Мастер-класс Классный час с использованием этнокультурного компонента как один из путей формирования интереса и уважения к культуре народов Поволжья»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Мастер – класс

«Классный час с использованием этнокультурного компонента
как один из путей формирования интереса и уважения
к культуре народов Поволжья»

в рамках городского семинара

«Использование этнокультурного компонента на уроках и во
внеурочное время в условиях реализации ФГОС»
Степанова Мария Александровна, учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории МАОУ СШ №72


Ульяновск
2016
Мастер – класс
«Классный час с использованием этнокультурного компонента
как один из путей формирования интереса и уважения
к культуре народов Поволжья»

в рамках городского семинара
Эпиграф к мастер-классу:
Сильнейшей связью между людьми, помимо семейных отношений, должна быть связь, объединяющая трудящихся всех наций, языков и племен. (Линкольн А.)
Форма мастер-класса: Лекционно-практическое.
Цели мастер-класса:
1. Показ программы деятельности классного руководителя по формированию личностных
компетенций.
2. Показ отдельных методов работы с применением индивидуальных и коллективных
способов воспитания уважения к нациям и толерантности.

Целеполагание для учащихся:
1. Повышать интерес учащихся к культуре народов Поволжья.
2. Воспитывать в учащихся уважение к людям разных национальностей.
Основные научные идеи:
1. Деятельностные.
2. Личностно-ориентированные.
3. Исследовательские.
4. Рефлексивные.
Методы проведения:
1. Словесно-практические.
2. Наглядные.
3. Индивидуальные, коллективные.
Организация 1. Работа с научными, публицистическими текстами.
самостоятельной 2. Поиск материала, творческих идей.
деятельности 3. Изготовление презентаций.
учащихся: 4. Опрос одноклассников.

Наглядность и 1. Музыка.
другие виды 2. Выставка литературы, рисунков учащихся.
искусства: 3. Портреты знаменитых людей.
4. Презентация.
Структура мастер-класса
Представление элемента классного часа.
Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлением технологий и задач воспитания толерантности.
Характеристика творческой лаборатории классного руководителя, сущность и актуальность опыта по проведению воспитательных мероприятий.
Сущность моего опыта.
Описание системы занятий в режиме педагогических технологий.
Демонстрация приёмов и методов эффективной работы в воспитании учащихся.
Педагогические технологии и формы воспитания.
Роль метода проектов в воспитании толерантности учащихся.
Система моей работы и её результативность.

Выводы и обобщения.
Представление элемента классного часа.
Образованные люди России знают имя татарского поэта Мусы Джалиля, который находился в застенках гестапо, но не сдался, писал стихи,
Биография: родился шестым ребёнком в семье. Отец — Мустафа Залилов, мать — Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина).
Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где изучал литературу, рисование и пение. В 10—11 лет начал писать стихи, но, к сожалению, они были утеряны. Первое сохранившееся стихотворение («Бәхет») было написано им в 13 лет. В 1919 году он вступил в комсомол и продолжил учёбу в Татарском институте народного образования (Оренбург). Участник Гражданской войны.
В 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 году литературный факультет МГУ. Жил в одной комнате со студентом юридического факультета Варламом Шаламовым. Шаламов описал его в рассказе «Студент Муса Залилов». 
В 1941 году был призван в Красную Армию. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%B5" \o "Плётцензее" Плётцензее в Берлине.
Но не все, к сожалению, знают татарский или русский язык, поэтому стихи поэта переведены на многие языки мира.
Читается стихотворение М.Джалиля «Варварство» (на русском языке).
Вы прослушали стихотворение на русском языке, а сейчас у вас есть возможность услышать эти строчки этого знаменитого стихотворения на татарском языке.
Чтение отрывка стихотворения «Варварство» (на татарском языке).
Вашему вниманию был представлен элемент классного часа «Мусульмане и их традиции» из цикла классных часов «Культура народов Поволжья».
Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлением технологий и задач воспитания толерантности.
Воспитательные мероприятия в формировании уважения к культуре разных народов формируют основные нравственные компетенции учащихся, а в настоящее время, когда на самом высоком уровне стали говорить об уважении к людям разных национальностей, о значении литературы каждого народа для русской литературы и для мировой культуры в целом, проведение таких классных часов стало актуальным как никогда, особенно в нашем регионе, где тесно уживаются народы разных национальностей.

Знания о культуре разных народов формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом.
Характеристика творческой лаборатории классного руководителя, сущность и актуальность опыта по проведению воспитательных
мероприятий.
Школа 21 века – модель новой школы, так как компетентностный подход к изучению разных предметов обеспечивает как взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций, так и воспитание в детях толерантности.
Воспитательные задачи направлены на достижение следующих целей:
1) воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести;
развитие интереса к отечественной литературе, к культуре разных народов;
повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного кругозора;
Сущность моего опыта.
Описание системы занятий в режиме педагогических технологий.
Сущность моего опыта - в использовании нетрадиционных форм и методов как в обучении учащихся, так и в воспитательном процессе. Особенно мне помогает в достижении результата метод проектов, что в сочетании с информационными технологиями позволило мне повысить результативность и эффективность не только образовательного процесса, но и воспитательного, осуществить на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин в воспитательный процесс, совместить инновационное содержание образования со средствами исследовательской деятельности.
Условием возникновения и становления моего опыта послужила работа в профильных классах, что позволило мне выстроить определённую систему работы, обобщить накопленный опыт, систематизировать имеющиеся материалы.
Актуальность моего опыта – в сотрудничестве с учащимися разных
национальностей.
Демонстрация приёмов и методов эффективной работы в воспитании
учащихся.
Педагогические технологии и формы воспитания.
Исходя из собственного педагогического опыта, могу сказать, что именно в классах профильного обучения смогла использовать в полной мере, например, метод проектов и другие нетрадиционные формы уроков и воспитательных мероприятий, которые позволяют по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию и выйти на новый уровень осмысления нравственных проблем в обществе.

Роль метода проектов в воспитании толерантности учащихся.
В течение учебного года в классе я апробировала и элементы инсценировок (театр малых форм), и элементы театрализации, и литературные гостиные, а самое главное – проектный метод обучения.
Только за один год обучения, например, было проведено несколько классных часов, в которых принимали участие ребята, объединившись в группы. Таким образом, работало коллективное мышление «Один за всех, и все за одного».
Поэтому я считаю, что самым интересным и действенным способом получения нового в моей работе стали именно проекты - творческий и исследовательский.
Формулирование проблемных вопросов перед проведением классного часа требует от учащихся знания законов построения дискуссии, опросов, исследований, навыка работы с различными источниками информации, позволяет высказывать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции.
Все это, на мой взгляд, способствует развитию критического мышления, творческих способностей учащихся не только по созданию текстов разных стилей, типов и жанров, необходимых современному человеку, но и воспитанию нравственных качеств.
Система моей работы и её результативность.
Технология проектного обучения помогает готовить людей, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других.
Проблемное обучение и воспитание начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, включая проведение дебатов и дискуссий.
Выводы и обобщения.
- В настоящее время обществу нужны не только образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, но и нравственные личности, способные к сотрудничеству с людьми разных наций, разных точек зрений.
- В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит переориентация его на личностно - ориентированный подход, а значит меняются воспитательные задачи.
- Следует отметить, что внедрение интеграции, элементов театрализации и других нетрадиционных форм обучения в учебный и воспитательный процессы помогает заинтересовать учащихся, осознать их возможности и перспективы использования всех этих методов и информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности; развития коммуникативных навыков и создания условий для воспитания нравственной личности.