Урок в 5 классе Расы Земли

Дата 02.03.2017 география
Урок № 23 5 А,Б,В класс
Тема. Обобщающий урок по теме: «Человек на Земле». Проверочная работа.
Содержание урока.
Расы и народы мира. Их отличительные особенности. География рас и народов. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте мира крупнейших государств мира, их столиц.
Деятельность учащихся
Виды:
- выявляют внешние признаки людей различных рас;
- анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас;
- приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения;
- определяют наиболее и наименее заселённые территории суши;
-выделяют самые крупные по площади государства на Земле.
Формы:
- работа с текстом учебника
- участие в обсуждении – опросе «Кто я?»
-работа с таблицей «Человеческие расы»;
- работа с географической картой «физической, политической».
3. Планируемые результаты
Предметные
Знать определения понятий «раса», «плотность населения»
Называть расовый состав населения планеты
Приводить примеры представителей различных рас
Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас;
Объяснять распространение рас на планете
Называть и показывать по карте наиболее и наименее заселённые территории планеты
Знать численность населения планеты
Называть и показывать на карте крупные государства и города мира.
Метапредметные
Давать определения понятиям
Преобразовывать схемы (модели) для решения задач
Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии
Делать аргументированные умозаключения и выводы.
Личностные
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения
Корректно отстаивать свою позицию
Положительно принимать свою этническую идентичность.
Уважать другие народы России и мира
Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем.

Структура и ход урока.

Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время

1
Организационный момент (настрой на урок).

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя.
Приветствие учителя.
Ребята, повернитесь друг к другу и скажите мысленно хорошие слова. А я желаю Вам успехов на уроке! Сегодня мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать своё мнение. Итак, в путь!
1 мин.

2
Постановка цели урока.
Формулирует цели урока



















Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок?


Определяет тему урока и задачи.
Изучение нашего урока мне хочется начать с одной очень хорошей древней легенды.
Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали так черны, как головешки. И получились афроамериканцы. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы. А хорошо пропеченные фигуры – это были монголоиды.

Дети отвечают, предлагают свои варианты.
Правильно тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Человек на Земле».
На сегодняшнем уроке мы с Вами обобщим наши знания о населении Земли, рассмотрим его расовый состав. Выясним, как разместились люди на Земле, и в каких странах и городах они проживают.
4 мин.

3
Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке.
Ребята, только помним, если Вы хотите ответить поднимаем руку и ждём, когда учитель Вас спросит.
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему




2. Мотивация
Молодцы, на все вопросы ответили правильно.
Фронтальный опрос
1. Когда на Земле появился первый человек разумный? (около 40 тыс. лет тому назад).
2. Что такое присваивающее хозяйство? (то хозяйство, которое вначале вели люди (охота, рыболовство, собирательство) «человек присваивал почти готовую еду»).
3. Что такое оазис? (участок, где близко к поверхности залегают грунтовые воды).
4. Что такое орошаемое земледелие? (Искусственно обеспечивать влагой посевы).
5. И что же такое приспосабливаться к окружающей среде? (активно расселять по планете).
6. Борьба «за Место под солнцем».








4-5 мин

4
Изучение нового материала
Высказывают свое мнение.





Молодец, давайте запишем это определение к себе в тетрадь.



Ученик: Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков).
Дети называют: Европеоидная, монголоидная, негроидная.

Смешанная раса.

За счет смешения трёх рас.
















Ребята обсуждают, приходят к единому мнению. Один представитель от команды у доски составляет кластер. Всем классом сверяем правильность работы с готовой таблицей на слайде.
Далее по - одному (уже другой ученик) показывает места расселения на физической карте мира.










Ученики: конечно нет. Ведь среди представителей разных рас есть учёные, артисты, политики, спортсмены и другие.


«Один из самых полезных уроков, которые, мне преподала жизнь, заключается в том, человек всегда остаётся человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил – в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке».

Класс высказывает свое мнение.










Дети: «народ» – группы людей; это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.
Дети отвечают: население – это совокупность всех людей, живущих на определённой территории.


Ребёнок: «Плотность населения мира».
( интерактивная карта «Плотности населения»).




Ребёнок: по цветам видна, где какая плотность населения на Земле (от темного к светлому), пунсоны: синие – минимальная, зеленое – максимальная плотность, розовые – крупнейшие города.
Молодец!!!!









