Разработка урока природоведения Гидросфера Земли, её части. Мировой океан 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кучуковская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок
по природоведению в 5 классе
«Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан»
Провела: учитель биологии
Галиева Раиля Раисовна
ТЕМА: Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.
Цели урока:
Образовательные
сформировать уобучающихся знания о гидросфере, ее составных частях, мировом океане, познакомить с круговоротом воды в природе;
расширить представления о свойствах воды
Развивающие
создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать;
учить выделять главное, подводить итоги, делить целое на составляющие части, высказывать согласие и несогласие, выражать свою мысль;
способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Воспитательные
способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.
Оборудование: учебник,дополнительный текст, контурная карта, компьютер, проектор, физическая карта мира, карточки с заданиями, стакан, бутылка с водой, магнитная доска.
Тип урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаемНи минуты не теряем.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начинаем наш урок.
Актуализация знаний.
- Прежде чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки. Слайд
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Мы говорим: она течет,
Мы говорим: она играет,
Она бежит всегда вперед,
Но никуда нее убегает
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу
- О каком веществе шла речь в загадках? Дети отвечают
-Правильно вы угадали, это вода. Слайд
-Что же мы знаем о воде?( Знаем, что воды очень много на Земле, она занимает ¾ всей поверхности планеты, что составляет 71%.Вода находится в океанах,морях, реках, озерах.)
На прошлых уроках мы с вами изучили уже о 2 оболочках Земли. Вы уже знаетео терминах Литосфера, Атмосфера. Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, Литосфера-земная кора. А как вы думаете,какую оболочку Земли мы сегодня будем изучать? (Дети помогают ставить цель урока.«О водной оболочке»)Слайд
- Сегодня и на последующих уроках мы будем говорить о водной оболочке, которая называется гидросфера. Слово гидросфера( греч.) означает: «вода» и «шар» Слайд
Цель:
• сегодня мы расширим наши знания о свойствах воды;
• узнаем о составных частях Гидросферы, в частности о Мировом океане:
ответим на вопрос «Почему на земле вода не кончается?»
- А что мы знаем о воде по курсу окружающего мира? Давайте вспомним свойства воды.
Я и туча и туман,Я ручей и океан,Я летаю и бегу,И стеклянной быть могу.слайд
- Как понять это четверостишье?(Три состояния воды) Водаможет находиться в трёх состояниях – твёрдом, жидком и газообразном.
Организуется работа в парах .-Ребята, у вас на столах магнитные планшетики, где записаны свойства. Посмотрите на стакан с водой.Вам нужно выбирать те свойства, относящееся только воде: текучая, бесцветная, без запаха, не имеет вкуса, прозрачная, хороший растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, испаряется, эластичная,
Да, вы правы, ребята.Послушайте пожалуйста высказывание французского писателяАнтуана Де Сент Экзюпери«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…
Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство в мире»Слайд
Изучение новой темы
Проблемный вопрос.
- А много ли воды на Земле, где же мы встречаем воду?( в океане, морях, реках, озерах, в болотах, воздухе ит.д.)
- На какие группы мы можем объединить эти водоемы по их расположению? Дети отвечают
Итак, гидросфера это водная оболочка Земли, т.е. вся вода на Земле.
Посмотрите на слайд.
Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.
Сегодня и на последующих уроках мы более подробно поговорим о составных частях гидросферы. А сейчаспоплывем в путешествие по Мировому океану.
А теперь прочитайте по учебнику на стр. 80 первые три абзаца, текст предложенный мною, потом поработаете в группах.
Работа в группах( раздаются карточки с вопросами, в течение 5 минут дети готовят ответы на вопросы. Далее урок продолжается в сопровождении слайдов, дети дают ответы, учитель подправляет, углубляет знания)
1 группа.
Какие океаны образуют Мировой океан нашей планеты? Покажите на физической карте.Сл2)Опишите Тихий океан? Главная особенность этого океана.Слайд
Дайте описание Атлантическому океану.
2Группа
Дайте описание Индийскому океану.
Что такое море? (Море – часть океана, отделенная от него участками суши, например, островами или полуостровами и отличающаяся от океана свойствами воды). Слайд
Какие моря вы знаете. Покажите на карте.
3 группа.
Дайте характеристику Северно – Ледовитому океану.
Какую особенность имеет вода Мирового океана? (Она вся соленая). В 1 литре океанической воды содержится 35 г соли.Слайд о свойствах океана.
Как человек использует мировой океан?
Слайд Именно в океане, ребята, зародилась жизнь, первые организмы.
Слайд По океану возят груз и перевозят пассажиров.
Слайд Люди научились уже использовать энергию приливов, отливов.
СлайдВ океане ловят рыбу, моллюски, крабы, охотятся на животных: моржей, тюленей. Водоросли –обычное блюдо для жителей Китая, корейцев и японцев. А водоросли, ребята, содержат много йода, который полезен для здоровья человека.Из морского дна добывают нефть, газ и руды.
Слайд На берегах океана ежегодно отдыхают тысячи людей.
Физкультминутка на слайде.
Практическая работа: На контурной карте найти и подписать океаны, моря, озера.
(Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый. Моря: Берингово, Охотское, Баренцево, Балтийское. Озера: Байкал, Каспийское море-озеро.Слайд (Взаимопроверка)
Проблемный вопрос. Почему на Земле вода не кончается?
(Обсуждение круговорота воды в природе.)
