Урок по биологии Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма»


Урок по биологии "Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма»
Учитель: Арнаутова Наталья Захаровна , МБОУ «СОШ №4 г.Шебекино»

Цели урока: углубить знания о единстве человеческих рас; сформировать умение доказывать на основе фактов несостоятельность расизма.
Воспитательные задачи:
Продолжить работу по воспитанию нравственных и патриотических качеств.
Воспитание культуры речи биологического языка, умения слушать.
Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности.
Образовательные задачи:
Продолжить работу над понятием «происхождение человека».
Углубить понятие о человеческих расах.
Расширить знания учащихся о расизме, фашизме, геноциде, шовинизме.
Развивающие задачи:
Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Развивать творческие способности учащихся.
Методы обучения: проблемно - поисковый.
Средства обучения.
6 шляп мышления.
Отрывок из книги «Несломленная. Биографическая повесть» Титенко Анатолия Герасимовича.
Ход урока
I. Организационный момент (постановка цели и задач урока). Сообщение темы.
Сегодня у нас интересный урок, посвященный теме «Происхождение человека». Мы должны вспомнить систематическое положение человека в животном мире. Заострить внимание на сходстве и различие представителей рас. Доказать не состоятельность антинаучных взглядов расизма. Наш урок посвящен знаменательной дате 70 - летие победы в ВОВ.
II. Актуализация знаний.
Мозговой штурм.
а) На доске расположите в правильном порядке схему «Систематическое положение человека».
Ответ учащихся.
Место человека в системе животного мира.
Царство Животные.
Тип Хордовые.
Подтип Позвоночные.
Класс Млекопитающие.
Отряд Приматы.
Семейство Люди.
Вид Человек Разумный.
б) Человек в современном мире представлен одним видом – Человек разумный. А сколько популяций (рас) существует?
в) Какие различия и сходства существуют между представителями разных рас?
г) Какие гипотезы возникновения рас выдвигаются?
д) На конкретных примерах докажите несостоятельность гипотезы расизма.
На уроках истории и обществознания вы знакомились с примерами различных проявлений расизма.
е) Дайте понятия: расизм, геноцид, шовинизм, фашизм.
Примерные ответы учащихся.
Расизм – реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.
Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.
Фашизм – идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии , созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны.
ё) Приведите примеры из истории, подтверждающие данные факты.
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы должны на конкретном примере убедиться, на сколько, это жестоко по отношению к человеку.
Работать мы будем в группах по методике 6 шляп.
Каждая группа получает текст и индивидуальное задание.
На изучение текста и выполнение задания отводится 10 минут.
Как известно, Белгород был оккупирован фашистами дважды. Первая оккупация длилась с декабря 1941 года по февраль 1943 года. О горькой судьбе своей мамы, Титенко Матрена Алексеевна, о трагических испытаниях, выпавших на долю этой простой русской женщины, о том, что довелось пережить мирным старогородцам в военное лихолетье, написал в своей книге «Несломленная. Биографическая повесть» Титенко Анатолий Герасимович. Автор-житель Старого города, писатель, поэт, композитор, человек активной жизненной позиции. Книга была издана незначительным тиражом на деньги автора. Приводится отрывок:
«Кончались последние продукты, есть, было, нечего. Мы, обиженные все, пошли к коменданту, просили о помощи, мол, дети голодные. Он дал распоряжение всем выдать по пуду зерна. Но его хватило ненадолго. Люди через реку Донец по льду ходили в Старый город, домой – чтобы привезти продуктов из дома, ведь там, в погребах после эвакуации оставалась картошка, бурак, припрятанные соленья. Но там полностью хозяйничали немцы. И не разрешали туда въезд. Но люди крадучись по ночам все равно ездили туда. И многим это удавалось. Однажды вечером к нам заскочил мой папа с Клавой, таща салазки за собой. Крикнул: « Мотя если хочешь, поедем в Старый город», а сам побежал догонять уходящих людей, тоже с салазками. Я побежала догонять отца. До дома добрались благополучно. Нагрузив картошки, бураков и соленых огурцов, мы двинулись обратно. И нас собралось человек двенадцать, среди нас был мальчик годов двенадцати и две девочки таких же лет, может, постарше. Проехали Слепой переулок и подъезжали к кладбищу, как из – за поворота вышли три вооруженных автоматами немца. Стой, крикнули они. Но мальчишка, или растерявшись, или что, сообразив, бросился бежать вдоль кладбища, направляясь за угол. Немец ему орал на своем языке. Мать его кричала остановившись, стой, Саша, а он, как, не слыша, еще ускорил ход. Фриц прицелился, дал очередь из автомата. Мальчонка, пошатнулся и ткнулся лицом в снег. Все закричали. Немцы с возгласом – шнель, шнель, толкая дулами автоматов, погнали нас по Донцу. Наш папа стал просить немца, чтоб тот отпустил Клаву домой. У неё грудной ребенок маленький, пусти, пан, а я пойду. Он толкнул папу автоматом со всей силы в спину. Пройдя немного, отец опять просил: отпусти, отпусти, пан, все чаще повторял одно и то же. Немец нажал на курок и выстрелил в затылок папе. Отец как подкошенный упал на лед, не обронив ни слова больше. Кровь растекаясь, запарила на снегу и морозе. В онемевшем оцепенении нас гнали дальше к комендатуре на Камышовку. Придя туда, у нас отобрали салазки с продуктами, а нас заперли в деревянном большом доме с решетками на окнах и дверях.
