Методические рекомендации по разработке открытого урока по предмету «Диагностика и мониторинг нарушений хода производственного процесса» по разделу «Оперативное управление производственными процессами»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики (Саха) Якутия
«Сангарский Многопрофильный лицей»

Методические рекомендации
по разработке открытого урока
по предмету «Диагностика и мониторинг нарушений хода производственного процесса»
по разделу «Оперативное управление производственными процессами»

Разработали: мастер п/о Плешанова В.Ю.
2016 год
Тема: Оперативное управление производством
Цель учебного занятия: Актуализация знаний по разделу «Оперативное управление производством» и анализ эффективности организации производственных процессов.
Задачи:
1. Увязать тему занятий с профессией оператор диспетчерской службы.
2. Отразить основные теоретические моменты по разделу «Управление производством»
3. Активизировать практические навыки и умения у студентов в организации производственных процессов.
4. Проверить умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
4. Проанализировать методы применения информационно-коммуникационные технологии в процессе оперативного управления.
4. Развить у студентов навыков защиты собственного мнения и отстаивания своих идей.
5. Усовершенствовать умения студентов работать в команде.
Тип урока: лекция; самостоятельная работа учащихся
Инструменты и оборудование: мультимедиа, презентационный материал
Ход урока:
Рассмотрение теоретических аспектов понятия «Оперативное управление»;
Определение значения оперативного управления в деятельности диспетчерской службы.
Функции оперативного управления. Их значение в деятельности диспетчерской службы при управлении производственными процессами.
Защита студентами группы «Оператор диспетчерской службы» их проектов самостоятельной работы на тему: «Организация производственного процесса»
Анализ данных проектов.
1.Теоретические аспекты понятия «Оперативное управление»
Сегодня мы с вами поговорим о том, как же руководители структурных подразделений предприятия управляют производственными процессами.
Все, наверное, могут себе представить, что такое производственный процесс, но все равно хочу озвучить вам его определение.
Производственный процесс – это совокупность действий людей и средств производства, воздействующих на предмет труда, с целью выпуска готовой продукции или услуги. 0944245
И то, какое руководство и как оно управляет, какие функции и методы принимает, в отношении производственного процесса, зависит его исход.
Что же все - таки входит в понятие «управление» – это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия по созданию качественных товаров, это комплекс мероприятий, проводимых для того чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство, при этом осуществляется воздействие субъекта управления на объект управления.
2. Значение оперативного управления в деятельности диспетчерской службы
Управление, которое непосредственно связанно с текущими вопросами, касающиеся производственного процесса называется оперативным.
В настоящее время процедуры оперативного управления все больше переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией) производства. Повседневно выполняемые управленческим персоналом функции по оперативному учету, контролю и анализу хода производства являются основой для выработки вариантов регулирующих воздействий на ход производства.
Вся текущая работа по диспетчерскому руководству производством в масштабе предприятия лежит на персонале центрального диспетчерского бюро (сменные диспетчеры и операторы), находящегося в подчинении главного диспетчера (который, в свою очередь, подчиняется заместителю руководителя по производству).
3.Функции оперативного управления
Итак, оперативное управление производством на сегодняшний день включает такой комплекс работ:
как организация разработки и выполнения оперативно-календарных планов производства продукции;
сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков и рабочих мест;
организация производственного процесса и обеспечения рабочих мест всем необходимым;
оперативный учет, контроль хода производства
анализ и регулирование хода производства.
Основной задачей оперативного управления является выполнить главную цель производства, а именно выпустить продукцию или услугу в нужном качестве, в нужном количестве, в точный срок, и с максимальным использованием всех причитающихся на него материальных ресурсов.
Таким образом, оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков, а также на рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденных производственных программ. Это достигается выполнением следующих условий:
строгим распределением работ на короткие периоды времени (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах) - в подетальном и узловом разрезах, а для рабочих мест в подетально-пооперационном виде;
четкой организацией сбора и обработки информации о ходе производства;
комплексным использованием средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений;
повседневным анализом и владением управленческим персоналом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;
своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его восстановления в случае отклонения от запланированных заданий.
Теперь коротко рассмотрим значение каждой из функции оперативного управления производством.
Одной из главных функций оперативного управления является оперативное планирование. Оно создает основу для четкой и слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов по достижению цели.
Оперативное планирование конкретизирует и обеспечивает выполнение заданий, установленных текущим планом. При этом уточняются объем и номенклатура продукции, подлежащей изготовлению в заданный период. Для каждого цеха и его подразделений устанавливаются месячные и декадные графики. 01045210
После чего для каждого цеха и его подразделений в целях повышения эффективности выполнения общего плана оперативные планы детализируются и на их основе составление оперативно-календарные планы (ОКП) запуска-выпуска деталей для каждого цеха – это сложная, трудоемкая работа, требующая предварительного глубокого анализа реальных условий производства в каждом цехе, выявления характерных особенностей и рациональных элементов в сложившейся системе планирования. На основе оперативно – календарных планов составляются сменно - суточные задания для организации работ на рабочих местах.
