Открытый урок по преодолению оптических нарушений письма в группе №2 НВОНР по теме: «Дифференциация оптически схожих строчных прописных букв б – д»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
Открытый урок
по преодолению оптических нарушений письма
в группе №2 НВОНР по теме:
«Дифференциация оптически схожих строчных прописных букв б – д»
Подготовила:
учитель-логопед высшей категории
Коробкина В.А.
2014г.
Этапы проведения занятия
Организационный момент
А) Конкретизация задач, которые решаются на данном этапе, с целью обеспечения результативности урока:
- организовать детей, подготовить их к уроку, предложить им встать в кружок;
- сконцентрировать внимание детей на учебном материале.
- создать у детей эмоциональный настрой но положительный результат работы.
Б) Описание методов формирования положительной направленности и мотивации к коррекционному уроку:
-беседа о том, что в жизни встречаются люди, сказочные герои, которые допускают ошибки в речи и на письме, их трудно понять, прочитать, о чем они пишут, и как мы можем помочь им избавиться от этого.
В) Характеристика специальных условий реализации (оборудование, методическое обеспечение, раздаточный материал и др.):
- письмо-поздравление с Новым годом детям от Буратино;
- картинка с изображением Буратино.
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у обучаемыхДействия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие Действия
Детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы )Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на уроке ( связь с основной образовательной программой ФГОС в ОУ) Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы
1.Подойдите ко мне, встаньте в кружок, поздоровайтесь с гостями и поприветствуйте друг друга:
«Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам».
Улыбнитесь друг другу и гостям.
2. А теперь пройдите на свои места.
Ребята, сегодня утром почтальон принес нам конверт, интересно, кто бы мог прислать нам его?
3. Ребята, что вас так удивило?
4. Ребята, как нам помочь Буратино избавиться от ошибок?
Приглашает детей в круг, предлагает приветствовать друг друга и гостей улыбкой.
Предлагаю открыть конверт, выставляю на доску письмо и картинку с изображением Буратино
Уточняю, могут ли они различать эти буквы.
Предлагаю выполнить задания, которые помогут различать буквы б-д
Дети произносят приветствие, улыбаются.
Дети читают с недоумением
В письме много ошибок, поэтому плохо читать. Буратино путает буквы б-д
Обучающиеся вспоминают уже знакомые приемы с помощью картинок с изображением белки и дятла по направлению их хвостов. Ребята с радостью приступают к работе.
Развивается эмоциональное восприятие
Развивается зрительное восприятие в дифференциации букв б-д.
Развиваются оптико-пространственные представления, умения объяснять.

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
А) Конкретизация задач, которые решаются на данном этапе, с целью обеспечения результативности урока:
- совершенствовать оптико-пространственные представления, умения объяснять;
- развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.
Б) Описание методов обеспечения эффективности закрепления ранее полученных результатов коррекционной работы:
- работа по карточке из игры «Буквенные цепочки»;
- характеристика звуков(б), (д); написание букв б, д.
- развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
В) Характеристика специальных условий реализации (оборудование, методическое обеспечение, раздаточный материал и др.):
- карточки «Буквенные цепочки»;
- карточки с прозрачными файлами со словами.
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у обучаемыхДействия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие Действия
Детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы )Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на уроке ( связь с основной образовательной программой ФГОС в ОУ)
Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы
1. На доску выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки»
2.Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написание букв б, д.
3. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
Предлагаю детям назвать буквы, написанные на карточке. Что для этого нужно сделать?
Предлагаю вспомнить, каким звукам посвящен наш урок, какими звуками обозначаются буквы б, д
- Что общего у звуков (б)-(д)?
- Чем различаются звуки (б)-(д)?
- Чем похожи буквы б, д?
- Чем различается написание этих букв?
Раздаю карточки в прозрачных файлах со словами. Предлагаю прочитать слова, в состав которых входит буква «б». Куда смотрит второй элемент у буквы? Дети объясняют, как из одной буквы получить другую (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)
Это звуки (б), (д).
- это звонкие согласные, т.е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть и твердыми и мягкими.
- при произнесении звука (б) воздух встречает преграду на своем пути – губы, а при произнесении звука (д) – язык, поднимающийся к твердому нёбу.
- в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов.
- у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а буквы «д» - вниз. У буквы «б» второй элемент – « вертикальная палочка, смотрящая вправо», а буквы «д» - «палка с длинной петлей внизу».
Дети выполняют задание.
Элемент буквы
- артикуляция;
- характеристика звуков;
- звонкие и глухие согласные;
- твердые и мягкие согласные. Развивается оптико-пространственное восприятие и умение объяснять последовательность действий.
Развивается звуковой анализ букв; артикуляция звуков; развивается умение дифференцировать звуки и буквы.
