Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ. Учебная дисциплина Основы материаловедения

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов

по дисциплине Основы материаловедения

для профессии
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
























Острогожск 2014
Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы материаловедения», утверждённой ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум», 2014 г.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.


Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»

Разработчик:
Алёхина В.И., мастер производственного обучения ГОБУ СПО ВО
«Острогожский аграрный техникум»

Рецензент:
Красноштанова Г.В., преподаватель профессиональных дисциплин ГОБУ СПО ВО
«Острогожский аграрный техникум»


Методические указания рекомендованы цикловой комиссией дисциплин механизации и профессионального цикла подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Протокол №____от «___»_______2014
Председатель цикловой комиссии ________/Топольская И.И./

СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________/ Красноштанова Г.В./


























Содержание



стр

Введение
4

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения»

6

Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов
6

Тема 2.1. Материалы и изделия из природного камня
6

Тема 2.2. Керамические материалы
7

Тема 2.3. Минеральные вяжущие вещества
7

Тема 2.4. Растворы и составы для отделочных работ
8

Тема 3.1. Отделочные материалы из древесины
9

Тема 3.2. Полимерные отделочные материалы
10

Тема 3.3. Лакокрасочные материалы
10

Тема 3.4. Вспомогательные материалы
11

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
12

Виды самостоятельной работы
13

Подготовка доклада
13

Подготовка сообщения
13

Работа с учебной и нормативной литературой
14

Работа с Интернет - ресурсами
14

Составление схем
14

Составление перечней применяемых материалов, инструментов
15

Составление конспекта
15

Критерии оценки выполнения заданий для самопроверки
16

Литература
17

Приложение 1.

18

Приложение 2.

19











Введение

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения дисциплины «Основы материаловедения» и охватывают 7 тем (занятий и дифференциронный зачет).
Методические указания отражают основные требования государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям обучающихся при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, задания для самопроверки и задания, предназначенные для формирования соответствующих практических умений и приобретения практического опыта. В каждой теме указаны знания и умения, которые должны развиваться в ходе самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 68 академических часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Основная цель самостоятельной работы по дисциплине – закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, поэтому предлагается следующая последовательность действий:
1. Изучить данные методические указания
2. Получить у преподавателя индивидуальное задание
3. Найти литературные источники и изучить их
4. Оформить работу в соответствии с требованиями, изложенными в данных методических рекомендациях
5. Сдать выполненную самостоятельную работу преподавателю.
6. Выполнить задание для самопроверки.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа по междисциплинарному курсу выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя:
1. Текущую работу над материалом курса дисциплины (работа с учебником, интернет-ресурсами)
2. Выполнение семестровых домашних заданий (написание докладов, сообщений).
3. Подготовку к семестровым и итоговым аттестационным испытаниям (дифзачёту, экзаменам).
Трудоемкость самостоятельной деятельности обучаемых представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование разделов и тем дисциплины
Трудоемкость, ч

Раздел 1. Строительное материаловедение и декоративно-отделочные материалы
4

Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов
4

Раздел 2. Отделочные материалы на основе минерального сырья
9

Тема 2.1. Материалы и изделия из природного камня
0,5

Тема 2.2. Керамические материалы
2

Тема 2.3. Минеральные вяжущие вещества
5

Тема 2.4. Растворы и составы для отделочных работ
1,5

Раздел 3. Отделочные материалы на основе органического сырья
9

Тема 3.1. Отделочные материалы из древесины
2,5

Тема 3.2. Полимерные отделочные материалы
1

Тема 3.3. Лакокрасочные материалы
3,5

Тема 3.4. Вспомогательные материалы
2

Всего
22


В таблице 2 указано распределение типов заданий для самостоятельной работы по темам дисциплины, а также их трудоемкость.
Таблица 2

