Конспект урока с применением сингапурской методики обучения на тему Междометие как часть речи 7 класс


Урок русского языка. 7 класс.
Тема. Междометие как часть речи.
Цель урока: познакомить с междометием, его назначением в языке.
Задачи:
-образовательные: проследить усвоение новых знаний по теме «Междометие как часть речи».
-развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на использование изученного учебного материала; выявлять творческий потенциал учащихся.
-воспитательные : продолжать развивать у учащихся внимательное отношение к сверстникам;
дать понять важность изучения русского языка и знания грамматики в современных условиях.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала.
Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок с повторения (проверка домашнего задания).
Запишем под диктовку предложения, найдем частицы, укажем их разряд.
Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой... (И. Никитин.)
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А. Майков.)
Не бросай друга в беде.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Ах, если бы знали, что ожидает нас за поворотом, мы могли избежать опасности.
- Какие частицы вы выделили?
- Укажите разряд частиц.
- Дайте определение частицы.
Какой частью речи является частица?
К служебным частям речи можно отнести ….
Структура. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН. Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают ответ на вопрос, записывают его и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Вопрос: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
В отличие от самостоятельных частей речи, служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются.
Сегодня мы обратимся к не менее интересной теме. Мы начнём изучение особой части речи, не входящую ни в служебные, ни в самостоятельные части речи. Это междометие. Запишите в тетрадях тему урока: «Междометие как часть речи».
III. Объяснение нового материала.
На партах находятся карточки со стихотворением, которое так и называется «Междометие». Давайте прочитаем его.
МЕЖДОМЕТИЕ
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Те, которых гложет страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто пасует пред бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!».
Кто задерживает вдох,
Произносит слово «Ох!».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья. А. Тетивкин
Ребята, выделите строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия.
Прочитаем, что написано в учебнике, откройте § 70, стр. 190.
-В чем особенность междометия как части речи?
-В чем отличие производных междометий от непроизводных?
Задание: составить тезисный план параграфа. Обсуждение плана.Примерный план:
I.    Междометия - слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.
II.   Междометия бывают производные и непроизводные.
III. Междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.
IV.  Междометия употребляются в устной речи.
Возвращаемся к стихотворению А. Тетивкина «Междометие».
Опираясь на содержание стихотворения, учащиеся должны составить предложения, в которых выделенные слова выступали бы в роли междометий.
- Какие вы предложения записали? Как выделили междометия? Какие знаки препинания поставили?
- В значении какой части речи употребляют выделенные слова в стихотворении?
Для осознания роли интонации в выражении различных чувств и
ощущений с помощью междометий я предлагаю вам четырежды произнести междометие ах, выражая: а) радость; б) жалобу; в) испуг; г) огорчение.
IV. Закрепление изученного.
Структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР.
Выразительное чтение предложений.
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
Под диктовку записать предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия.
Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.
Выполнение упражнения 415 (комментированное письмо) . У доски морфологический разбор выполняет учащийся.
Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Какое из утверждений верно?
Междометие - это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, настроения или побуждения.
Междометия чаще всего употребляются письменной речи, нежели в устной.
Междометие - это служебная часть речи, которая выражает чувства, настроения и побуждения.
Междометие - это особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения или побуждения.
V. Подведение итогов урока.СтруктураКОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ-Что знали о междометиях?
-Что узнали нового?
-С какими трудностями столкнулись?
Свои ответы оставьте на парковке.
VI. Домашнее задание: § 70, упражнение 416.