Методическая разработка урока по истории и культуре народов РМЭ Посиделки в русской избе


Урок ИКН
Тема: “Посиделки в русской избе”.
Цель: Приобщение учащихся к прекрасному народному устному песенному и игровому искусству
Задачи:
Познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами русского народа.
Познакомить с образцами хороводных и плясовых песен.
Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего народа.
Оформление: Интерьер зала напоминает крестьянскую избу: на досне имитация окна, полотенца, кружева, деревянная посуда, самовар.
Ход урока:
(Выходят 4 ведущих в русских сарафанах)
Учитель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
3: Веселья вам да радости!
Учитель: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
4: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
1: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому сказку, кому правду, кому песенку!
2:
Удобно ли вам, гости дорогие?Всем ли видно? Всем ли слышно?Всем ли места хватило?
(Один из гостей: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?)3:
В тесноте - не в обидеЗдесь и красны девицы.Добры молодцы кругом.Все уселись за столом.
4:
Будет всем вам здесь приятно.Побывать в гостях у нас.Песни русские попеть,В русский пляс с душой пуститься!
1:
Пирогов отведать вкусныхИ чайку напиться всласть!
Вместе: Все мы рады видеть вас!
2: А не хватит ли словами “шебаршить” не пора ли нам с игрою поспешить?
3: Это верно: время игры начинать, попрошу я вас, друзья, в два круга встать.
4: Пусть закружится весёлый хоровод, пусть потешит сам себя честной народ!
( класс водит хоровод и исполняет лирическую песню “Ой, вставала я ранёшенько”).
1:
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть. Мы продолжим занимательный наш путь.Ждет забава, не дождется храбрецов,вызываю добровольцев удальцов.
(Проводится игра: “Петушиный бой”)2: А знаете ли вы, что пора посиделок приходится на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д. Итак, посиделки-это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.
3:
Дальше бой скороговорок, Разрешите нам начать.Кто-то пусть скороговорит,Остальных прошу молчать.
(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).
Шёл Егор через двор
Нёс топор чинить забор.
Фаня в гостях у Вани
У Вани в гостях Фаня.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Мамаша РомашеДала сыворотку из -под простокваши.
У бабы бобы
У деда дубы.
У Ивашки - рубашка, у рубашки-кармашки.
Кармашки – у рубашки, рубашка - у Ивашки.
4:
Как известно всем, подружки Мастерицы петь частушки.Этот конкурс вам, друзья,Проиграть никак нельзя.
1: Впрочем, в правилах для всехСкрыты шансы на успех.Кто в запеве опоздает,Тот и конкурс проиграет!
(Выходят желающие дети, проводится конкурс частушек.)
1. Эй, девчонки – хохотушки,Запевайте – ка частушки.Запевайте поскорей,Чтоб порадовать гостей!2. Шире круг, шире круг,Дайте круг пошире.Не одна иду плясать-Нас идёт четыре!3. Ой, подружка, беда!Ребят поела мошкара.Только те осталися,Что дустом посыпалися!4.Девочки-беляночки,Где вы набелилися?Мы вчера коров доилимолоком умылися!5. Ходи хата, ходи хатаХоди курица хохлата.Ходи сени и порогИ сметана, и творог!6. Не хотелось выходить,Стояла и стеснялася.А гармошка заиграла-Я не удержалася!7. Если б не было воды-Не было бы кружки.Если б не было девчат-Кто бы пел частушки!
2:Гости дорогие, посмотрите какая уютная и красивая наша горница. А может быть кто-то из вас знает загадки о русской избе, о домашней утвари?
(учитель загадывает загадки, за правильный ответ дети раздают баранки).
Без рук, без ног.
Во все стороны кланяется.
(колыбелька)
2. Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга)
3. Старая бабушка вся белая.
На улице лето -на неё и внимание не обращают. А зима придёт, так и липнут к ней. (печка)
4. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает. Сам в угол идет. (ухват)
5. Чем больше вертится, тем толще становится. (веретено)
6. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает ковром устилает. (снег)
3: Сидя в избе около огня, или при свечах девушки пряли и пели лирические песни.
4: Парни играли на народных инструментах, привлекая девушек разыгрывали песни в лицах.
(инсценировка песни “Где был Иванушка?”).
1: В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.
(Проводится игра: “Ручеёк”).2:
Веселил нас много разРусский танец перепляс!Сколько удали, задораСколько радости во взоре!Выходи смелее, друг!Плясуны вступайте в круг!
3:
Веселей берись за дело,Так, чтоб всё вокруг запело,Пусть никто не усидитХодит немного подробит.
(русский народный танец «Барыня»).
Учитель:
Что ж, наши дорогие гости! Красны девицы и добры молодцы, судари и сударушки! Славно мы с вами повеселились! Всем спасибо за внимание,За задор и звонкий смех.За огонь соревнованияОбеспечивший успех.
Вот настал момент прощаньяБудет краткой наша речь.Говорим вам до свиданья!
Вместе: До счастливых новых встреч!!!
( В записи звучит песня “Будьте здоровы…”)