).
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Положение о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по изобразительному искусству и ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство» Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. 5 – 6 класс, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38)
Цель курса: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными художественными материалами.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа содержит пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; ценностные ориентиры учебного предмета; основное содержание курса с примерным распределением учебных часов; результаты освоения учебного предмета; требования к уровню подготовки выпускников.
2. Результаты освоения курса:
Изучение изобразительного искусства в 5-х, 6-х классах направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);• формирование  целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).
Метапредметные результаты:
 Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.
Регулятивные УУД
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
К важнейшим предметным результатам освоения учащимися предмета «Изобразительное искусство» в направлении «Изобразительное искусство в жизни человека» является:
Раздел ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 5 класс 6 класс
Ученик научится
. уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств.
- построение фигуры человека;
- понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа
- иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, различать основные виды изобразительного искусства;
ученик получит возможность
научиться
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти
- различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
Раздел 2 «СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» 5 класс 6 класс
ученик научится
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, - разницу сюжета и содержания в картине; понимать композицию композиционное построении произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его метафорическом смысле
ученик получит возможность
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
- пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства
Раздел 3 «ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» 5 класс 6 класс
ученик научится
называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений фигуры человека;
- изображать человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.
- передавать движение фигуры человека в пространстве;
- передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
ученик получит возможность
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- научиться пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)
Раздел 4 «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» 5 класс 6 класс
ученик научится: ученик получит ученик научится
- видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу сюжета и содержания в картине
ученик получит возможность - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
- пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 35 часов
«ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»
«Древние образы в народном искусстве»
Основные теоретические сведения
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
«Убранство русской избы»
Основные теоретические сведения
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
«Внутренний мир русской избы»
Основные теоретические сведения
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
«Конструкция и декор предметов народного быта»
Основные теоретические сведения
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
«Русская народная вышивка»
Основные теоретические сведения
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
«Народный праздничный костюм»
Основные теоретические сведения
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)
Основные теоретические сведения
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
«СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»
«Древние образы в современных народных игрушках»
Основные теоретические сведения
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
«Искусство Гжели»
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
«Городецкая роспись»
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
«Хохлома»
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик», «Травная роспись».«Жостово. Роспись по металлу»
Основные теоретические сведения
История Жестовской росписи, формы подносов, этапы росписи.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам жестовской росписи с использованием элементов на черном фоне.
«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
Основные теоретические сведения
Посуда из бересты, история зарождения. Мезенская роспись, орнамент.
Задание: выполнить фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, коня или растительные мотивы.
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (обобщение темы)
Основные теоретические сведения
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
«ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ»
«Зачем людям украшения»
Основные теоретические сведения
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
Основные теоретические сведения
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание:1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
«Одежда говорит о человеке»
Основные теоретические сведения
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Задание: Выполнение эскиза костюма Древней Греции с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
Основные теоретические сведения
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность эмблем. Значение цвета в геральдике.
Задания: Выполнение эмблемы класса.
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)
Основные теоретические сведения
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно - прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
«ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
«Современное выставочное искусство»
Основные теоретические сведения
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.«Ты сам мастер».
Основные теоретические сведения
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
 Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
35 часов
Раздел 1. Виды изобразительного искусства (9 часов)
1.«Изобразительное искусство и семья пространственных искусств»
Основные теоретические сведения.
Беседа об искусстве и его видах
Задания: Применять художественные материалы и их разительные возможности (гуашь, акварель)
2.«Художественные материалы»
Основные теоретические сведения.
Беседа о художественных средствах такие как краски, кисти, палитра и т.д.)
Задания: Выполнение композиции
«Рисунок - основа изобразительного творчества»
(Это выразительность, внутренняя форма, план, моделировка);
Основные теоретические сведения.
- виды рисунка, графические материалы.
Задания: Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).
«Линия и её выразительные возможности»
Основные теоретические сведения.
Узнать о ритме линий, роль ритма.
Задания: Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).
« Пятно как средство выражения»
Основные теоретические сведения.
Знать понятие силуэт, тон, ритм.
Задания: Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
«Цвет. Основы цветоведения»
Основные теоретические сведения.
