Итоговая тестовая работа за курс биологии 10 класс


Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе в рамках промежуточной аттестации за 2010-2011 учебном году.
1 вариант
Часть А.
1.На каком уровне организации происходят генные мутации:
1) организменном 3)видовом
2) клеточном 4) молекулярном
2. «Размножение клеток происходит путем их деления ...»- положение теории
1) онтогенеза 3) филогенеза
2) клеточной 4) мутационной
3. Синтез АТФ осуществляется в:
1 - рибосомах
2 - митохондриях
3 - лизосомах
4 - ЭПС
4. Хлоропласты - это органоиды:
1 - содержащие хлорофилл
2 - имеющие собственную молекулу ДНК
3 - осуществляющие фотосинтез
4 - верны все ответы
5. Лейкопласты - это:
1 - бесцветные пластиды
2 - энергетические станции клетки
3 - окрашенные пластиды
4 - органоиды только животных клеток
6. Только для растительных клеток характерны:
1 - клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, митохондрии
2 - рибосомы, пластиды, крупные вакуоли
3 - ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды
4 - пластиды, клеточная стенка из целлюлозы, крупные вакуоли
7. К эукариотным относят клетку
1) Грибов 3) Бактерий
2) Цианобактерий 4) Вирусов
8. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав
1) ДНК 2) РНК
3) АТФ 4) белка
6. Клетка бактерии, как и растительная клетка, имеет
1) Ядро 2) Комплекс Гольджи
3) Эндоплазматическую сеть 4) Цитоплазму
7. Какие процессы протекают в ходе пластического обмена?
1) синтез неорганических веществ 3) синтез органических веществ
2) окисление липидов 4) окисление глюкозы
8)Сколько типов гамет образует организм АаВВ:
1) 2 3) 4
3) 1 4) 3

9. Водородные связи между СО и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, что характерно для структуры
1) Первичной 2) Вторичной
3) Третичной 4) Четвертичной
10.В процессе мейоза образуются гаметы с набором хромосом
1) диплоидным 2) равным материнскому
3) гаплоидным 4) удвоенным

11. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в
1) Анафазе 2) Телофазе
3) Профазе 3) Метафазе
12) Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:
1) эмбриогенезом 3) онтогенезом
2) филогенезом 4) ароморфозом
13) Совокупность внешних и внутренних признаков данного организма называется:
1) генотипом 3) фенотипом
2) гибридом 4) нуклеотидом
14) Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации –причины:
1) увеличения числа инфекционных заболеваний
2) увеличения числа наследственных заболеваний
3) приспособленности организмов к среде
4) усложнение цепей питания
15) Гетерогаметными самками являются у представителей видов:
1) человек 2) курица
3) корова 4) свинья
16) Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
1) генных мутаций
2) хромосомных мутаций
3) комбинативной изменчивости
4) модификационной изменчивости

Часть С.
Решите задачу.
Мохнатую черную крольчиху (доминантные признаки), гетерозиготную по второму признаку, скрестили с белых мохнатым самцом, гетерозиготным по второму признаку.
Какое потомство можно ожидать от этого скрещивания?

 

















Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе в рамках промежуточной аттестации в 2010-2011 учебном году.
2 вариант
Часть А.

1.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:
1) организменном 3) молекулярном
2) тканевом 4) популяционном
2.Какая теория доказывает сходство строения клеток организмов разных царств?
1) эволюционная 3)клеточная
2)хромосомная 4)генетическая
2. Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:
1 - расщепление органических веществ
2 - синтез белка
3 - синтез АТФ
4 - фотосинтез
3. Основной признак клеток прокариот:
1) Наличие оболочки 2) Одноклеточность
3) Отсутствие ядра 4) Наличие жгутиков
4. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём
1) Крист 2) полостей и цистерн
3) Гран 3) Ядрышек
5.Какую функцию выполняют в клетке нуклеиновые кислоты:
1) энергетическую
2) двигательную
3) ферментативную
4) хранение наследственной информации