Чтение карты: кто первый поднял руку, тот и выходит к карте.

Ученик: площадь и численность населения.
Молодец!!!
Ребята, как Вы понимаете, что такое раса?
Давайте обратимся к учебнику § 18, стр. 62(Это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков).- Читает ребёнок.



Учитель: А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретённые признаки?





Какие три основные расы выделяются на Земле?

Молодцы, а кто догадался, какую еще расу можно выделить, и она у нас на Земле занимает – 30%.
Правильно, а как же она смогла появиться.

Молодцы, ребята. А сейчас, Вы попробуете составить кластер. У каждой команды на столе лежат листочки, на которых вразброс даны характерные черты всех рас. Ваша задача составить такой кластер, который будет охарактеризовать определенную расу.
Чтобы нам быть честными, Вы все закроете учебники. Но на слайде, Вы можете увидеть, как выглядят представители данных рас. И аргументировать свой выбор, почему Вы так решили.
Для данной работы, я Вам даю от 3 до 5 минут. Начинаем работу.
Когда каждый представитель составит кластер.

Я задаю вопрос, а почему Ваша команда решила, что данной расе принадлежат данные характеристики, и с чем это связано.







Молодцы, Вы, Все справились с заданием.
Учитель: Все мы с вами относимся к одному виду «современных» людей , составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться – от цвета кожи, формы глаз и других различий?
Хорошо. Сегодня к нас на урок, пришел великий норвежский путешественник Тур Хейердал, который побывал во многих уголках мира. И он хочет Вам прочитать одно из своих высказываний. На слайде фото путешественника Тура Хейердала.


Спасибо тебе.











Ребята, и как же Вы поняли его слова?
Правильно.
Важно помнить, дорогие мои, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Существует общечеловеческий закон «Люди Всех рас и народов равны между собой».
Учитель: ребята, а как Вы понимаете слово «народ»?

А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался?


Запишите это определение к себе в тетрадь.
Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, в учебнике приложение, на стр.: 182-183. Перед вами карта, которая называется

Давайте попробуем её прочитать: мы видим, ч то карта создана с помощью метода послойной окраски и пунсонов. Какую информацию Вы смогли прочитать?









А теперь, мы проверим, как Вы быстро можете ориентироваться по политической карте мира.
Самые крупные страны мира: Россия, Бразилия, Индия, США.
Самые населенные страны: Китай, Индонезия, Нигерия.
Самые крупные города мира: Токио, Мехико, Лондон, Нью - Йорк.

Ребята, а кто догадался, какие 2 основных фактора влияют на плотность населения любой территории?


15-20 мин.









5
Первичное закрепление
В мире проживает__________ человек. Люди на Земле размещены ___________. К настоящему времени люди расселились по всем материкам, кроме _________. Самое крупное государство по площади ___________. Страны и их главные города_________ - показаны на__________. На Земле существует____ основные расы.



ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ В КАРТОЧКАХ ПО ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ К УЧЕБНИКУ
Заполняют письменно пропуски в тексте.

2-3 мин.

6
Динамическая пауза (физкультминутка)
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учитель просит учащихся встать, повернуться на север, юг, запад, восток, северо-запад и т.д. Опираясь на знания о материках и океанах, современной карты, показать на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.)
Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2 мин.

7.
Рефлексия.
Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.
Закончить предложение. (только одно, любое).
1. На уроке самым интересным было.
2. На этом уроке я научился (научилась)
3. Я считаю полезным
4. Самым скучным было
5. Я буду вспоминать о
6. Теперь бы я хотел (а) узнать о

Отвечают дети!!!!

Фиксируют выводы Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р).
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что нового Вы узнали сегодня на уроке, и какие выводы смогли для себя сделать.
2 мин.

8
Подведение итогов урока.
Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся, аргументирую отметки.
Озвучиваю, что отметки за работу по карточкам будут выставлены после проверки.
И подвести итог нашего урока мне хочется одним очень хорошим стихотворением, в которое автор заложил самую главную мысль «Дружба на Всей Земле». Стихотворение нам прочтет Дудочкин Степан:
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
2-3 мин.

9.







Домашнее задание
§ 19, пересказ. Определения выучить.

Записывают домашнее задание, слушают инструкции по заполнению
На этом наш с Вами урок закончен, все сегодня молодцы и всем хочу сказать огромное спасибо!!!
1 мин.





















15