Организация производственных процессов – тоже одна из главных функций управления. Это комплекс мероприятий, направленных на реализацию плана, то есть воплощение плана в жизнь.
Завершающей стадией процесса управления производством является оперативный учет и контроль хода выполнения частичных процессов, после чего следует анализ полученной информации о ходе производства и далее следует регулирование хода производства (все это называется диспетчеризация).
Своевременный, полный и точный учет перечисленных отклонений позволяет не только вести контроль, но и оперативно регулировать ход производства, направляя его протекание в соответствии с разработанным планом. Отсюда вытекает, что основной задачей оперативного учета является получение информации о результатах работы производственных цехов и их подразделений за определенный период времени в целях ее использования для контроля и регулирования текущего хода производства.
В процессе разработки производственных программ, ОКП и сменно-суточных заданий используется информация о текущем ходе производства. Эта информация, отражая результаты работы цехов, складов (кладовых) за истекшую смену, сутки и другие промежутки времени, Информация о ходе производства используется не только при планировании, но и одновременно является основой действенного контроля и регулирования производственных процессов. Какими стабильными бы ни были цеховые производственные программы и оперативные задания участкам или отдельным рабочим, в ходе производства неизбежно возникают изменения и отклонения, требующие корректировки ранее составленных планов. К ним относятся отсутствие на складе или кладовой цеха материалов, заготовок, готовых деталей, приспособлений, инструмента или возникновение массового брака, отсутствие рабочих, невыход в сравнении с графиком станков из ремонта и т.д.
Диспетчерский контроль и регулирование хода производства осуществляется на основе собранной информации о выполнении производственных программ и заданий. Фактические данные о ходе производства сопоставляются с плановыми, затем производится анализ выявленных отклонений и определяются меры по обеспечению равномерного и комплексного выполнения программы выпуска деталей, сборочных единиц и изделий.
Контроль за ходом производства осуществляется диспетчерами цехов предприятия по следующим направлениям: контроль выполнения номенклатурного плана выпуска изделий; контроль комплектующих изделий, контроль межцеховых заделов; контроль оперативной подготовки и обеспечения производства; наблюдение за работой отстающих подразделений и др.
Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям:
•опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого она является;
•предлагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
•осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
•базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.
И к заключению, ни один руководитель, даже высшего уровня, не сможет наладить эффективное производство и добиться положительных результатов своей деятельности, если он не знает все составляющие элементы производственного процесса: из каких частей он состоит, какие приемы и методы применяются для изготовления каждой части производственного процесса, какие ресурсы необходимо использовать, от куда их взять, кто над чем и как работает и много всего, что составляет всю «жизнь» даже одного единственного производственного процесса. Поэтому прежде чем начать заниматься оперативным управлением, уже не говорится про высшее управление (которое вовсе на прямую не наблюдает текущие процессы), нужно «изнутри» изучить весь производственный процесс, все должностные инструкции, всю техническую, нормативно – правовую и сопроводительную документацию, условия поставки сырья и материалов, резервы предприятия и т.д. Именно для этого когда на работу устраивается новый сотрудник, он обязательно проходит стажировку, и в зависимости от сложности производственных процессов и возлагаемой на него ответственности зависит ее продолжительность.
Хочу привести один пример: если человек не знает, как готовится борщ (это ведь тоже процесс), из чего он готовится, какую посуду нужно использовать, какое оборудование нужно применять, кто должен готовить, технологию приготовления, ему не удастся организовать налаженный процесс по приготовлению вкусного, ароматного и правильно приготовленного борща (а это одни из показателей качества).
4.Защита студентами группы «Оператор диспетчерской службы» их проектов самостоятельной работы на тему: «Организация производственного процесса»
Итак, рассмотрев понятия оперативное управление и определив значение применения каждой функции оперативного управления в организации эффективного производства, студенты группы «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы» представят вашему вниманию свои проекты самостоятельной работы по организации производственных процессов, происходящих ежегодно в рамках учебного года в Сангарском лицее. Студенты в начале учебного года разделились на три команды и определили для каждой процесс над которым каждая из команд будет работать по его организации.
Студенты определились с организацией следующих процессов:
«Дня самоуправления» (Приложение 1)
«Дня первокурсника» (Приложение 2)
«Генеральной уборки» (Приложение 3)
Оценивать проекты самостоятельной работы студентов по организации производственных процессов будет приглашенное жюри, из состава преподавателей. Они смогут комплексно проанализировать самостоятельную работу и с их помощью совместно со студентами будут проанализированы проведенные работы по организации каждого производственного процесса.
Заключение
Вы увидели, что организовать, как казалось бы на первый взгляд простой процесс, не так уж и просто. Это может и легко дается постоянному организатору данных процессов, так как он знает всю структуру процесса от «А» до «Я», но студенты которые организовывали данные процессы испытали себя в роле руководителей данных процессов впервые, поэтому вполне ожидаемо, что они могут допустить некоторые ошибки. Ведь они не проходили подготовительного обучения или стажировки, чтобы изучить данные процессы, они их видели только со стороны. А как говорилось выше, что для руководителя процесса особенно важно полноценное знание производственного процесса, для его успешного исхода.