6. Растения, грибы, животные относят к эукариотам, так как их клетки:
1) не имеют ядерной оболочки
2) не делятся митозом
3) имеют оформленное ядро
4) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.
7. Какие процессы протекают в ходе энергетического обмена?
1) расщепление органических веществ с освобождением энергии
2) синтез органических веществ
3) окисление липидов
4) окисление глюкозы
8. Как называются внутренние структуры митохондрий:
1) граны
2) кристы
3)матрикс
4) тилакоиды
9. Какая структура молекулы белка имеет форму глобулы?
1) Первичная 3) Вторичная
2) Третичная 4) Четвертичная
10.В процессе митоза образуются клетки с набором хромосом
1) триплоидным 2) равным материнскому
3) гаплоидным 4) удвоенным
11) Процесс исторического развития вида называют:
1) эмбриогенезом 3) онтогенезом
2) филогенезом 4) ароморфозом


12) Триплетность, специфичность, универсальность – это свойства:
1. генотипа
2. генома
3. генетического кода
4. генофонда популяций
13) Совокупность всех генов данного организма называется:
1) генотипом 3) фенотипом
2) гибридом 4) нуклеотидом
14)Сколько типов гамет образует организм дигетерозиготный организм АаВв:
1) 2 3) 4
3) 8 4) 6
15) Наркотические вещества относят к мутагенам, так как при их употреблении:
1) возникают изменения в хромосомах или генах
2) нарушается работа нервной системы
3) ухудшается самочувствие
4) возникает зависимость от наркотиков

16. Увеличение яйценоскости кур за счет улучшения рациона кормления - это пример изменчивости
1) модификационной 3) мутационной
2) комбинативной 4) соотносительной

Часть С.
Решите задачу.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью. Кареглазая левша, гетерозиготная по первому признаку вышла замуж за голубоглазого правшу, гетерозиготному по второму признаку. Каких детей можно ожидать от этого брака?

Итоговая контрольная работа по биологии
10 класс
1 вариант
1.Укажите пример биоценотического уровня организации жизни
А) Ландыш майский Б) Косяк трески
В) Нуклеиновая кислота Г) Сосновый бор
2. Синтез АТФ осуществляется в:
1 - рибосомах
2 - митохондриях
3 - лизосомах
4 - ЭПС
3. Хлоропласты - это органоиды:
1 - содержащие хлорофилл
2 - имеющие собственную молекулу ДНК
3 - осуществляющие фотосинтез
4 - верны все ответы
4. Лейкопласты - это:
1 - бесцветные пластиды
2 - энергетические станции клетки
3 - окрашенные пластиды
4 - органоиды только животных клеток
9. Только для растительных клеток характерны:
1 - клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, митохондрии
2 - рибосомы, пластиды, крупные вакуоли
3 - ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды
4 - пластиды, клеточная стенка из целлюлозы, крупные вакуоли

3. К эукариотным относят клетку
А) Грибов Б) Бактерий
В) Цианобактерий Г) Вирусов
4. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав
А) ДНК Б) РНК
В) АТФ Г) белка
6. Клетка бактерии, как и растительная клетка, имеет
А) Ядро Б) Комплекс Гольджи
В) Эндоплазматическую сеть Г) Цитоплазму
7. Органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды
А) Митохондрия Б) Хлоропласт
В) Рибосома Г) Комплекс Гольджи.
8. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию
А) Синтеза углеводов Б) Синтеза АТФ
В) Поглощения солнечной энергии Г) Гликолиза
9. Водородные связи между СО и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, что характерно для структуры
А) Первичной Б) Вторичной
В) Третичной Г) Четвертичной
11. Основной источник энергии в клетке
А) Витамины Б) Ферменты
В) Жиры Г) Углеводы
12. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает
А) В ядре Б) В хлоропластах
В) Рибосомах Г) Лизосомах
14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуется после мейоза?
15. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в
А) Анафазе Б) Телофазе
В) Профазе Г) Метафазе
 
