Логопедическое занятие по теме Дифференциация строчных букв «б» — «д» в словах, предложениях и стихах (2 класс)

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 362 Московского административного района Санкт - Петербурга








2 класс

Логопедическая тема: Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах,
предложениях и стихах. Развитие функции
словообразования.

Грамматическая тема: Образование однокоренных слов.
Образование существительных, прилагательных и глаголов.

Лексическая тема: Устное народное творчество.
Слова противоположные по смыслу.


Вид: информационные технологии.
Тип: урок коррекции.








Составил: Каныгина В.П.
учитель-логопед







Санкт – Петербург




Цель урока:

-Дифференциация строчных букв «б» и «д».






Задачи урока:

- Развивать зрительно – пространственные восприятия и представления.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать фонематическое представление, анализ и синтез слов.
- Показать особенности слого-ритмической структуры слова.
- Развивать орфографический навык.
- Развивать функции словообразования.
- Расширять и систематизировать словарь.
- Развивать ориентацию в пространстве.
- Дифференцировать строчные буквы «б» и «д».
- Вызвать эмоциональный отклик на фольклор.








Ход урока.

Организационный момент.
Объявление темы с помощью разгадывания загадок.
Составление разрезных картинок белки и дятла.
Записать звуки «б» и «д» из стихотворений, воспринятых на слух.
При помощи приставок образовать новые слова со звуками «б» и «д».
Записать слова в два столбика со звуками «б» и «д» из продиктованных стихотворений, придумать два слова со звуком «д».
В пословицах, предложенных на доске, найти антонимы.
Списать загадки, вставить пропущенные буквы «б» и «д», написать отгадку.
К данным корням образовать однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.
Итог урока.



Организационный момент.
Организация детей на предстоящее занятие.

Объявление темы с помощью разгадывания загадок.
Задачи: - умение выделять первый звук в слове;
- расширение словаря.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. ( белка )

На экране появляется изображение белки.


Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё долбит, долбит, долбит. ( дятел )

На экране появляется изображение дятла.

Назовите первые звуки и буквы в этих словах ( «б», «д» )
Мы продолжаем разговор о написании этих букв.


Составление из разрезанных частей изображений белки и дятла.
Задачи: - развитие пространственного воображения;
- развитие ориентации в пространстве.

Составьте из разрезанных частей изображение белки и дятла. У кого получилась белочка, положите её изображение в правый верхний угол парты. А у кого получился дятел, положите его изображение в левый верхний угол парты.



Записать звуки «б» и «д» из стихотворений, воспринятых на слух.
Задачи: - привлечь внимание к слого-ритмической структуре слова;
- развивать слуховое внимание;
- дифференцировать строчные «б» - «д» в предложениях.


Логопед читает стихи, учащиеся выписывают звуки «б» - «д» через запятую. Если две буквы встретились в слове, они пишутся через дефис.

Дятла лесным санитаром зовут.
Деревья ему благодарны за труд.

Белка прыгает по веткам,
Собирает пищу деткам.
И орешек, и грибочек
Для своих пушистых дочек.

Проверка выполненного задания.


При помощи приставок образовать новые слова со звуками «б» и «д».
Задачи: - упражнять в слоговом анализе слов;
- развивать функции словообразования.


На экране появляются диаграммы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Первое слово образует логопед, дальше по очереди дети. После сказанного слова это слово появляется на экране справа от диаграммы.



5. Записать слова в два столбика со звуками «б» и «д» из продиктованных д».
стихотворений, придумать два слова со звуком «д».
Задачи: - привлечь внимание к слого-ритмической структуре слова;
- развивать фонематическое представление;
- дифференцировать строчные «б» - «д» в предложениях.

Логопед медленно читает стихотворение, дети записывают слова в два столбика.
В один столбик слова со звуком «б», в другой слова со звуком «д».

Белка спряталась в дупло:
В нём и сухо, и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год!

Дятел на суку сидит,
Дятел дерево стучит.


Проверка выполненного задания.
В столбике со звуком «б» не хватает четырёх слов, придумайте их и запишите.


6. В пословицах, предложенных на доске, найти антонимы.
Задачи: - расширять и систематизировать словарь;
- дифференцировать строчные «б» - «д» в предложениях.


На экране по очереди появляются пословицы. Дети читают и находят в них слова противоположные по смыслу (антонимы). Вместе с логопедом объясняют смысл
пословиц и найденных пар слов.

Подальше положишь, поближе возьмёшь.
В молодости здоровье, а в старости болезни.


7. Списать загадки, вставить пропущенные буквы «б» и «д» , написать отгадку.
Задачи: - расширять и систематизировать словарь;
- дифференцировать строчные «б» - «д» в предложениях.

На экране появляются три загадки с пропущенными звуками «б» - «д». Необходимо списать загадки, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их, написать отгадки. Более слабые дети пишут первые две загадки, сильные все три.



Красна, сла-ка, -ушиста,
Растёт низко, к земле -лизко. (..)

Летом – бро-ит –ез -ороги,
А зимой он спит в –ерлоге. (.)

Я на- речкой лежу,
О-а -ерега -ержу. (.)

Дополнительная загадка для более сильных учеников на отдельной карточке.

В праз-ники в не-о взлетает -укет,
Секун-а - -ругая - и вот его нет. (..)

Проверка выполненного задания.


К данным корням образовать однокоренные существительные,
прилагательные и глаголы.
Задачи: - упражнять в образовании существительных, прилагательных и
глаголов.

Дополнительное задание. В зависимости от оставшегося времени таблица заполняется в классе вся или частично. Невыполненное задание задаётся на дом.

Дети отвечают на вопросы логопеда:
- на какие вопросы отвечает существительное (Кто?Что?)
- на какие вопросы отвечает прилагательное (Какой?Какая?Какое?Какие?)
- на какие вопросы отвечает глагол (Что делать?Что сделать?)

На экране после ответов появляются:


праздн
Кто? Что?
Какой?
Что делать?


Нам дана основа слова «праздн», давайте с помощью вопросов, образуем от нее новые слова. Кто? Что? (праздник). Какой? (праздничный). Что делать? (праздновать)





Так должен выглядеть экран после ответов детей:

праздн
Кто? Что? праздник
Какой? праздничный
Что делать? праздновать



Далее каждому ученику выдаётся таблица следующего вида.


праздн
друж
рад

Кто? Что?
праздник



Какой?
праздничный



Что делать?
праздновать




Заполните самостоятельно свои таблицы.


9. Итог урока.
Задачи: - подведение итогов урока;
- домашнее задание.

О каких буквах шла речь на уроке?
Домашнее задание: заполнить таблицу до конца.






Данный урок в системе коррекционной работы носит тренировочный характер.
Осуществляет межпредметную связь логопедических занятий и уроков русского языка. Повторяются школьные темы: «Определение имён существительных, прилагательных и глаголов», «Антонимы (слова противоположные по смыслу)».
Эти же темы, в рамках логопедического занятия, позволяют развивать речь учащихся и развивать функции словообразования, необходимые для успешного освоения грамоты.

























13PAGE 15


13PAGE 14815



Грызёт


до

про

раз

долбит

за

вы

про

по