Основная часть
А) Конкретизация задач, которые решаются на данном этапе, с целью обеспечения результативности урока:
- формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов;
- способствовать развитию грамматически правильной речи;
- закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам;
- уметь составлять схемы предложений.
Б) Характеристика методов и приемов обеспечения взаимодействия по достижению результатов коррекционно-развивающей логопедической работы (приемы удержания оптимального уровня мотивации к достижению результатов работы с учетом индивидуальных особенностей детей и конкретных характеристик группы и типологии речевых нарушений, в которой будет проводиться урок):
- таблица с рукописными слогами;
- игра «Предметные картинки»;
- игра «Путешествие по предложениям».
В) Характеристика специальных условий реализации (оборудование, методическое обеспечение, раздаточный материал и др.):
- таблицы и карточки с заданиями;
- цветные кружки.
Г) Характеристика применяемых Вами показателей результативности данного этапа: ( Обучающиеся на уроке более активны, сохраняют интерес к предлагаемому материалу в течение всего урока, речь у всех детей внятная, четкая, разборчивая).
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у обучаемыхДействия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие Действия
Детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы )Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на уроке ( связь с основной образовательной программой ФГОС в ОУ) Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы
1. Работа над формированием навыков слогового анализа
2. Работа над развитием звукобуквенного анализа.
3. Лексико-грамматическая часть урока.
А) Работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.
Б) Работа над анализом предложений На доске таблица с рукописными слогами
- Что написано в таблице?
- Что такое слог?
Выставляю карточку «Предметные картинки.
- Назовите картинки.
- Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д.
- Разделите тетрадный лист пополам.В первый столбик запишите слоги, а во второй – слова, подчеркните букву б – одной чертой, букву д – двумя.
Выставляю на доску карточку с игрой «Алфавит»
- А теперь поиграем. Каждой букве алфавита соответствует цифра.
- Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице.
Раздаю таблицы, обращаю внимание на координаты слева и сверху таблицы.
- Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут названы координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова,
Составьте из них
Предложения.
- Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали?
- Что делал медведь?
- Почему он не ложился спать?
Читаю рассказ, составленный ребятами. На слух определите количество предложений.
- Сколько предложений в тексте?
- сделайте схемы для каждого предложения;
- впишите буквы б, д.в те слова, в которых они встречаются. Вспомните, куда направлены вторые элементы этих букв. Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
- слоги с буквами «б», «д».
- часть слова, в которой обязательно присутствует гласная. Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д.
- рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, автобус, карандаш, дерево
Удочка.
Дети называют.
Дети выполняют
Дети выполняют.
Дети находят по координатам слова, составляют из них предложения.
- про медведя.
- ходил по лесу.
- еще было рано.
- семь Слоговой анализ слова, слог.
Звукобуквенный анализ
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки.
Мишке необходимо подкопить жиру. Всю
зиму будет спать медведь в теплой берлоге
Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей. Формируется навык слогового анализа слов.
Формируется навык звукобуквенного анализа слов.
Формируется навык по работе с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.
Формируется умение анализировать предложения, составлять схему предложения.
Итоговая часть
А) Конкретизация задач, которые решаются на данном этапе с целью завершения темы занятия и оценки его результативности:
- обобщать полученные знания на уроке о буквах б-д;
- уточнить звукобуквенный анализ слов;
- обратить особое внимание на работу с деформированными предложениями;
- продолжить работу по формированию оптико-пространственных представлений
Б) Характеристика методов и приемов обеспечения взаимодействия по закреплению результатов логопедической работы:
В) Характеристика специальных условий реализации (оборудование, методическое обеспечение, раздаточный материал и др.)
Г) Характеристика применяемых показателей результативности данного этапа:
- дети имеют высокий уровень мотивации;
- на занятии все дети активны;
- отмечается положительная динамика: расширен и активизирован словарный запас, закреплены навыки звукового анализа.
Д) Конкретизация направления и содержания коррекционной работы на последующих уроках, определение ближайшей зоны коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование навыков дифференциации букв б-д;
- продолжение формирования понятий «звукобуквенный анализ», «оптико-пространственные представления».
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей
Действия
Учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие
Действия
Детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)
Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программойФГОС в ОУ)Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы
1. Припоминание всех основных
заданий, выполненных детьми, вспомнить для чего мы это все
делали.
2. Самоанализ полученных знаний
- Чему мы научились на уроке?
- Как вы думаете,
сможем ли мы теперь помочь нашему Буратино?
Предлагаю написать Буратино Новогоднее поздравление. Отвечают по очереди, припоминают наиболее интересные моменты.
Дети восторженно приняли мое предложение, пообещав написать без ошибок. Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы.
Сформирована мотивация для дальнейшего обучения, познавательный интерес.