Итоговая контрольная работа по биологии
10 класс
2 вариант
1. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого
А) Популяционно-видовому Б) Биогеоценотическому
В) Организменному Г) Биосферному
2. Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:
1 - расщепление органических веществ
2 - синтез белка
3 - синтез АТФ
4 - фотосинтез
3. Основной признак клеток прокариот –
А) Наличие оболочки Б) Одноклеточность
В) Отсутствие ядра Г) Наличие жгутиков
4. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём
А) Крист Б) полостей и цистерн
В) Гран Г) Ядрышек
5. К двумембранным органоидам относятся
А) Митохондрии и пластиды Б) Рибосомы и клеточный центр
В) Лизосомы и вакуоли Г) ЭПС и аппарат Гольджи
6. Рибосомы не участвуют
А) В биосинтезе белка Б) В фотосинтезе
В) В размещении на них иРНК Г) В сборке полипептидной цепи.
8. Какую функцию не выполняет в клетке ЭПС
А) Синтез жиров Б) Транспорт белка
В) Синтез углеводов Г) Синтез нуклеиновых кислот
9. Какая структура молекулы белка имеет форму глобулы?
А) Первичная Б) Вторичная
В) Третичная Г) Четвертичная
15. Триплетность, специфичность, универсальность, неперекрываемость – это свойства:

1. генотипа
2. генома
3. генетического кода
4. генофонда популяций
0. Молекулы глюкозы в отличие от жиров
А) Беднее энергией Б) Содержатся только в растительных клетках
В) Богаче энергией Г) Содержатся только в животных клетках
11. При окислении каких веществ освобождается больше энергии
А) Глюкозы Б) Крахмала
В) Белков Г) Жиров.
12. В процессе пластического обмена в клетках образуются
А) Белки Б) Вода
В) АТФ Г) Неорганические вещества
14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуются после митоза?
15. В процессе мейоза гомологичные хромосомы расходятся в дочерние клетки
А) Метафазе превого деления Б) метафазе второго деления
В) Анафазе первого деления г) Анафазе второго деления
 
 












Сайт сделан по технологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

_____________________________________________________

1 вариант.
1.Тест
1. Синтез АТФ осуществляется в:
1 - рибосомах
2 - митохондриях
3 - лизосомах
4 - ЭПС

2. Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:
1 - расщепление органических веществ
2 - синтез белка
3 - синтез АТФ
4 - фотосинтез

3. Аппарат Гольджи отвечает за:
1 - транспорт веществ по клетке
2 - перестройку молекул
3 - образование лизосом
4 - верны все ответы

4. Каких компонентов НЕ содержат митохондрии:
1 - ДНК
2 - рибосом
3 - складок внутренней мембраны (крист)
4 - ЭПС

5. Хлоропласты - это органоиды:
1 - содержащие хлорофилл
2 - имеющие собственную молекулу ДНК
3 - осуществляющие фотосинтез
4 - верны все ответы

6. К двумембранным органоидам относятся:
1 - ядро и комплекс Гольджи
2 - ядро, митохондрии и пластиды
3 - митохондрии, пластиды и ЭПС
4 - пластиды, ядро и лизосомы

7. Лейкопласты - это:
1 - бесцветные пластиды
2 - энергетические станции клетки
3 - окрашенные пластиды
4 - органоиды только животных клеток

8. К одномембранным органоидам относятся:
1 - пластиды и ЭПС
2 - митохондрии и аппарат Гольджи
3 - вакуоли и ядро
4 - ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли
5. Триплетность, специфичность, универсальность, неперекрываемость – это свойства:

1. генотипа
2. генома
3. генетического кода
4. генофонда популяций

9. Только для растительных клеток характерны:
1 - клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, митохондрии
2 - рибосомы, пластиды, крупные вакуоли
3 - ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды
4 - пластиды, клеточная стенка из целлюлозы, крупные вакуоли

10. К пассивному транспорту через мембрану относится:
1 - диффузия
2 - пиноцитоз
3 - фагоцитоз
4 – калий – натриевый насос

Вопрос
Какие функции выполняет в клетке вода?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3. Сравните митоз и мейоз.

Характеристики
Митоз
Мейоз

Фазы деления





Что происходит с ДНК в интерфазе до начала деления?



Конъюгация гомологичных хромосом




Сколько делений подряд происходит?




Хромосомы или хроматиды расходятся при делении?




Изменяется ли число хромосом в дочерних клетках?



Сколько дочерних клеток образуется?



В каких клетках происходит процесс?






Контрольно-измерительный материал
Биология, 10 класс
I вариант
Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 90 минут. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.
Желаем успеха!

Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. . Например, 1. 3
2. 4

Наука, изучающая функционирование организмов, называется:
зоология
анатомия
физиология
цитология
Что изображено на рисунке?
вирус
бактерия
клетка гидры
клетка гриба


Способность к хемоавтотрофному способу питания характерна для:
бактерий
животных
растений
грибов
Вещества, служащие универсальными биологическими аккумуляторами энергии в клетке:
белки
липиды
ДНК
АТФ
Триплетность, специфичность, универсальность, неперекрываемость – это свойства:
генотипа
генома
генетического кода
генофонда популяций
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
15%
30%
35%
85%
Аминокислотный остаток белка кодируется:
триплетом нуклеотидов
дуплетом нуклеотидов
одним нуклелотидом
парой нуклеотидов в каждой из комплементарных цепей
Последовательность нуклеотидов в одной из комплементарных цепей ДНК – АГА. Какова соответствующая ей последовательность нуклеотидов в другой цепи?:
УЦУ
ТГТ
ТЦТ
АГА
В клетках грибов, как и в клетках животных, отсутствуют:
лейкопласты и хлоропласты
оболочки из хитина
плазматические мембраны
митохондрии и рибосомы
Органоиды клетки, отвечающие за ее передвижение:
митохондрии
жгутики
лизосомы
аппарат Гольджи
Собственную ДНК имеют:
комплекс Гольджи
лизосома
эндоплазматическая сеть
митохондрии
Стадия бластулы при развитии эмбриона характеризуется:
наличием двух слоев тканей – эктодермы и энтодермы
образованием осевого комплекса органов
образованием четырех бластомеров
образованием однослойной клеточной сферы, состоящей из 64 и более бластомеров
Образованию половых клеток у многоклеточных организмов предшествует процесс:
митоза
мейоза
оплодотворения
конъюгации
Зигота отличается от гаметы:
наличием клеточного центра
наличием ядра
набором хромосом
наличием митохондрий
Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах, контролирующие проявление окраски гороха, называют:
аллельными
доминантными
рецессивными
сцепленными
Промежуточный характер наследования проявляется:
при сцепленном наследовании
неполном доминировании
независимом наследовании
полном доминировании
Примером модификационной изменчивости является:
карликовость
сахарный диабет
различие в удоях коров одной породы
болезнь Дауна
Нарушение обмена веществ у человека, приводящее к возникновению сахарного диабета, выявляют:
близнецовым методом
генеалогическим методом
цитогенетическим методом
биохимическим методом
Выращивание клеток растений в ферментерах для получения биологически активных веществ называется:
генной инженерией
клонированием
клеточной инженерией
микробиологическим синтезом
Индивидуальный отбор в селекции, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится:
по генотипу
под влиянием факторов окружающей среды
под влиянием деятельности человека
по фенотипу
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «Основные закономерности наследственности»

·Часть А. Выберите один правильный ответ:
Правило единообразия гибридов первого поколения проявиться, если генотип одного из родителей аавв, а другого:
ААВв
АаВВ
ААВВ
АаВв
Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?
1
2
3
4
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)
АА х аа
Аа х Аа
АА х Аа
Аа х аа
Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:
Аллельными
Доминантными
Рецессивными
сцепленными
Сколько пар альтернативных признаков, изучаю при моногибридном скрещивании?
1
2
3
4
Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема:
Р: Аа х Аа
F1: АА. Аа, Аа, аа
Закон расщепления
Правило единообразия
Закон сцепленного наследования
Хромосомную теорию наследственности
С открытием мейоза «гипотеза чистоты гамет» получила подтверждение:
Цитологическое
Эмбриологическое
Гистологическое
генетическое
Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если, если ее отец – гемофилик?
Может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме
Не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках
Не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосоме
Может, если мать – носительница гена гемофилии.
Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВв при сцеплении доминантных генов?
Ав, ав
Аа, аВ
АВ. Ав, аВ. ав
Аа, Вв
У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой окраской (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (в). выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног:
ААВв
Аавв
АаВв
ААВВ
Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи:
Аа
АА
АаВв
АаВВ
При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:
3:1
9:3:3:1
1:1:1:1
1:2:1
Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:
44 аутсосомы +ХУ
23 аутсосомы +Х
44 аутососмы + ХХ
23 аутосомы + У
Преобладающий признак одного из родителей Г. Мендель назвал:
рецессивным
Доминантным
Гомозигоным
гетерозиготным
При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:
0%
25%
50%
100%
Женский гомогаметный пол имеют:
Пресмыкающиеся
Люди
Птицы
бабочки
Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:
Расщепления
Сцепленного наследования
Неполного доминирования
Независимого наследования
Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
Доминантностью одного из генов
Доминантностью обоих генов
Расстоянием между хромосомами
Расстоянием между генами
Взаимодействие аллельных генов – причина:
Промежуточного наследования
Сцепленного наследования
Независимого наследования
Единообразия потомства
Для установления генотипа фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с:
Гетерозиготой
Гомозиготой по доминантному признаку
Гомозиготой по рецессивному признаку
Потомков между собой
Генотип особи АаСс. Сколько кроссоверных гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними – 10 морганид?
10% Ас и 10% аС
5% АС и 5% ас
5% Ас и 5% аС
10% АС и 10 % ас
Наследование групп крови человека происходит по типу:
Неполного доминирования
Кодоминирования
Полного доминирования
комплементарности
Рецессивный ген, вызывающий мышечную дистрофию локализован в Х- хромосоме. Отец здоров, мать носительница гена дистрофии. Вероятность рождения больных сыновей от этого брака (в % от числа сыновей) равна:
0%
25%
50%
75%
Если при анализирующем моногибридном скрещивании в потомстве расщепление не произошло, то исследуемая особь по генотипу:
Гомозиготна по рецессиву
Гетерозиготна
Гомозиготна по доминанту
гемизиготна
У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов. Наличие в генотипе гена А обуславливает черную окраску, гена В – желтые кольца на волосках, а двух доминантных генов А и В – окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называют:
Кодоминированием
Неполным доминированием
Полимерией
комплементарностью