Узнать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Задания:- использовать выразительные средства гуаши; активно воспринимать произведения искусства.
«Цвет в произведениях живописи»
Основные теоретические сведения.
(В основе живописи - цветовые отношения, колорит – это цветовой строй произведения, раскрывает образную мысль художника);
Задания: Изображение осеннего букета с разным настроением
«Объёмные изображения в скульптуре»
Основные теоретические сведения.
Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов
Задания: объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин
«Основы языка изображения»
Основные теоретические сведения.
Узнать виды изобразительного искусства.
Задания: Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)
«Реальность и фантазия в творчестве художника»
Основные теоретические сведения.
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.
Задания: Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
« Изображение предметного мира – натюрморт»
Основные теоретические сведения.
Неподвижная, «мёртвая натура» состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности);Задания: Аппликация.
«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
Основные теоретические сведения.
Форма – важное свойство произведения ИЗО, она отражает облик предмета, придавая ему определённое качество, назначение
Задания: Конструирование из бумаги простых геометрических тел
«Изображение объема на плоскости, линейная перспектива».
Основные теоретические сведения.
Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.
Задания:  Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами
«Освещение. Свет и тень»
Основные теоретические сведения.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.
Задания: Изображение геометрических тел при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши.
«Натюрморт в графике»
Основные теоретические сведения.
Уметь работать графическими материалами.
Задания: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.
«Цвет в натюрморте»
Основные теоретические сведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение
Задания: Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. д.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)
«Образ человека - главная тема искусства»
Основные теоретические сведения.
Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
Задания: Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать
«Конструкция головы человека и её пропорции»
Основные теоретические сведения.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Задания: Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.)
«Изображение головы человека в пространстве»
Основные теоретические сведения.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
Задания: Рисование с натуры гипсовой головы.
«Портрет в скульптуре»
Основные теоретические сведения.
Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной).
Задания: Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.
« Графический портретный рисунок»
Основные теоретические сведения.
Уметь передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете, пользоваться графическими материалами.
Задания: Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.
«Сатирические образы человека»
Основные теоретические сведения.
Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности
Задания: Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).
«Образные возможности освещения в портрете»
Основные теоретические сведения.
Знать приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете; контрастность освещения.
Задания: Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении
«Роль цвета в портрете»
Основные теоретические сведения.
Знать определение цвета и тона в живописи.
Задания: Создание портрета знакомого человека или литературного героя.
«Великие портретисты»
Основные теоретические сведения.
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Задания: Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
«Великие портретисты прошлого»
Основные теоретические сведения.
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Задания: Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
«Портрет в изобразительном искусстве XX века»
Основные теоретические сведения.
Знать о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.
Задания: Участие в выставке лучших работ класса.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)
«Жанры в изобразительном искусстве»
Основные теоретические сведения.
Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др.
Задания: Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина
«Изображение пространства»
Основные теоретические сведения.
Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».
Задания: Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века».
«Правила линейной и воздушной перспективы»
Основные теоретические сведения.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.
Задания: Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета.
«Пейзаж - большой мир»
Основные теоретические сведения.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Задания: Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».
«Пейзаж – настроение»
Основные теоретические сведения.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
Задания: Знать правила линейной и воздушной перспективы.
«Городской пейзаж»
Основные теоретические сведения.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Задания: Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши
«Выразительные возможности изобразительного искусства»
Основные теоретические сведения.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
Задания: Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием оттиска с аппликаций на картоне.
«Язык и смысл искусства»
Основные теоретические сведения.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
Задания: Выставка работ, выполненных в течении учебного года
Тематический план
№ Основные разделы Количество часов количество
Практических работ Контрольных тестов
5кл. 6кл. 5кл. 6кл 5кл 6кл
1 1 Раздел 9 9 9 7 1 1
2 2 Раздел 8 7 8 5 1 2
3 3 Раздел 10 11 10 9 1
4 4 Раздел 8 8 8 7 1 2
Всего: 35 35 35 28 3 6
Итого: 35 35 35 35 35 35 1 полугодие 16 16 16 12 2 3 2 полугодие 19 19 19 16 1 3