Мировой круговорот воды в природе.Слайд
В природе постоянно совершается круговорот воды. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается вверх в виде пара. В воздухе пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды и льдинки. Образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает на землю. На суше эта вода пополняет водоёмы. Реки несут воду в моря и океаны. Так происходит круговорот воды.
Домашнее задание: Написать сказку-путешествие «Приключения капельки». Слайд
Закрепление знаний. Игра «Ромашка». Работа с картой.
Ученики получают лепестки( задания), выходят по одному и показывают объекты на физической карте.
1) Самый большой океан.Тихий
2)Самая длинная река планеты.Нил.
3)Самая длинная река Евразии?Янцзы.
4) Самое глубокое озеро?Байкал.
5)Какие океаны омывают Россию? Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый.
6) Самое большое озеро на планете? Каспийское море.
7) Самая большая река Татарстана? Волга
8) Самый маленький по площади океан. Северно- Ледовитый
9) Самый холодный океан?
10) Самый глубокий океан?
11) Этот водоем называют и морем, и озером. Найди его на карте.
Ребята, а кто же покажет мировой океан, где же он?
-В течение всего урока мы говорили о мировом океане. Покажите его на карте.(Мировой океан этоосновная часть гидросферы, составляющая 96 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава.)
А как вы думаете, океаны загрязняются? Каковы причины загрязнения? (Заслушиваются ответы) Слайды обсуждаются.
Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Бережно относиться к водным богатствам, не загрязнять её).
А сейчас, ребята, посмотрите на слайд и продолжите предложения.
Рефлексия деятельности
Сегодня я узнал(а) ….
Было интересно….
Было трудно…
Я понял(а), что …
Теперь я могу …
Я приобрел(а) …
Я научился …
Я смог(ла) …
У меня получилось …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Оценки.
Спасибо вам за урок. Приложения
Задания для 1 группы.
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Какие океаны образуют Мировой океан нашей планеты? Покажите на физической карте.
2) Опишите Тихий океан? Главная особенность этого океана.
3) Дайте описание Атлантическому океану.
Задания для 2 группы
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Дайте описание Индийскому океану.
Что такое море?
Какие моря вы знаете. Покажите на карте .Задания для 3 группы
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Дайте характеристику Северно – Ледовитому океану.
Какую особенность имеет вода Мирового океана?
Как человек использует мировой океан?
Мировой океан составляют 4 океана. Резких границ между ними нет, поэтому Мировой океан един. Море – часть океана, отделенная от него участками суши, например, островами или полуостровами и отличающаяся от океана свойствами воды.
Тихий океан - самый большой  по площади и  самый древний из  океанов. Но Тихий океан совсем не тихий, а даже буйный. Здесь находится самое глубокое место в мире- Марианский желоб. (11022 м).Тихий  океан, еще его называют Великий, занимает почти 1/2 площади  Мирового океана. Его площадь  составляет  178,6 млн.км2. 
Атлантический океан является вторым по величине. Его площадь составляет 91,66 миллионов км². Он простирается отАрктикидо самой Антарктиды.Средняя глубина составляет 3332 м.Из морского дна добывают нефть, газ и руды.Среди всех океанов нашей планеты Атлантический океан занимать важнейшее место в мировом судоходстве и международной торговле. 
Индийский океан - третий по величине в мире и самый теплый океан.Он занимает около 20% общей площади Земли. Океан омывает берега Австралии, Африки, Антарктиды и азиатских стран.Подводный мир Индийского океана очень богат и разнообразен. Здесь проживает несколько видов гигантских черепах, китообразных, тюленей, морских змей, рыб и других представителей. Вода богата на планктоны, различные водоросли, моллюски, ежей, коралловых полипов.
Северный Ледовитый океан- самый маленький и самый холодный океан нашей планеты. Он занимает центральную часть Арктики. Средняя глубина — 1225 м.  Для проводки кораблей используются ледоколы, в том числе - атомные. Биологические ресурсы океана невелики. Однако здесь ведется интенсивный лов рыбы, местное население ведет промысел тюленей, нерп, моржей.
Задания для 1 группы.
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Какие океаны образуют Мировой океан нашей планеты? Покажите на физической карте.
2) Опишите Тихий океан? Главная особенность этого океана.
3) Дайте описание Атлантическому океану.
Задания для 2 группы
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Дайте описание Индийскому океану.
Что такое море?
Какие моря вы знаете. Покажите на карте .Задания для 3 группы
Прочитай текст, найди ответы на вопросы.
Дайте характеристику Северно – Ледовитому океану.
Какую особенность имеет вода Мирового океана?
Как человек использует мировой океан?
Самый большой океан
Самая длинная река планеты
Самый теплый океан
Этот водоем называют и морем
и озером
Самая длинная река Евразии.
Самое глубокое озеро в мире.
Какие океаны омывают Россию?
Самое большое озеро на планете?
Самый большой океан.
Самая длинная река планеты.
Самая большая река Татарстана?
Самый маленький по площади океан.
Самый холодный океан?
Самый глубокий океан?
Этот водоем называют и морем, и озером. Найди его на карте.
Синего цвета
Имеет запах
Текучая
Бесцветная
Без запаха
Без вкуса
Прозрачная
Хороший
растворитель
При нагревании
расширяется
При охлаждении
сжимается
Испаряется
Эластичная
ВО Д А
Четыре океана”
На нашей Земле океанов - четыре:
Индийский – самый солёный в мире.
Океан Атлантический славен сельдями,
 Ледовитый всё время спит подо льдами,
Тихий, конечно же вовсе не тихий-
А буйный, глубокий и самый великий! Андрей Усачев“
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.