Наименование тем дисциплины
Типы заданий


составление перечней
подготовка сообщений

подготовка докладов
составление схем

выполнение рисунков
Работа с учебником

Раздел 1. Строительное материаловедение и декоративно-отделочные материалы







Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов


1,5 часа
1,5 часа

1час

Раздел 2. Отделочные материалы на основе минерального сырья







Тема 2.1. Материалы и изделия из природного камня





0,5часа

Тема 2.2. Керамические материалы


1,5часа


0,5часа

Тема 2.3. Минеральные вяжущие вещества
0,5часа
2 часа
1,5 часа


1 час

Тема 2.4. Растворы и составы для отделочных работ



0,5 часа

1 час

Раздел 3. Отделочные материалы на основе органического сырья







Тема 3.1. Отделочные материалы из древесины


1,5 часа


1 час

Тема 3.2. Полимерные отделочные материалы




0,5часа
0,5часа

Тема 3.3. Лакокрасочные материалы


1,5 часа
1час

1 час

Тема 3.4. Вспомогательные материалы


1,5 часа


0,5часа

Всего
1
2
9
2,5
0,5
7

Как видно из таблицы 2, в учебном процессе предлагается использовать разнообразные формы организации самостоятельной работы студентов, среди которых подготовка сообщений, докладов, составление схем, перечней. Такой подход к построению системы самостоятельной работы позволит не только закрепить теоретические знания по дисциплине, но и сформировать информационную компетентность обучающихся. Работая над докладами, сообщениями, студенты научатся осуществлять поиск информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе, оформлять и представлять результаты поиска.
При изучении учебной дисциплины «Основы материаловедения» формируются общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
и профессиональные:
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения»
Таблица 3
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов
Составление схемы классификации строительных материалов по химической природе и технологическому признаку
1,5 часа


Подготовка доклада:
«Роль стандартизации в строительстве»
1,5 часа


Систематическая работа с учебником
1 час

Обучающийся должен знать:
классификацию строительных материалов;
основные свойства строительных материалов.
должен уметь:
определять основные свойства строительных материалов;
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Рекомендуемая литература: ОИ 1 с. 5-6 Интернет – ресурсы: ИР 1
Задания
Составить схемы классификации строительных материалов по химической природе и технологическому признаку
Задания для самопроверки:
1.1. Установить соответствие между видом строительного материала и его происхождением
Таблица 4

№ пп
Классификация
Наименование материала

1
Органические
Сталь, алюминий, медь

2
Минеральные
Древесина, битум, пластмассы

3
металлы
Керамика, строительный раствор

Необходимо подготовить доклад «Роль стандартизации в строительстве». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил.2). На выступление отводиться 3-5 минут.
Задания для самопроверки:
2.1.Ответьте на вопросы:
а) Что такое стандартизация?
б) Каковы цели стандартизации?
в) Как влияет на строительство применение материалов не прошедших стандартизацию?
Таблица 5
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 2.1.
Материалы и изделия из природного камня
Систематическая работа с учебником
30 минут

Обучающийся должен знать:
классификацию изделий из природного камня;
должен уметь:
определять основные свойства каменных материалов и изделий.
Рекомендуемая литература: ОИ 1. С.39-55

Таблица 6
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 2.2.
Керамические материалы
Подготовка доклада: «Гипс, свойства и область применения»
1,5 часа


Систематическая работа с учебником
30 минут

Обучающийся должен знать:
сырьевые материалы для изготовления керамических изделий;
должен уметь:
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Интернет – ресурсы: ИР 2
Задания

Необходимо подготовить доклад «Гипс, свойства и область применения». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). На выступление отводится не более 3-5 минут.

Задание для самопроверки:
Ответьте на вопросы:
а) Назовите способы обработки природного гипса?
б) Как производят маркировку гипсового вяжущего?
в) Какими основными недостатками обладает гипс?
Таблица 7
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 2.3. Минеральные вяжущие вещества
Подготовка доклада: «Цветные цементы»
1,5 часа


Подготовка сообщения: «Противоморозные добавки»
1 час


Подготовка сообщения: «Декоративные штукатурки, виды и назначение»
1 час


Составление перечня применяемых заполнителей и наполнителей
0,5 часа


Систематическая работа с учебником
1 час

Обучающийся должен знать:
виды вяжущих и их производство;
сырьевые материалы для производства растворов и бетонов
должен уметь:
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Рекомендуемая литература: ОИ 1 с. 96-110
Интернет – ресурсы: ИР 3, ИР 4, ИР 5

Задания
Необходимо подготовить доклад «Цветные цементы». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). На выступление отводится не более 3-5 минут.

Задание для самопроверки:
Ответьте на вопросы:
а) Какой из российских заводов специализируется на производстве цветных цементов?
б) Какие способы отбеливания клинкера применяются в настоящее время?
в) От чего зависит белизна получаемого клинкера?
г) Как получают цветные цементы?

Необходимо подготовить сообщение «Противоморозные добавки». Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 3 - 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Сообщение предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). На сообщение отводиться 3-5 минут.

Задание для самопроверки:
Ответьте на вопросы:
а) Каково назначение противоморозных добавок?
б) Назовите виды противоморозных добавок?
в) От чего зависит дозировка добавки?
г) Какие противоморозные добавки не допустимо применять внутри помещения?

Необходимо подготовить сообщение «Декоративные штукатурки, виды и назначение». Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 3 - 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Сообщение предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). На сообщение отводиться 3-5 минут.

