конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация строчных букв б и д (2-3 класс)

Конспект группового логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии во 2классе
по теме: Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели урока:
Коррекционно- образовательные:
устранить оптическую дисграфию; закрепить у учащихся знания о механизме написания строчных букв «б» и «д», их графических особенностях; закрепить дифференциацию кинестически строчных сходных букв б и д, в словосочетаниях, предложениях и тексте при письме и чтении, путём выработки чёткой зрительной моторной координации; закрепить умения давать характеристики звукам; формировать навыки грамотного письма и чтения; упражнять в звуковом анализе слов; уточнить, расширить и активизировать словарный запас слов.

Коррекционно-развивающие:
развитие зрительно-пространственных представлений; развитие зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания; совершенствование пространственно-временных ориентировок (верх - вниз), на листе бумаги; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение применять новые знания, развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, развить умение применять полученные знания на практике, развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Коррекционно - воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования; прививать интерес к логопедическим занятиям и воспитывать потребность в знаниях; развитие коммуникативных УУД: воспитывать умение работать в группах, воспитывать чувства взаимоотношения; формирования трудолюбия и целеустремлённости в работе.

Оборудование: ИКТ: компьютер, презентация «Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.», буквы Б и Д; строчные буквы б – д, вписанные в силуэты белки и дятла; характеристика звуков б и д; раздаточные карточки по количеству учащихся с заданием «Найди ошибки»; рабочие тетради учащихся; мячики – «ёжики»; индивидуальные зеркала по количеству учащихся; мяч; корзинка с конфетами;

Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Форма урока: традиционный, игровой.
Метод: комбинированный.

Структура урока:
Оргмомент
Объявление темы
Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.
Образование и характеристика звуков «б» – «д».
Нахождение сходств и различий букв «б» – «д».
Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия.
Физминутка
Дифференциация букв «б» – «д» в словах. Игра « Вставь букву»
Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Работа по грамматическому оформлению предложений
Зашифровка буквами занятия названий картинок. Звуковой анализ и синтез на уровне слов.
Дифференциация «б» – «д» в тексте. Задание на карточках «Найди и исправь ошибку»
Итог занятия.