Часть В. Выберите три правильных ответа из шести:
Гомогаметным мужской пол является у:
Двукрылых насекомых
Млекопитающих
Пресмыкающихся
Некоторых чешуекрылых
Птиц
ракообразных
По типу комплементарности происходит наследование:
Окраски цветков у душистого горошка
Окраски шерсти у кроликов
Групп крови у человека
Цвета кожи у человека
Окраски оперения у кур
Окраски чешуи у лука
При аутосомно-доминантном типе наследования:
Признак встречается у мужчин и у женщин
Родители обычно здоровы
Аномалии проявляются практически в каждом поколении
Вероятность рождения ребенка с аномалией – 50%
Часто болен один из родителей
Вероятность рождения ребенка с аномалией – 25%
В Х-хромосоме человека находятся гены, определяющие развитие таких аномалий, как:
Гемофилия
Альбинизм
Карликовость
Дальтонизм
Атрофия зрительного нерва
Гипертрихоз

Часть С. Закончите предложения:
Совокупность генов организма - _____________.
Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК , - _____________.
Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, - ___________________________.
Пара генов, определяющая контрастные (альтернативные) признаки, - _________.
Скрещивание, проводящиеся для определения генотипа организма, - ___________.
Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, - __________________.
Форма наследования признаков у гибридов первого поколения, когда в присутствии доминантного гена частично проявляется рецессивный признак, - ______________________.
В норме набор половых хромосом у мужчины - _____________.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, - _____________.
Влияние одного гена на развитие многих признаков называется ____________.


Часть В

При выполнении заданий В1 – В3 выберите несколько правильных ответов, в бланк ответов запишите ответ в виде последовательности трех букв в алфавитном порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, АБГ).

В1. Биологическое значение мейоза заключается в
предотвращении удвоения хромосом в новом поколении
образовании мужских и женских гамет
образовании соматических клеток
создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
увеличении числа клеток в организме
кратном увеличении набора хромосом
В2. Какие из приведенных ниже описаний функций и структуры рибосом верны?
на рибосомах синтезируются жиры
на рибосомах синтезируются белки
рибосомы состоят из двух субъединиц
рибосомы состоят из одной субъединицы
рибосомы являются клеточными органеллами
рибосомы являются клеточными комплексами
В3. Каковы причины комбинативной изменчивости?
независимое расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам во время мейоза
замена одного нуклеотида в ДНК на другой
нерасхождение гомологичных хромосом во время мейоза
ошибки в процессе трансляции
происходит кроссинговер в профазе I мейоза
объединение отцовских и материнских хромосом при оплодотворении

В заданиях В4 - В5 на установление правильной последовательности событий запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (например, БАВД)
В4. Установите последовательность этапов работы селекционера при создании новой породы животных
скрещивание производителей для создания новой породы
индивидуальный подбор родительских форм для скрещивания по внешним признакам
методический отбор особей среди полученного потомства
оценка наследственных качеств родительских форм по их родословной