Задание для самопроверки:
Ответьте на вопросы:
а) Каково назначение декоративных штукатурок?
б) Назовите виды декоративных штукатурок?
в) Что применяется в качестве заполнителя при изготовлении растворов для декоративной штукатурки?

Составить перечень применяемых заполнителей и наполнителей
Задание для самопроверки:
Выберите правильный ответ:
Заполнителем называют
а) тонкодисперсионный порошкообразный или волокнистый материал вводимый в растворы; б) рыхлую смесь зерен природного или искусственного происхождения, размеры которых находятся в установленном диапазоне.
Прочность заполнителя влияет на
а) прочность раствора и бетона; б) морозостойкость раствора и бетона; в) скорость схватывания растворов и бетонов.
К заполнителям относятся
а) древесные опилки; б) каменная мука; в) молотый кварцевый песок; г) пористые пески.
К кислостойким наполнителям относятся
а) древесные опилки; б) каменная мука; в) молотый кварцевый песок; г) пористые пески.

Таблица 8
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 2.4. Растворы и
составы для отделочных работ
Составление схемы классификации, изученных строительных растворов по виду вяжущих, по назначению
0,5 часа


Систематическая работа с учебником
1 час

Обучающийся должен знать:
классификацию строительных растворов, их назначение;
виды растворов, их применение;
состав и способы приготовления штукатурных растворов.
должен уметь:
приготавливать различные виды растворов;
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Рекомендуемая литература: ОИ 1 с. 115, 138-144

Задания

Составить схему классификации, изученных строительных растворов по виду вяжущих и по назначению.

Задание для самопроверки:
1.1 Выберите правильный ответ:
Строительным раствором называется
а) смесь вяжущего с песком и водой; б) смесь вяжущего с заполнителем и водой; в) сухая смесь заполнителя и вяжущего.
На простые и сложные растворы делятся
а) по виду вяжущего; б) по плотности; в) по количеству вяжущих.
Цементные растворы применяют для оштукатуривания
а) кирпичных поверхностей; б) деревянных поверхностей; в)железо-бетонных поверхностей.
Водонепроницаемость строительного раствора зависит от
а) исходных материалов; б) от плотности раствора; в) от прочности сцепления.
Для придания растворам морозостойкости в них добавляют
а) растворимое стекло; б) асбест; в) поташ.

Таблица 9
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 3.1.
Отделочные материалы из древесины
Подготовка доклада: «Жидкие обои, их особенности»
1,5 часа


Систематическая работа с учебником
1 час

Обучающийся должен знать:
классификацию обоев;
виды обоев, их применение.
должен уметь:
применять обои в соответствии с назначением;
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Интернет – ресурсы: ИР 6
Задание

Необходимо подготовить доклад «Современные виды обоев». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил.1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). На выступление отводиться 3-5 минут.

Задание для самопроверки:
Выберите правильный ответ:
Жидкие обои – это
а) разновидность штукатурки;
б) разновидность краски;
в) разновидность шпаклевки.
2. Жидкие обои наносятся
а) кистью;
б) валиком;
в) шпателем.
3. Процесс приготовления жидких обоев заключается в :
а) приготовлении состава из различных компонентов, согласно рецептуре;
б) перемешивании готового состава с клеевым раствором;
в) перемешивании готового состава с водой.
4. Жидкие обои не промазываются клеем
а) в том случае, если у них флизелиновая основа;
б) всегда;
Таблица 10
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 3.2.
Полимерные отделочные материалы
Выполнение рисунков погонажных изделий
0,5 часа


Систематическая работа с учебником
0,5 часа

Обучающийся должен знать:
виды полимерных материалов;
состав и свойства строительных пластмасс.
должен уметь:
применять теоритические знания на практике;
Рекомендуемая литература: ОИ.1 с.218-253.
Таблица 11
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 3.3. Лакокрасочные материалы
Составление схемы классификации, изученных лакокрасочных материалов по виду материалов, по назначению
0, 5 часа


Составление схемы классификации пигментов по происхождению
0,5 часа


Подготовка доклада: «Пигменты в красочных составах»
1,5 часа


Систематическая работа с учебником
1 час

Обучающийся должен знать:
классификацию красочных составов;
классификацию и назначение пигментов;
назначение лаков и палитур, их виды;
применение лаков и палитур в строительстве.
должен уметь:
применять полученные знания на практике;
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Рекомендуемая литература: ОИ 1 с. 254, ОИ 2 с. 33-35 Интернет – ресурсы: ИР 7
Задание
Составление схемы классификации, изученных лакокрасочных материалов по виду материалов, по назначению.
Задание для самопроверки:
Ответьте на вопросы:
1.По каким признакам классифицируются красочные материалы?
2.Назовите виды лакокрасочных материалов в зависимости от пленкообразующего
вещества?
3.Назовите виды лакокрасочных материалов по преимущественному назначению?