Ход занятия: 1.Оргмомент
Логопед: Ребята, вы, любите загадки. Отгадайте:
В сосне дупло
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле.
Дети: Это белка.
Слайд 1
Логопед: Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой
Дети: Это дятел.
Слайд 2
Логопед: Выделите в словах - первый звук. В первой отгадке в слове «белка» - это звук .
Дети: Звук «б»
Логопед: А во второй в слове «дятел»? Это звук –
Дети: Звук «д»
Логопед: Верно
2. Объявление темы
Слайд 3
Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать учится различать строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях и тексте.
3. Образование и характеристика звуков «б» – «д».
Логопед: Выделите первые звуки в словах -отгадках и сравните их? (дети используют индивидуальные зеркала)
Логопед: В образовании звука «б» какая преграда встречается?
Дети: Губы смыкаются, затем резко размыкаются, воздух выходит.
Логопед: В образовании звука «д» какая преграда встречается?
Дети: Язык ударяется в верхние дёсна.
Слайд 4
Логопед: Чем отличаются звуки «б» – «д» по образованию друг от друга?
Дети: Звуки «б» – «д» отличаются преградой, при образовании звука «б» преграда губами, а
при образовании звука «д» язык упирается в дёсна.
Логопед: А что общего в образовании этих звуков?
Дети: При образовании звуков участвуют голосовые связки.
Логопед: Какую характеристику можно дать звукам «б» – «д» ?
Дети: Оба звука согласные, могут быть твёрдыми или мягкими, они звонкие.
Основная часть занятия
1. Нахождение сходств и различий букв «б» – «д».
Логопед: Кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «б»?
Дети : Из двух элементов: овала и хвостика верху
Логопед: А кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «д»?
Дети: Из овала, только хвостик внизу
2. Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Ребята посмотрите на наших гостей занятия белку и дятла, послушайте стихи и скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Слайд 5
Логопед: Белка хвостик изогнула
У пенёчка отдохнула.
Логопед: Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил
Дырку в дереве пробил.
Логопед: Скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Дети : в белке - буква б, а дятле – буква д
Слайд 6
Логопед: Посмотрите верно
Б белка хвостик вверху
Д-дятел хвостик внизу
Логопед: Ребята, а кто скажет? Это как понять сравнение: «дятел долбил дуб, как долотом».
Логопед: «Долото» – это инструмент для обработки древесины долблением или может инструмент для разрушения горной породы при бурении. Клюв дятла сравнивается с этим инструментом – долото.
Логопед: Откройте тетради и запишите число. Дети записывают число, месяц.
И запишите эти буквы. Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв «б» – «д». . Не перепутайте: у «б» хвостик вверху, а у « д» хвостик внизу.
Дети записывают в тетради буквы «б» и «д» и слова: дятел, белка.
Логопед: Будьте внимательны, очень важно правильно написать букву в слове. Один неправильный хвостик и может изменить смысл слова.
Логопед: Как вы написали букву «б» в слове белка.
Дети : букву б -хвостик вверху
Логопед: а букву д в слове дятел?
Дети : букву д – хвостик внизу
Логопед: Придумайте, ребята, предложение со словом «белка» (затем со словом «дятел»).
4. Физминутка
Слайд 7
Логопед: А сейчас ребята встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Логопед: Тихо сели и взяли мячики – «ёжики»
Логопед и дети: Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
5. Дифференциация букв «б» – «д» в словах. Игра « Вставь букву»
Слайд 8
Логопед: Ребята «Буквоежка» съел буквы в словах. Помогите словам, вставьте буквы занятия и поделите слова между нашими гостями Белкой и Дятлом. Запишите слова в два столбика : слова с буквой «б» в левый столбик, а слова с буквой «д» в правый столбик
Дети выполняют работу в тетрадях.
Логопед: -Прочитай Маша нам слова которые записала для белки
-А ты, Дима, прочитай слова которые записал для дятла
Логопед: Проверьте ребята ещё раз! (показывается слад) Все правильно выполнили. Если допустили ошибку исправьте.
6. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Слайд 9 Логопед: Представьте ребята и в следующем задание постарался буквоежка, съел буквы. Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, и прочитайте про себя. А теперь хором прочтите чистоговорку. Кто прочитает быстро, чётко, без запинки.
Дети: читают по очереди
«Ходит Люба возле дуба,
Любо нам смотреть на Любу»
Логопед: Объясните значение слов «Люба» и «любо».
Дети: дети объясняют
7. Работа по грамматическому оформлению предложений
Логопед: Белка и дятел предлагают вам игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи подсказки буквы. Назовите букву занятия в названии каждого слова.
Слайд 10
Ребята набрали в лесу много .. (грибов).
В магазин привезли карандаши и ... (тетради).
Боря сделал игрушки из цветной ... (бумаги).
Боров нашел под дубом ... (жёлуди).
С ветки на ветку прыгает (белка).
8. Зашифровка буквами занятия названий картинок. Звуковой анализ и синтез на уровне слов.
Слайд 11
Логопед: На следующем слайде вы видите картинки. Кто назовёт все картинки. Дети названия картинок (бегемот, арбуз, бабочка, диван, ландыш, дубрава)
Сейчас в тетради в столбик зашифруйте буквы занятия стрелочками «б» –стрелка вверх, «д» – стрелка вниз в схемах слов.
Дети выполняют
Логопед: Давайте проверим
Слайд 12
В слове бегемот - звук «б» стрелочка вверх в начале слова и т.д.
9.Дифференциация «б» – «д» в тексте. Задание на карточках «Найди и исправь ошибку»
Логопед: Ребята, белка с дятлом так расшалились, что перепутали свои буквы в тексте.
Найдите ошибки, зачеркните хвостик у букв, где они не правильно написаны и правильно дорисуйте, где это нужно. Работаем карандашом на карточках. Самостоятельно. Посчитайте сколько нашли вы ошибок в тексте?
Слайд 13
Логопед: Давайте проверим. Читаем предложения по цепочке.
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Логопед: правильно, различали строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях, тексте.
Логопед: Чем различаются эти звуки в произношении?
Дети: Когда произносим звук «б» встречается преграда губами, а когда произносим звук «д», встречается преграда язычком в дёснах.
Логопед: Что общего в произношении звуков «б» – «д»?
Дети: Они произносятся с участием голосовых связок.
Логопед: У звуков «б» – «д» характеристика одинакова:
Они оба согласные, могут быть как твёрдыми так мягкими звуками, и звонкие.
Слайд 14
Вы, сегодня молодцы! Хорошо поработали! Спасибо всем!
А белка вам приготовила лакомство, её любимые конфеты «белочка». Чтоб вы не забывали у строчной буквы «б» хвостик вверху как у белки, а у строчной буквы «д» хвостик внизу.


















Приложение №1. Фотоотчёт урока во 2 классе по теме «Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте».