Итоговая тестовая работа по географии в 9 классе


Спецификация
Контрольно - измерительных материалов
по географии в 9 классе
1. Название работы:
Итоговый тест по географии для учащихся 9 класса.
2. Цель проведения работы:
Контрольно - измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися 9 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, базовый уровень.
3. Документы, определяющие содержание работы:
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии, базовый уровень.
4. Форма работы:
Тестовая работа. (тесты по материалам ЕГЭ)
5.Структура работы:
Работа представлена в двух вариантах.
Каждый вариант итоговой работы состоит из 3 частей и включает в себя 22 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А включает 12 заданий с выбором 1-го правильного ответа. Эти задания проверяют звания правил, фактов, процессов, законов.
Часть Б содержит 5 заданий:
2 - на установление соответствия,
3 - с выбором нескольких правильных ответов из шести.
Часть С содержит 2 задания, при выполнении которых надо дать полный развернутый ответ.
6. Итоговая работа предусматривает проверку уровня подготовки обучающихся 9 класса в соответствии с предъявленными к ним требованиями.
Таблица 1. Распределение заданий по основным блокам содержания школьной географии
Содержательный блок, включенный в итоговую работу Количество заданий Номера заданий Максимальный балл
1. Географическое положение России 3 А1,В1,В2 5
2.Население России 5 7
2.1Численость населения 1 С12
2.2.Народы и религии России 2 А2,А3 2
2.3.Особенности размещения населения 2 А4, В3, 3
3. Хозяйство России 11 14
3.1Особенности хозяйства России 2 А5, А8 2
3.2 ТЭК 2 А6, А7 2
3.3. Машиностроение 2 А10, В5 3
3.4.ККМ 3 А9,А10,А12 3
4. Районы России 2 С1,С2 4
Итого 22 26
Распределение заданий итоговой работы по видам умений и способам действий показано в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий Количество заданий/баллов за выполнение заданий
Часть АЧасть В(задания с кратким ответом) Часть С(задания с развернутым ответом)
1. Требования «Знать / понимать» 12/12 2. Требования «Уметь» 5/10 2/4
Итого 12/12 5/10 2/4
8. На выполнение итогового тестирования отводится 40 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части А №№1–12 – до1 минуты;
2) для каждого задания части В №№ 1-5 – до 3 минут;
3) для каждого задания части С №№1 – 2 до 6 минут.
9. Критерии оценивания работы:
За верное выполнение заданий части А выставляется 1 балл за каждый верный ответ. Всего 12 баллов;
За верное выполнение заданий части В - 2 балла, если в ответе содержится одна ошибка, то обучающемуся выставляется 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Всего 10 баллов
За каждый верный ответ в заданиях части С выставляется также 2 балла. В других случаях выставляется 0 баллов. Всего 4 балла.
Итого за работу: 26 баллов
10.Требования к оборудованию
Итоговая тестовая работа выполняется на отдельных двойных листах в клеточку.
Дополнительные материалы и оборудование: используются линейки, транспортиры и непрограммируемые калькуляторы, черновики.
Титульный лист содержит штамп школы, расположенный в левом верхнем углу.
Работа подписывается следующим образом:
Итоговая тестовая работа по географии
за 20__ - 20__ учебный год
ученика(цы) «___» класса
МБОУ __________________
ФИО
Вариант №
11. Условия проведения работы
Работа проводится 2-4 уроком в первую смену.
В тестовой работе указывается только номер задания, сами задания не переписываются. Все решения заданий желательно сначала выполнить на черновике, а затем перенести в чистовик.
Во время тестовой работы учащиеся в кабинете рассаживаются по двое за партой, при этом им выдаются разные варианты заданий.
В каждом классе присутствует организатор, который не может быть учителем предмета, по которому выполняется тестовая работа.
Организатор в классе осуществляет вход учащихся в кабинет, распределяет их по местам, при этом предупреждает учащихся о запрете пользования сотовыми телефонами.
Личные вещи учащихся, остаются на специально выделенном столе в кабинете.
Организатор проводит инструктаж, помогает подписать титульные листы учащихся. Раздает варианты тестовых работ.
Время, отведенное на инструктаж и заполнение титульного листа, в общее время выполнения работы не включается.
После подготовительных процедур организатор фиксирует время начала и окончания тестовой работы на доске.
За 10 минут до окончания тестовой работы организатор предупреждает учащихся о необходимости перенести все записи из черновика в чистовик.
После контрольной работы организатор собирает все листы учащихся и передает чистовики школьному координатору, который, в свою очередь, передает их на проверку комиссии. Черновики не проверяются.
Инструкция по выполнению заданий:
На выполнение итогового тестирования по географии отводится 40 минут.
Работа состоит из 3х частей, включающих 19 заданий.
Часть А включает 12 заданий с выбором 1-го правильного ответа. Эти задания проверяют звания правил, фактов, процессов, законов.
Часть В содержит 5 заданий:
2 - на установление соответствия
3 - с выбором нескольких правильных ответов из шести.
Часть С содержит 2 задания, при выполнении которых надо дать полный развернутый ответ.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые ответы, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные, вами за выполнение задания суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Демонстрационный вариант
контрольно измерительных материалов итогового тестирования по географии
I вариант
Часть А содержит 12 заданий (А1-А12) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1)Россия граничит с Грузией, Арменией, Азербайджаном.
2)Крайняя материковая северная точка России является крайней точкой Евразии.
3)Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.
4)Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Китаем.
А2. Какое утверждение о народах России является верным?
1)Россия - самая многонациональная страна в мире.
2)Карелы и коми относятся к индоевропейской языковой семье.
3)Татары - второй по численности народ России.
4)Калмыки и удмурты исповедуют ислам.
А3.Буддизм-религия большинства верующего населения республики:
1)Татарстан
2)Башкортостан
3)Бурятия
4)Адыгея
А4. Наибольшая доля горожан в структуре населения характерна:
1)Магаданская область
2)Ставропольский край
3)Тамбовская область
4)Республика Калмыкия
А5. Какая отрасль хозяйства относится к производственной сфере экономики?
1)рекреационное
2)управление
3)обслуживания
4)сельское хозяйство
А6.Какое соответствие « электростанция-тип электростанции» является верным?
1)Братская - тепловая электростанция
2)Саянно – Шушенская – гидроэлектростанция.
3)Паужетская-атомная электростанция
4)Билибинская – геотермальная электростанция.
А7. Лидером по добыче нефти в России является:
1)Татарстан
2)Ханты-Мансийский автономный округ
3)Ямало - Ненецкий автономный округ
4)Башкортостан
А8. Какое утверждение о промышленности России является верным?
1)Заводы по производству с/х техники размещаются в районах добычи железной руды.
2)Наиболее трудоёмкими производствами машиностроения являются приборостроение, электроника и электротехника
3)Размещение предприятий по выплавке алюминия ориентировано на источники сырья.
4)Наибольшая доля производства электроэнергии в России приходится на АЭС
А9. Для размещения предприятий по выплавке алюминия ведущее значение имеет фактор
1)водный
2)транспортный
3)энергетический
4)трудовых ресурсов
А10.Наибольшее количество предприятий автомобилестроения сосредоточено в:
1).Поволжье
2)Ц. России
3)Северном Кавказе4)Дальнем ВостокеА11. Производство азотных удобрений развивается вблизи предприятий:
1)Черной металлургии полного цикла
2)Алюминиевой промышленности
3) Медеплавильной промышленности
4).Передельной металлургии
А12.Добыча калийной соли в России в основном производится в:
1)Западной Сибири
2)Урале3)Дальнем Востоке4)Восточной Сибири
ЧАСТЬ ВВ1. Установите соответствие между республикой РФ и её столицей.
1.Бурятия А.Элиста
2.Калмыкия Б.Казань
3.Башкортостан В.Улан-Удэ
4.Татарстан Г. Уфа
В2. Установите соответствие между морским портом и морем, на побережье которого он расположен.
1.Архангельск А. Баренцево 2. Туапсе Б. Белое
3.Мурманск В.Японское 4.Владивосток Г. Черное
В3. Из предложенного списка выберите три города - миллионера
1.Ульяновск
2.Нижний Новгород
3.Оренбург
4.Санкт – Петербург
5. Челябинск
6.Ставрополь
В4. Из предложенного списка городов выберите три центра автомобилестроения
1.Тольятти
2.Волгоград
3.Новокузнецк
4.Ижевск
5.Петрозаводск
6.Ульяновск
В5. Из предложенного списка выберите три региона РФ, специализирующихся на молочном животноводстве
1.Республика Дагестан
2.Смоленская область
3.Вологодская область
4.Астраханская область
5.Тверская область
6.Республика Калмыкия
ЧАСТЬ СС1. Чем объяснить, что рождаемость в расчете на тысячу жителей в Республике Дагестан выше, чем в Псковской области? Укажите не менее двух причин.
