Дидактический материал к уроку русского языка по теме Междометие (7 класс)


Тема «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях»
I. Составьте текст из предложений, расположив их в порядке следования.
1. К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
2. Междометие – особая часть речи, которая не называет  ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
3. Междометие не имеет морфологических признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
4. Междометие может выступать в роли самостоятельных частей речи и являться членом предложения.
5. Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой. Н-р: Ах! Как хорошо на улице.
Чу, где-то послышался звук.
6.Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Н-р: Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи и ха-ха-ха.
7. Междометия бывают непроизводными и производными, т.е. возникают из других частей речи.
Н-р: А с дождливых полей все неслось к нам ура…
Ах ты, степь моя, степь привольная.
II. Разряды междометий по значению
Междометия, выражающие чувства   Междометия,  выражающие побуждение   Этикетные междометия  Звукоподра- жательныемеждометия
радость, печаль, удивление, сожаление, страх, гнев, возмущение, презрение, отвращение: о, ои, эх, увы, ага, фиПриказ, запрет, зов, оклик, привлечение
внимания: марш, прочь, брысь, айда, стоп, караул, батюшки  Приветствие, прощание, извинение: здравствуйте, привет, прощай, спасибо, извини, прости, прошу Передают звуки животных, природы, машин и т. п.: ку-ку,  мяу-мяу, бац, бах, брязь, дз-з-з, динь-диньIII. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, выполните указанные виды разборов.
Сум…рки спускались2 быстро. Сколько н… бродили мы по3 лесу, но увы знакомой тропинки2 не нашли.(Построить схему предложения.) Ох (ни)(за) что нам не выбраться из этой чащобы , - с тоской сказал Леня, не желавший2 больше тратить н… сил, н… врем…ни на дальнейшие поиски дороги.(Построить схему предложения).
Мы прошли наугад. «Кра-кра-кра», - сначала слышалось то справа, то слева. Потом все смолкло. Вдруг откуда-то донесся собачий лай. «Ура! Мы спасены, где-то поблизости люди!» - обрадованно закричал Миша. Не чувствуя больше ни усталости, ни тревоги, мы пошли на лай собаки и через несколько минут встретили лесника, который вывел нас на дорогу.
Разобрать словосочетания: спускались быстро (1 вариант), бродили по лесу (2 вариант), на дальнейшие поиски (3 вариант).

IV. Тест в конце урока:
1.Междометие – это 
1)Самостоятельная часть речи
2)Служебная часть речи
3)Особая неизменяемая часть речи
4)Особая изменяемая часть речи 
2.Выберите междометие, выражающее команду
1)Здравствуйте
2)Брысь
3)Не так
 
3.Выберите междометие, пишущееся через дефис
1)крепко(накрепко)
2)из(под)
3)Ну( и) ну
4)Ах (ах)
4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1)Извините, позовите пожалуйста  Игоря.
2)Ба! Знакомые всё лица.
3)Это она, слава богу!