Урок ИЗО Декоративное рисование. Украшение узором игрушки – матрёшки.

Тема: Декоративное рисование. Украшение узором игрушки – матрёшки.
2 слайд:
Цели:
Расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.
Развивать художественный вкус.
Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Активизировать творческое воображение.
Развивать графические умения.
Реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения.
Содействовать патриотическому воспитанию.

3 слайд
Материалы к уроку:
Учителю:
Образцы декоративно-прикладного искусства , методическая таблица «Декоративные приемы растительного мотива», этапы росписи матрешки, литература.
Ученику:
Гуашь, акварель, баночки с водой, кисти, тычки, салфетки.

4 слайд
План урока:

1.Орг.момент.
2.Беседа об истории создания русской матрешки. Принцип изготовления матрешки.
3.Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.
Анализ иллюстративного материала.
4.Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.
5.Постановка творческой задачи. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.
6.Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки- матрешки.
7.Итог урока. Литературно – музыкальная страница.
8. Выставка работ.
9.Домашнее задание.
















Ход урока:

5 слайд
Матрешка – один из наиболее известных и любимых всеми российских сувениров.
1.Организационный момент.

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Краски, альбомы, карандаши? Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь!
Звучит песня “ Коробейники”

6 слайд

Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Разрумянилась немножко Наша русская (матрешка).

7 слайд
Дуйте в дудки, бейте в ложки Гости к нам пришли и матрешки. Гости желанные, матрешечки румяные. А раз пришли гости – Хлебом – солью всех встречаем, Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем. А поговорим мы вот о чем: Подарили мне матрешку, Допустила я оплошку: Разломила пополам – интересно, что же там? Там еще одна матрешка, улыбается, дурешка, Хоть и жаль ее ломать Буду дальше разбирать.

2.Беседа об истории создания русской матрешки. Принцип изготовления матрешки.
- Что называют матрешкой?
- Из чего ее изготовляют? (Ответы детей)
Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из выдержанной березовой или липовой древесины.

8 слайд
-Откуда пришла к нам матрешка?

9 слайд
- А вы знаете, как появилась матрешка?
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка – японец . В Японии деревянную игрушку называли фукуруму.

10 слайд
Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот и родилась она, первая матрешка – россияночка.
Это была девушка- крестьянка, в руках она держала петуха.
Вот мы все матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
11слайд
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.
Без слайда:
Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме.

- В чем же секрет такого успеха и долголетия матрешки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом?
Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба и любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она, как добрая посланница этих чувств, живет в наших современных квартирах.

12 слайд
-Как делают матрешку?
Принцип изготовления матрешки, остается неизменным и до времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа.
Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается.
Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха.
13 слайд
Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи
14 слайд
Загорская матрешка.
До 1920 года производство матрёшки было сосредоточено исключительно в Сергиевском Посаде (в советское время - Загорске; отсюда и название: загорская матрёшка).
Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое.
Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». Прием «пестрешки» аналогичен приему «тычка». Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое.
Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». Прием «пестрешки» аналогичен приему «тычка».
15 слайд
Семеновская матрешка
В Семенове, Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешку расписывают иначе. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. В правой руке - большой букет цветов. Лицом они взрослее, гладкие волосы разобраны на прямой ряд.
16 слайд
Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют.
Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, завязанный у подбородка, рисуют юбку, передник, руки.
Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Ни кофта, ни фартук не окрашены, как у загорской матрешки.
В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи хохломской росписи.
17 слайд
Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр
18 слайд
Вид письма – кистевая роспись золотой Хохломы, так как центр хохломской росписи и фабрика игрушек находится в одном городе Семенове.
19 слайд
В селе Полховский-Майдан, Нижегородской области, матрешка украшается яркими цветами. Главный элемент – цветок шиповника – символ любви, материнства. Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.
Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. У Полхов –Майдановской матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука.
20 слайд
Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Все цветы в черном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и т.д.

Без слайда
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. От многоместных, подчеркнуто вытянутых фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

21 слайд
Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове, Полховском Майдане, но и в Твери, Калинине, в Вятке

Физминутка
А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку”
4.Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.

23 слайд
Последовательность выполнения работы:
1. Обведи по контуру матрешку.
2. Нарисовать лицо вам поможет круг.
3. Нарисуй платок.
4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.
5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии.
Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа - прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).
6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.
7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Включить ролик

5.Постановка творческой задачи. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.

24 слайд
- А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

6.Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки- матрешки.

25 слайд
Вопросы на закрепление изученного материала:
Чем вам нравятся матрёшки?
Из каких материалов делали эти игрушки?
Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?
Что означает матрешка?
Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
Как украшены полхов-майданские матрешки?
Где расположен букет у семеновской матрешки? Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?
7.Итог урока.
- Какую матрешку ты задумал?
- Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)

26 слайд
Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей.
27 слайд
Литературно- музыкальная страница.
Чтение стихов, частушки о матрешках.
Песня “Русские матрешки”.
В лавке на прилавке матрешечки стоят Удивляет, завлекает затейливый наряд: Сарафаны расписные, щечки зорькою горят Матрешечки как живые шлют улыбки всем подряд.
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша, Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина. Впереди стоят большие, Сзади – крошечки – русские матрешечки!
Частушки.
Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
 Чтоб порадовать гостей!

1. Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!

2. В этой молодице
Прячутся сестрицы
Каждая сестрица
Для меньшой – темница.

3. На щеках заря играет,
А в руках петух кричит.
И кому глазок мигает,
Уж никто не различит!

4. Деревянные сестрички,
От большой до невелички,-
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.


5. Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!

6. Наши ручки – крендельки,
Щечки – будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!

7. Мы веселые матрешки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры. 

8. Мы матрешки, все мы крошки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

-Что вам сегодня больше всего запомнилось?
Спасибо всем.
8.Выставка работ.

9. Домашнее задание.

Литература:
Т.Я.Шпикалова . Изобразительное искусство в1 классе.
М., Просвещение, 1981
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство во 2 классе.
М., Просвещение, 1984
Н.П.Костерин. Учебное рисование.
М., Просвещение, 1984
Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество.

А.Алёхин Матрешки. М., «Малыш», 1989

Журнал «Начальная школа»

В.С.Кузин, Э.И.Кубышкин. Изобразительное искусство. «Дрофа» 1995.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]