Технологическая карта урока по теме Центральный район (9 класс) Полярная звезда


Технологическая карта урока географии.
1. Класс: 9A Дата: 26.10.2016 Предмет: география
2. Тема урока:_Центральная Россия_____________________________
3. Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение темы.
Цель деятельности учителя
(цель урока) Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Центральная Россия». Объяснить особенности природы, населения и хозяйства географических районов Центральной России.
Тип урока Урок защиты творческих работ – презентаций по Центральной России.
Планируемые образовательные результаты Предметные: овладение основными навыками нахождения и применения географической информации для создания презентации; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей Центральной России.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умений структурировать материал; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение извлекать информацию из различных источников; формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Личностные: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие навыков самостоятельной деятельности с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий; формирование коммуникативной компетентности.
Методы и формы обучения
Форма обучения – групповая, обучение в сотрудничестве – личностно-ориентированный подход.
Метод – частично-поисковый, словесный, наглядный.
Образовательные ресурсы УМК «Полярная звезда»
Оборудование Мультимедийное оборудование, раздаточный материал, презентации учащихся.
Организационная структура урока
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный момент Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к работе.
2. Целеполагание Таким образом: получив общую характеристику Центральной России, определите – что мы должны сегодня с вами узнать и изучить.
1. Особенности формирования территории Центральной России.
2. Состав.
3. Отрасли специализации.
4. Народы и их занятия. Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства, основной очаг русской национальной культуры, область расселения русского народа по огромной стране. Здесь расположена столица нашей родины Москва - сердце и мозг России.
Центральную Россию по своему потенциалу, территории и численности населения можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы, тем более что исторически Центральная Россия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи. Центральная Россия - это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально- Черноземного и Волго-Вятского. Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ставят цели урока. (основы самоменеджмента)
3.Открытие нового знания Учащиеся ведут краткие записи выступлений в тетради, слушают и готовятся к анализу ответов одноклассников.
КРИТЕРИИ оценки:
1. полнота ответа.
2. правильность.
3. последовательность. Организует работу учащихся у доски.
1 гр. Пространство Центральной России.
2 гр. Освоение территории и население Центральной России.
3 гр. Центральный район.
4 гр. Волго-Вятский район.
5 гр. Центрально-Черноземный район.
ВРЕМЯ ЗАЩИТЫ: 5 минут. Ребята представляют свои презентации и раскрывают структурированную информацию. Участвуют все учащиеся группы.
4.Превичное закрепление. Выступающие задают свои вопросы к слушающим одноклассникам (3 вопроса). Устанавливает осознанность восприятия. Отвечают на вопросы задающих.
5.Контроль и оценка Альтернативный диктант Организует деятельность по применению новых знаний. Решают альтернативный диктант. Производят взаимопроверку диктанта и оценивают выполнение задания, в соответствии с критериями.
6. Д/з,
инструктаж по его выполнению Повторить § 11-15. Устно прорешать тесты в конце названных параграфов.
Опережающее д/з (по желанию): Найти доказательства того, что события в Москве влияют на судьбы России. Проводит инструктаж выполнения д/з. Записывают в дневник.
7.Рефлексия 1. Понравилась ли вам групповая форма работы?
2. С какими трудностями вы столкнулись при работе над презентацией?
3. Какой опыт вы получили во время работы и защиты презентации?
4. Хотелось бы вам ещё проведения таких уроков? Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
приложение 1.
Альтернативный диктант
п/№ характеристика да нет
1 Большая часть населения Центральной России сконцентрирована в больших и малых городах, среди которых много древних. да 2 Географический регион, находящийся на западной границе страны, называется Северо-Западной Россией. нет
3 В состав Центральной России входят три экономических района: Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный. Да 4 Природные условия Центральной России определяли резко выраженную сезонность сельскохозяйственных работ. Это заставляло крестьян сочетать земледелие с кустарным промыслом. да 5 Население Центральной России сложилось за счёт смешения славян, проникавших сюдас юго-запада с татарами. нет
6 В Центральном районе ярко выделяется концентрация населения вокруг Москвы, с постепенным убыванием плотности населения по мере удаления от центра к периферии. да 7 Особенно бурное развитие промышленности Центрального района происходило в 1950-е годы. Именно тогда здесь было создано большинство машиностроительных заводов. Резко выросла химическая промышленность. нет
8 Волго-Вятский район включает 2 республики – Нижегородскую и Кировскую и 3 области – Чувашскую, Марий –Эл и Мордовию. нет
9 Основные особенности Волго-Вятского района – выгодное географическое положение, территориальная неоднородность и этническое разнообразие. да 10 Своеобразное сочетание природных, экономических и исторических условий в Черноземье привело к потере темпа развития района по сравнению с его потенциальными возможностями. да 11 Отрасли специализации Центрально-Чернозёмного района – сельское хозяйство, пищевая промышленность, чёрная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Да 12 Центральный район богат полезными ископаемыми, имеются залежи нефти и газа, каменного угля, а также полиметаллических руд. нет
критерии оценивания:
(-) 0 – 1 «5»; 2 – 3 «4»; 4 – 6 «3»; 7 и более «2»