С2. Чем объяснить размещение в г. Липецке производства тракторов и тракторных культиваторов? ( АО « Липецкий тракторный завод») Укажите не менее двух причин.

Демонстрационный вариант
контрольно измерительных материалов итогового тестирования по географии
Вариант 2
Часть А содержит 12 заданий (А1-А12) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, только один из них верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1.Россия граничит с Эстонией, Латвией, Литвой.
2.Крайняя восточная точка России имеет восточную долготу.
3. Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.
4.Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Монголией.
А2. В каком из регионов России структура населения отличается наибольшей долей горожан?
1.Архангельской области
2.Республике Калмыкия
3.Саратовской области
4.Республикне Дагестан
А3. Естественный прирост населения – это:
1.увеличение численности населения в результате увеличения рождаемости
2. разность между числом родившихся и умерших на одну тысячу жителей.
3. увеличение численности населения в результате иммиграции
4.разностьмежду числом иммигрантов и эмигрантов на одну тысячу жителей.
А5. Какая из перечисленных отраслей относится к непроизводственной сфере экономики?
1.промышленность
2. образование
3. строительство
4.сельское хозяйство
А6. В структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть электроэнергии производится на:
1.АЭС
2.ТЭС
3. ПЭС
4.ГЭС
А7.Лидером по добыче природного газа в России является:
1.Ставропольский край
2.Ханты-Мансийский АО
3.Ямало-Ненецкийс АО
4.Астраханская область
А8.Какое утверждение о цветной металлургии России является верным?
1.По количеству производимого металла цветная металлургия превосходит черную металлургию.
2. Руды цветных металлов отличаются высоким содержанием металла
3.Исторически первым районом цветной металлургии был Урал
4.Большая часть выплавки алюминия приходится на европейскую территорию.
А9. Транспортный фактор сыграл решающую роль при создании металлургического комбината полного цикла в:
1.Липецке2.Череповце3.Новокузнецке4.МагнитогорскеА10.На размещение какой из перечисленных отраслей машиностроительного комплекса наибольшее влияние оказал сырьевой фактор (металлоемкости)
1.авиастроение
2.автомобилестроение
3.производство горно-шахтного оборудования
4.электронное машиностроение
А11.Какое соответствие «промышленный центр-отрасль химической промышленности» является верным?
1.Кемерово-производство калийных удобрений.
2.Невинномыск-производство азотных удобрений.
3.Липецк-производство фосфорных удобрений
4.Норильск- производство синтетического каучука.
А12.Укажите зерновую культуру, потребность в которой удовлетворяется в РФ в основном за счет импорта:
1.пшеница
2.овес
3.рис
4.ячмень
Часть В.
В1. Установите соответствие между республикой РФ и ее столицей
Республика Столица
1.Татарстан А. Сыктывкар
2.Карелия Б. Уфа
3.Коми В.Петрозаводск
4.Башкортостан Г.Казань
В2. Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой он относится.
Народ Языковая семья
1.ингуши А.северокавказская2.коми Б.индоевропейская
3.буряты В.уральско-юкагирская4.русские Г.алтайскаяВ3.Из предложенного ниже списка городов выберите три центра черной металлургии.
1.Братск 4.Норильск
2.Магниторгск 5.Липецк
3.Нижний Тагил 6.Краснотуринск
В4. Из предложенного списка выберите три региона, специализирующихся на овцеводстве
1.Республика Дагестан 4.Ставропольский край
2.Смоленская область 5.Тверская область
3.Вологодская область 6.Читинская область
В5. Установите соответствие между морским портом основными видами продукции, экспортируемыми через него.
Морской порт Экспортная продукция
1.Архангельск А.нефть
2.Новороссийск Б.апатиты, цветные металлы
3.Мурманск В.лес
Часть СС1. Чем объяснить, что смертность в расчете на тысячу жителей в Ханты- Мансийском АО ниже, чем в Тверской области? Укажите не менее двух причин.
С2. Что, кроме наличия электроэнергии ( Архангельская ТЭС), повлияло на размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Новодвинске? Укажите не менее двух причин