Составление схемы классификации пигментов по происхождению.
Задание для самопроверки:
2.1. Ответьте на вопросы:
1. На какие виды делятся пигменты по происхождению?
2. К какому виду относятся охра, умбра, киноварь?
3. Какой пигмент нужно использовать чтобы получить серебряное покрытие?

Необходимо подготовить доклад «Пигменты в красочных составах». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). Проверку доклада преподаватель осуществляет во внеурочное время. Подведение итогов проводиться на последнем занятии в виде выставки творческих работ.
Таблица 12
Наименование темы
Вид самостоятельной работы
Трудоемкость

Тема 3.4. Вспомогательные материалы
Подготовка доклада: «Применение растительных и животных клеев»
1,5 часа


Систематическая работа с учебником
0,5 часа

Обучающийся должен знать:
классификацию вспомогательных материалов;
виды вспомогательных материалов, их назначение.
должен уметь:
определять основные свойства вспомогательных материалов;
уметь осуществлять поиск необходимой информации и обеспечивать ее обработку.
Интернет – ресурсы: ИР 8

Задание
Необходимо подготовить доклад «Применение растительных и животных клеев». Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил.1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). Проверку доклада преподаватель осуществляет во внеурочное время. Подведение итогов проводиться на последнем занятии в виде выставки творческих работ.







Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

1. Виды нормативно-технической документации в строительстве.
2 Классификация отделочных материалов.
3. Что такое стандартизация.
4. Перечислите физические свойства строительных материалов.
5. Перечислите механические свойства строительных материалов.
6. Что такое адгезионная способность, от чего она зависит.
7. Чем характеризуются химические свойства материалов.
8. Назовите виды горных пород в зависимости от условий образования.
9. Назовите основные свойства горных пород.
10. Где применяются горные породы в строительстве.
11. Классификация керамических строительных материалов.
12. Назовите способы формования керамических изделий.
13. Перечислите виды отделочных керамических изделий.
14. Какие вяжущие вещества относятся к воздушным, обоснуйте их название.
15.Что такое гидравлическое вяжущее вещество, область его применения.
16.Портландцемент, его назначение и способы изготовления.
17. Классификация строительных растворов.
18. Назовите основные свойства строительных растворов, их характеристика.
19. Дать характеристику растворам для обычных штукатурок.
20. Виды и назначение специальных растворов.
21. Какие свойства древесины вы знаете, их характеристика.
22. Классификация обоев.
23. Назовите основные свойства строительных пластмасс.
24. Дать характеристику погонажным изделиям.
25. Классификация лакокрасочных материалов в зависимости от пленкообразующего вещества.
26. Охарактеризуйте водные окрасочные составы, их недостатки.
27. Дать характеристику неводным окрасочным составам.
28. Какие материалы относятся к вспомогательным материалам.
29. Назовите виды грунтовок и их назначение.
30. Что входит в состав силикатной шпатлевки.




















Виды самостоятельной работы:
Доклад – это словесное или письменное изложение материала на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с ее содержанием.
Выбрать материал, необходимый для доклада.
Составить план доклада.
Прочитать текст и отредактировать его.
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил.1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля: сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см. На выступление отводиться 3-5 минут.
Критерии оценки доклада:
Оценка «5» ставится, если:
выполнены все требования к написанию доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, выполнено задание для самопроверки.
Оценка «4» – выполнены основные требования к докладу, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на вопросы даны неполные ответы.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при выполнении задания для самопроверки.
Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Сообщение – это словесное или письменное изложение материала на определенную тему.
Составление сообщения осуществляется по следующему алгоритму:
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с ее содержанием.
Выбрать материал, необходимый для сообщения.
Прочитать текст и отредактировать его.
Оформить в соответствии с требованиями.
Объем сообщения не должен превышать 3 - 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Сообщение предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка или списка использованных Интернет-ресурсов (прил. 2). При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля: сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см). На сообщение отводиться 3-5 минут.
Критерии оценки сообщения:
Оценка «5» ставится, если:
выполнены все требования к написанию и изложению информации сообщения: материал излагается последовательно и логично, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «4» – основные требования к сообщению выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержано время; имеются упущения в оформлении.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании, отсутствует вывод.
Оценка «2» – тема сообщения не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Работа с учебной и нормативной литературой.
Необходимую для учебного процесса информацию вы черпаете их книг, публикаций, изданий периодической печати, технической и нормативной документации и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источниках информации, фондах библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в техникуме, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Следует быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями, а также автоматизированными поисковыми системами, например Яндекс, GOOGLE. Каждый студент должен уметь работать с учебной литературой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, профессией и успешно творчески работать по окончании учебы.
Умение работать с учебной литературой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем – нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
Для поиска литературы следует использовать:
- предметные и систематические каталоги библиотек;
- указатели опубликованных в журнале статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

