Урок по литературному чтению по теме: «Информационные технологии на уроках литературного чтения. Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»


      Урок по литературному чтению по теме: «Информационные технологии на уроках литературного чтения. Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель: научиться анализировать, передавать содержание и определять основную мысль произведения, характеризовать героев; создавать собственный мультфильм по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи
Метапредметные:
-.проявление доброжелательности по отношению к другим при работе в группе, в паре, уметь слушать других;
- проявление индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям , при выполнении проектных заданий;
- аргументирование своей точки зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивание поступка героя, учитывая его мотив.
Предметные:
- продолжение знакомства с особенностями жанра басня;
-научиться выделять главную мысль произведения;
-характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни;
Личностные:
- развитие критического мышления;
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- развитие речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.
- воспитание уважения к труду; формирование представления о таком качестве, как лень;
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбуки, проектор;
портрет И. А. Крылова;
иллюстрации стрекозы и муравья;
фигуры Стрекозы и Муравья из пластилина;
карточки с пословицами;
костюмы для инсценировки.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).
-Садитесь.
2. Постановка цели урока
- Дорогие ребята, давайте посмотрим, какую пословицу сегодня приготовил нам Незнайка (надпись на доске: Делу время, а потехе - час» читаем хором). Интересно, а почему именно ее? На этот вопрос мы сможет ответить в конце урока.
-А сейчас обратите внимание на доску. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С                   СТРЕКОЗА    МУРАВЕЙВ А Й Р У Е М (на доске прикрепляются иллюстрации муравья и стрекозы)- В каком произведении И. А. Крылова встретились эти герои? («Стрекоза и Муравей»)- Правильно. Сегодня мы продолжим работу над басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».. Целью урока будет научиться анализировать, передавать содержание и определять основную мысль произведения, характеризовать героев, создавать собственный мультфильм по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
3. Работа по теме урока
- Кто мне напомнит, что такое басня?
-Кто главные персонажи басни «Стрекоза и Муравей»?
- Какова мораль басни? Чему хочет научить И.А.Крылов? Какие недостатки высмеивает?
- Прочитайте строки, в которых содержится главная мысль (мораль) басни.
- Бывает так у людей?
- Муравей отказал в просьбе Стрекозе. А как бы поступили вы?
  3. Работа в группах по карточкам
- Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев.
1 и 3 группы характеризуют Стрекозу, а 2 и 4 – Муравья. На партах лежат конверты под номером 1, в которых есть слова для справок: трудолюбивый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, хитрый. Может быть, вы добавите еще свои слова (каждая группа защищает свои ответы).
4. Чтение по ролям
- Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).5. Инсценирование басни.
- Ребята, а сейчас вы попробуете себя в роли актеров. Я приготовила костюмы для наших действующих лиц: Муравья, Стрекозы и Рассказчика. Кто хочет поучаствовать? В сценке смогут поучаствовать только 3 человека, но в следующей работе все остальные смогут себя проявить.
6. Физминутка-чистоговорка.
- А теперь мы немного отдохнем, чтобы заняться другим видом работы.
Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей (ходьба на месте).
На полянке под кустом муравьишка строит дом ( 8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом (наклоны влево-вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит—шит-шит (повороты влево-вправо)
Ты, Кума, не торопись. А за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мик-мик-мик-мик (приседания)
7. Работа в группах.
  - Автор как волшебник превращает простые слова в загадочные, создавая произведение. А мы с вами сейчас побудем в роли режиссера, оживляя басню.
- У вас на рабочем столе есть папка с фото. Кто догадался, где это? (в ноутбуках). На прошлом уроке мы делали героев из пластилина, фотографировали. А сейчас будем озвучивать мультфильм. В своей группе вы договариваетесь, кто Автор, Муравей и Стрекоза.
-Давайте вспомним, как мы накладывает звук на фото. (открываем ноутбук, загружаем программу IMovie, переносим фотографии в эту программу, нажимаем на микрофон и записываем звук, все сохраняем. (учащиеся начинают работать).
- Сейчас на уроке мы просмотрим одну работу, а все остальные на следующих уроках.
Показ мультфильма.
8.Закрепление изученного материала
Ребята, а теперь посмотрите на край своей парты. Там лежит конверт №2, в котором спрятались слова из известных пословиц про труд. Ваше задание: составить пословицу из данных слов.
Поспешишь – людей насмешишь;
Кто веселится летом, тот плачет зимой;
Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
(представители от группы зачитывают получившиеся пословицы)
- Молодцы. Давайте вспомним, а какая пословица уже звучала сегодня на уроке? (Делу время, потехе – час).
- Конечно. Мы с нее начинали урок. Теперь мы можем ответить на вопрос: «Почему именное ее Незнайка приготовил сегодня»? (Она точнее всего выражает главную мораль басни «Стрекоза и Муравей).- Молодцы!
7. Итог урока.
- Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?
Оценивание работы учащихся
 8. Рефлексия
- Ребята, понравилась ли вам урок? (выразите свое мнение нашим светофором)
8. Домашнее задание.- Открываем дневники. На следующий урок литературного чтения записываем: «Выучить басню «Стрекоза и Муравей» наизусть.
- На этом урок окончен. Спасибо всем.