Рабочая программа по литературе в 6 классе под редакцией В.Я. Коровиной


\s Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает разделы:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
5)  содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место предмета «Литература»в учебном плане
Учебный план Долгобудской СОШ предусматривает изучение литературы в 6 классе в объёме 102 ч. (34 учебные недели, 3 часа в неделю).
Планируемые предметные результатыосвоения предмета «Русский язык»
Предметные результаты состоят в следующем:1) в познавательной сфере:• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;2) в ценностно-ориентационной сфере:• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;3) в коммуникативной сфере:• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;4) в эстетической сфере:• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»4611369377952000Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Дата Примечание
План Факт 1 Введение.
Знакомство со статьей учебника
«В дорогу зовущие»
1 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2 Обрядовый фольклор 1 3 Календарно-обрядовые песни 1 4 Пословицы и поговорки. Загадки. 1 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
5 Повесть временных лет 1 6 Сказание о белгородском киселе 1 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА7 Русская басня. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья.
Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка 18 столетия
1 8 И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Самообразование поэта. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага
1 9 И.А.Крылов. Басня «Ларчик» - пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна.Басня «Осел и Соловей»-комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства 1 10 «Веселое лукавство ума». Жизнь и творчество И.А.Крылова. 1 11-12 «Веселое лукавство ума». Жизнь и творчество И.А.Крылова (проект). 2 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
13 А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. 1 14 А.С.Пушкин «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. 1 15 А.С.Пушкин «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения 1 16 А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи. 1 17 А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. 1 18 А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. 1 19-20 «Приветствую тебя, пустынный уголок» (по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» 2 21 А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. 1 22 Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. 1 23 Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности 1 24 Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. 1 25 Любимые страницы романа А.С.Пушкина «Дубровский» 1 26 А.С.Пушкин «Дубровский» (подготовка к контрольной работе, написание контрольного домашнего сочинения) 1 27 М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха. 1 28 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес», «На севере диком, «Три пальмы» 1 29 И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. 1 30 И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир, Пытливость, любознательность, впечатлительность. 1 31 Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». 1 32 И.С.Тургенев «Записки охотника» 1 33 Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «Листья» 1 34 А.А.Фет Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь». 1 35-36 «Хотим прекрасное в полете удержать…». Поэтическое творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета2 37 Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа. 1 38 Картины повседневного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа. 1 39 «Отечества достойный сын» (по произведениям Н.А.Некрасова) 1 40 Тестирование по творчеству И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова1 41 Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования. 1 42 Н.С.Лесков. «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. 1 43 Н.С.Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Судьба мастера. 1 44 Н.С.Лесков «Человек на часах». 1 45-46 Притягательность творчества Н.С.Лескова. 2 47-48 Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша» (подготовка к к/р; к/р) 2 49 А.П. Чехов Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый» Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. 1 50 Рассказы А.П.Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте» 1 РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
51-52 Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века: Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой2 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
53 А.И.Куприн. Рождествеский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. 1 54 А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям. 1 55 А.С.Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. 1 56 А.С.Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев. Отношение автора к героям. Повесть «Алые паруса» в оценке критиков 1 57-58 «Под алым парусом» (посвящается А.Грину – писателю, подарившему миру мечту) 2 59 А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. 1 60 «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха») 1 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
61 К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов «Сороковые» 1 62 «Та помнишь, Алеша?..». Выразительное чтение стихотворений К.М.Симонова и Д.С.Самойлова1 63 В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные голы. 1 64-65 В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи. 2 66 В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой» (контрольная работа). 1 67 В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. 1 68 В.Г.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою 1 69 В.Г.Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. 1 70-71 Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, стихах и повестях русских писателей 1 ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
72 В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискаелей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. 1 73-74 Рассказы В.М.Шукшина2 75 Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека 1 76-77 Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (подготовка к контрольному сочинению, контрольное сочинение) 2 РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
78-79 А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов 20 века. 2 80 Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о писателе. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. Человек и природа в тихой лирике пота. Отличительные черты характера личности героя. 1 81 «Но я ж не Пушкин, я другой…». Выразительное чтение стихотворений Н.МРубцова. 1 82 Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов 19-20 веков. 1 83-84 Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов 19-20 веков. 2 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
85 Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. 1 86 Кайсын Кулиев. Слово о балкарскомпожте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малям ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении. 1 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
87 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» 1 88 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» 1 89 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. 1 90 Геродот. «Легенда об Арионе» 1 91 Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни 1 92-93 Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. 2 94-95 Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. 2 96 Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь-герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь 1 97 Выразительное чтение баллады Фридриха Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского1 98 Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение 1 99 Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. "Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих ценностей. 1 100 Произведения зарубежной литературы (тест) 1 ПОВТОРЕНИЕ
101 Путешествие по стране Литературии1 102 Итоговый урок 1