Работа с Интернет ресурсами. Ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим категориям:
- предоставляет ли она факты или является мнением?
- если информация является мнением, то, что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
- подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которую посоветовал вам преподаватель. Нередко в Интернете выкладывают материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстрационные, но не как основные.

Составление схем.
Наиболее распространенными являются схемы типа «дерево» и «паук».
В схеме «дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паук» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того, чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений.
Алгоритм самостоятельного составления схемы
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами.
2. Повторите лекционный материал по выбранной теме.
3. Изучите учебный материал, касающийся выбранной темы.
4. Внимательно изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
5. Подберите факты для составления схемы.
6. Выделите среди них основные, общие понятия.
7. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
8. Дайте название выделенным группам.
9. Начертите схему, используя плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
10. Заполните схему данными.

6. Составление перечней применяемых материалов и инструментов -это письменное изложение материала на определенную тему в виде таблицы.
Составление перечня осуществляется по следующему алгоритму:
1. Ознакомьтесь с заданием.
2. Повторите лекционный материал по теме.
3. Изучите учебный материал, касающийся темы.
4. Подберите факты для составления перечня.
5. Обратите внимание на назначение, виды и особенности изучаемых материалов, инструментов.
6. Выделите среди них основные, общие понятия.
7. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
8. Дайте название группам.
9. Начертить таблицу.
10. Заполните таблицу данными.

7. Конспект – это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.
Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде информации по мере ее изложения.
Опосредованное конспектирование – начинают после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи.
Основную часть конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного.
Критерии оценки конспекта:
- содержательность конспекта, соответствие плану;
- отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, локаничность изложения мыслей, грамотность изложения;
- наличие схем, графического выделения особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям и своевременная сдача на проверку.






Критерии оценки выполнения заданий для самопроверки.
Процент результативности
(правильных ответов)
Оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

89 ч 100
5
отлично

75 ч 88
4
хорошо

61 ч 74
3
удовлетворительно

менее 60
2
неудовлетворительно










































Литература


Основные источники: ОИ 1 Смирнов В.А. Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник/ В.А.Смирнов, Б.А.Ефимов, О.В.Кульков, И.А.Баландина, Н.А.Сканави. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 288с. ОИ 2 Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учебное пособие для начального профессионального образования / Н.Н. Заваржин.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.–416с. ОИ 3 Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы: учеб. / А.А. Ивлиев, А.А.Кальгин. - М.: «Академия», 2009. – 487с.

Дополнительные источники: ДИ 1 Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ: учебное пособие для начального профессионального образования/ И.В.Петрова. -М.:Издательский центр «Академия», 2013.–192с. ДИ 2 Завражин Н.Н. Отделочные работы: учебное пособие для начального профессионального образования/ Н.Н.Завражин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.–320с.
ДИ 3 Ивлиев А.А. Реставрационные строительные работы: учеб. / А.А. Ивлиев, А.А.Кальгин. - М.: «Академия», 2004. – 435с.

Интернет-ресурсы (ИР):
ИР 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИР 8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_chemistry/2066/клеи




















Приложение 1

Форма титульного листа доклада (реферата, сообщения)

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»









Доклад (реферат, сообщение)
на тему
__________________________________
указывается тема доклада (реферата, сообщения)

по дисциплине «Основы материаловедения»








Выполнил:
студент группы_____
___________________
Ф.И.
Проверил:
преподаватель
В.И.Алёхина













Острогожск ____
Год


Приложение 2

Примеры оформления литературных источников, электронных ресурсов

Оформление книги
Черноус Г.Г. Облицовочные работы: учебное пособие / Г.Г. Черноус - М: ОИЦ «Академия», 2012 . – 191с.

Оформление статьи в журнале
Качественное определение содержания витамина С // Химия в школе. – 2012. – №4. – С. 63-65
Оформление ссылки на Интернет-ресурс
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - http://www.eidos.ru

Оформление ссылки на электронный ресурс удаленного доступа
Химия. 11 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2012. - 1 эл. опт. диск (DVD)

Литературные источники перечисляются в алфавитном порядке.











13PAGE \* MERGEFORMAT14915




Заголовок 215