1
2
3
4







В5. Напишите последовательность реакций фотосинтеза:
поглощение углекислого газа
фотолиз воды и синтез АТФ
поглощение квантов света хлорофиллом
образование моносахаридов
транспорт сахаров по растению
образование полисахаридов
В задании В6 на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (например, БААБАБ)

В6. Установите соответствие между биохимическими процессами и участвующими в них клеточными структурами и молекулами:
КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕСС
И МОЛЕКУЛЫ
1. ядро А. Трансляция
2. цитоплазма Б. Транскрипция
3. ДНК
4. рибосома
5. хромосома
6. белки
















Часть С
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем у прокариот.
В клетках эукариот ядерное вещество располагается в цитоплазме.
В клетках всех эукариот имеются хлоропласты.
В клетках эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть.
Эукариоты усваивают азот воздуха.
С2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением. Отец, которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол. «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Часть А
А1. У высших растений споры всегда:
гаплоидны
диплоидны
триплоидны
полиплоидны
А2. Конъюгация и кроссинговер происходят на стадии мейоза:
Профазы I
метафазы I
анафазы I I
профазы I I
А3. Первое деление мейоза (I) называют редукционным, так как:
происходит расхождение к полюсам сестринских хроматид
происходит расхождение к полюсам целых хромосом из гомологичных пар
происходит расхождение фрагментов хромосом
происходит увеличение числа хромосом
А4. При половом размножении покрытосеменных растений, эндосперм семени развивается из:
диплоидной зиготы
гаплоидной клетки –антиподы
гаплоидной клетки- синергиды
триплоидной центральной клетки
А5. Определите количество хромосом и число молекул ДНК в телофазе митоза при образовании эндосперма семени пшеницы, если диплоидный набор хромосом равен 28.
28 хромосом и 56 молекул ДНК
42 хромосомы и 42 молекулы ДНК
14 хромосом и 1молекул ДНК
56 хромосом и 56 молекул ДНК
А6. Период созревания в сперматогенезе человека начинается тогда, когда:
сперматоциты I I порядка подвергаются второму мейотическому делению
сперматоциты I порядка подвергаются первому мейотическому делению
сперматогенные клетки делятся митозом и образуются сперматогонии
сперматиды дают начало сперматозоидам
А7. У пчел в результате партеногенеза развиваются
рабочие особи
матка
самцы-трутни
чаще всего матка, но могут и рабочие пчелы
А8. Стадия двуслойного зародыша называется:
нейрулой
морулой
гаструлой
бластулой
А9. Хорда имеет происхождение
эктодермальное
энтодермальное
мезодермальное
смешанное
А10. Неотения у животных – это:
вариант прямого развития без превращения
процесс органогенеза у личинки
способность созревать и размножаться на стадии личинки
способ заложения зародышевых листков
Часть В
В1. Выберите процессы, характерные для эмбрионального развития позвоночного животного:
Дробление
Половое размножение
Образование бластулы
Формирование нервной пластинки
Формирование гаструлы
Самостоятельное передвижение
В2. В процессе овогенеза млекопитающих выделяются следующие периоды:
Копуляции
Созревания
Формирования
Размножения
Гаструляции
Роста
В3. При половом размножении животных:
Участвуют, как правило, две особи
Половые клетки образуются путем митоза
Исходными являются соматические клетки
Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
Генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей
В4. В постсинтетический период интерфазы происходит:
Удвоение ДНК
Синтез белков веретена деления
Накопление АТФ
Увеличение количества цитоплазмы
Изменение количества хромосом
В5. Непрямое развитие характерно для:
Дождевого червя
Виноградной улитки
Саранчи
Майского жука
Ехидны
Бабочки «павлиний глаз»
В6. Установите соответствие между видом животного и особенностью его постэмбрионального развития:
Вид животного: Постэмбриональное развитие:
1. Обыкновенная кукушка А. Прямое.
2. Прудовая лягушка
3. Азиатская саранча
4. Домашняя собака Б. Непрямое
5. Рыжий таракан
6. Прыткая ящерица
В7. Установите соответствие между наличием признака у животных и количеством зародышевых листков у этих животных:
Признак: Количество зародышевых листков:
1. Есть мезодерма А. Двухслойные животные.
2. Есть гастральная полость
3. Двусторонняя симметрия
4. Отсутствие тканей Б. Трехслойные животные
5. Появление специальных органов
6. Лучевая симметрия тела
В8. Установите, в какой последовательности изменяется плоидность и количество ДНК в клетке до и во время мейоза:
А. 2п4с
Б. 1п2с
В. 2п2с
Г. 1п1с
Часть С
Вставьте недостающие слова:

Процесс превращения личинки в онтогенезе животных с непрямым развитием называется. Процесс образования мужских и женских гамет называется и . соответственно. Индивидуальное развитие особи называется ., а историческое развитие вида
1. Биология – это наука о:
а) сообществах живых организмов, их распространении, связях друг с другом;
б) живых организмах, их строении и функциях;
в) многообразии существующих и вымерших организмов;
г) жизни как особой форме материи, закономерностях ее существования и развития.
2. Предметом изучения биологии являются ...
3. Одним из свойств, отличающих живые организмы от неживых, является:
а) высокоупорядоченное строение;
б) рост;
в) размножение;
г) получение энергии извне и использование ее для поддержания упорядоченности.
4. Под уровнем организации живой материи понимают:
а) сложность и высокоупорядоченное строение биологических систем;
б) определенные биологические системы, образованием которых сопровождалось историческое развитие живой природы;
в) место, которое занимает данная биологическая система в общей системе организации мира;
г) иерархически соподчиненные группы живых организмов.
5. Расположите уровни организации жизни в порядке их усложнения:
а) клеточный;
б) биосферный;
в) организменный;
г) органо-тканевый;
д) молекулярный;
е) биоценотический;
ж) видовой
6. Для каких уровней организации жизни (1 – молекулярный, 2 – клеточный, 3 – популяционно-видовой, 4 – биогеоценотический) характерны следующие признаки?
А. Эволюционно сложившаяся пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся природная система взаимосвязанного комплекса живых организмов и окружающей среды.
Б. Структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка.
В. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания.
Г. Любая живая система состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и других органических молекул. С этого уровня начинаются основные процессы жизнедеятельности (обмен веществ, энергии, передача наследственной информации).
7. К основным методам изучения биологии относятся...
8. Установите соответствие:
На каком уровне организации живой материи находятся объекты, изучаемые следующими науками?
Науки Уровни организации живой материи
1. Молекулярная биология А. Молекулярный
2. Цитология Б. Клеточный
3. Генетика растений В. Тканевый
4. Экология Г. Организменный
5. Вирусология Д. Популяционно-видовой
6. Генетика дрожжей Е. Экосистемный
7. Генетика микроорганизмов Ж.Биосферный
8. Медицинская генетика
9. Анатомия растений
10. Физиология растений
9. Установите соответствие:
На каком уровне организации живой материи можно наблюдать следующие явления и процессы?
Процессы и явления Уровни организации
1. Потемнение кожи вследствие А. Молекулярный
загара Б. Клеточный
2. Болезнь Дауна В. Тканевый
3. Появление мутантных растений Г. Организменный
в зоне Чернобыльской АЭС Д. Популяционно-видовой
4. Превращение гусеницы в бабочку. Е. Экосистемный
5. Брожение теста. Ж.Биосферный
6. Образование молока у самок
млекопитающих.
7. Выведение нового сорта пшеницы
селекционерами.
10. Установите соответствие:
Свойства живых систем Примеры проявления этих свойств
1. Способность к обмену веществ, А. наличие аппендикса у человека
превращениям энергии и передаче Б. Песня соловья
информации. В. Рождение мула от лошади и осла
2. Способность к движению Г. Перенос тополиного пуха ветром
3. Способность адаптироваться к окружающей среде Д. Наличие панциря у черепахи.
4. Способность изменяться эволюционировать., Е. Фотосинтез
5.Способность изменяться, эволюционировать. Ж. Угрожающая поза кобры
6. Способность размножаться по законам З. Наличие отпечатков и окаменелостей живых
наследственности и изменчивости. организмов, в наше время не существующих. 7. Способность адекватно реагировать на изменение .К. Разнообразие видов колокольчиков.
внешней среды .Л. Зимняя спячка бурого медведя.



15