Женщины еще сильней кричали и плакали. А я сидела в углу и думала свою думу. Передо мной стоял убитый отец, и мучила мысль, что я наделала. Бросила одних детей на стороне, с чужим людьми. Маме, я знаю, уже не жить. Узнает про отца, и ей гибель. Меня, думала я, расстреляют. Мама помрет, дети погибнут. Вот и все, вся жизнь пропала. Нет мне прощенья, кляла я себя. Перед глазами плыли темные круги, забытье. А когда очнулась, передо мной стояли, сидели женщины и постоянно молились, кладя поклоны в угол. Где не было образа. Мотя, обратилась ко мне Поля Кизилова, сестра младшей девушки Лиды, ты чей, окаянная, положи хоть один поклон, помолись, может, нас отпустят. А я не могла поднять рук и головы. Смотрела стеклянными глазами на нее. Слезы уже не текли, дрожь отпускала. И только одна мысль долбила: конец всему.
Утром, часов в десять, нас открыли и сказали, чтобы мы шли к коменданту. Сбились в кучку, никто не хотел идти первым. Часовой стал выталкивать автоматом. Вошли к ним в помещение. В помещении в углу стоял стол. На столе бумаги, два пистолета. За столом сидел немец-офицер в их форме, рядом стоял переводчик. Переговорив между собой, начал говорить переводчик. – Ну, матки, говорите, зачем пришли в запретную зону, разве не знаете – сюда вход запрещен. Да, пан, мы все заговорили хором. Но нам нечего есть и что у каждой малые дети. Он начал записывать, у кого сколько детей. Мы врали, у кого сколько детей. Мы врали, у кого четыре, у кого шесть, а кто говорил я беременная. Обращаясь к Наумовой Даше, девочке, вцепившейся в мать Дарью: зачем дочь тащить за собой? Та сказала не с кем оставить дома. Он сказал: пусть бежит домой, а вас всех комендант приказал расстрелять. Люди, как мухи, падая на колени. Просили прощения. Всех расстрелять! Встал комендант и, показывая пальцем, как считая через одну, приказал по-немецки переводчику - выполняй. Переводчик вызвал часовых и еще других немцев.
Нас вывели всех на улицу, за домом разделил на две группы. Одну готовили к расстрелу, другую, побольше, поставили напротив, чтобы мы видели, как они падают, умирая. В меньшей группе была девочка Даша. Немцы дали очередь из автоматов, люди, как снопы, валились на снег, окрашивая его кровью. После выстрела мы тоже попадали на колени с криком и слезами, стараясь не смотреть на убиенных, закрываясь руками. Комендант и переводчик, стоявшие, в стороне, заорали сильно: всем встать, подходя к нам, а переводчик говорил: «Бегом, всем домой, и скажите всем в селах, чтоб больше никто не появлялся здесь».
Пережить эти минуты, было невыносимо. Придя домой, я увидела себя в зеркале седой. В 1942 году наши, выгнали немца из Белгорода. Мы вернулись домой, в Старый город, многие дома были уже разрушены. Мама, прожив дома с месяц, умерла».
В феврале 1942 года фашисты совершили самое страшное злодеяние – уничтожили на камышитовом заводе около двух тысяч мирных жителей. Жизнь под пятой гитлеровцев была полна ужасов и страданий. В Белгороде, на базарной площади, гестаповские палачи установили виселицу. Городской Дальний парк стал местом расстрелов советских патриотов. Подвалы гестапо, концлагеря переполнены арестованными. Мрачным застенком стал подвал аптеки № 8 на улице Фрунзе: из него живым никто не возвращался. Кровавое злодеяние совершили военные оккупационные власти 6 февраля 1942 года. Обратимся к акту, составленному комиссией Белгородского городского Совета депутатов трудящихся 10 сентября 1943 года: «...всех арестованных на автомашинах привезли к камышитовому заводу, расположенному около села Михайловки. Советские люди были окружены плотным кольцом автоматчиков. Отбирая по 40—50 человек, фашисты приказывали гражданам раздеваться. Раздетых догола людей, в том числе и детей, загоняли в камышитовые сараи и там же расстреливали их. Вокруг завода стоял крик и плач сотен людей. Расстрел продолжался весь день. Когда все привезенные были убиты, немцы подожгли камышитовые сараи. Трупы убитых перед этим облиты керосином. Сараи горели в течение двух дней, однако не все трупы были сожжены. После этого немцы подвезли к камышитовым сараям негодную резину, разбросали ее по грудам тел расстрелянных и подожгли. Через две недели после этого немецкие оккупанты забросали трупы землей».
2. Обсуждение результатов работы.
Выступление:
1 группа – белая шляпа (констатация фактов). Перескажите прочитанный вами текст.
2группа – красная шляпа (эмоции). Выскажите свои эмоции, которые вы почувствовали, читая текст.
3 группа – желтая шляпа (положительную оценку). Как вы думайте, есть ли положительные стороны происходящего в тексте.
4 группа – черная шляпа (критика). Согласны ли вы с авторами данного произведения? Стоит ли писать о событиях минувшей войны?
5 группа – зеленая (творчество). Нарисуйте плакат «Мы за мир»
6 группа – фиолетовая (подведение итогов выступления). Почему необходимо помнить о страшных событиях Великой Отечественной войны?
Вот и подошла к концу наша дискуссия. То, что происходило 70-лет назад нельзя забыть. Русский народ в который раз доказал, что непобедим. Наша армия - освободительница спасла мир на земле. Мы должны помнить об этом, чтобы не повторить в будущем такую трагедию.
IV. Итоги и выводы по уроку.
Человек принадлежит к царству животных. На планете представлен расами. Все расы произошли от единого предка много тысяч лет назад. Признаки различия второстепенные не затрагивающие объём головного мозга, генетический аппарат. Превосходство одной нации над другой не имеют научных доказательств. Каждый человек имеет право на жизнь, о чем свидетельствуют международные документы о правах человека.
1. В качестве домашнего задания составить синквейн