Популяционная структура вида. Характеристики популяций.


Конспект урока по биологии
Тема: МикроэволюцияТема урока: Популяционная структура вида. Характеристики популяций.
Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийных технологий.
Цель урока: познакомить учащихся со структурой таксономической единицы – вида и основными характеристиками популяций.
Задачи урока:
Образовательные
1.ввести новые биологические термины (вид, ареал, популяция, репродуктивная изоляция и т.д.);
2. сформировать понятие о виде на основе знаний о
популяции как обязательной структурной единице вида; изучить ее
характерные показатели;
3. сформировать понимание того, что популяция
представляет собой элементарную единицу эволюции.;4.сформировать у учащихся знания об ареале вида.
Развивающие
1.развивать у учащихся умение работать с таблицами, с учебником;
2.развивать у учащихся логическое мышление.
Воспитательные
1.у учащихся должно сложиться целостное и ясное понятие о виде, его значении для эволюции, популяциях и их характеристиках;
2.воспитать у учащихся стремление к познанию нового.
Методы обучения:
1.объяснительно-иллюстративный;
2.репродуктивный;
3.наглядный.
Оборудование:
- учебник («Биология. Общие закономерности. 9 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений / С.Г.мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин. – М.:Просвещение, 2010. – 255с.)- рабочие тетради;
- мультимедийная установка для презентаций (экран, проектор, ноутбук).
Ход урока:
I этап. Организационный момент (1-3 минуты)
- приветствие;
- проверка наличия школьных принадлежностей;
- проверка освещенности и проветриваемости класса;
- проверка работоспособности ТСО.
II этап. Проверка домашнего задания (7-10 минут)
1.теоретические вопросы:
- назовите примеры заботы о потомстве у разных групп организмов.
-какое значение имеет забота о потомстве для выживания и процветания вида?
-как выражается забота о потомстве у членистоногих и низших позвоночных?
- как выражается забота о потомстве у высших позвоночных животных?
- почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается?
- дайте определение физиологической адаптации.
- в чем суть физиологической адаптации животных?
- каков биологический механизм развития приспособлений у животных?
2.практическая часть:
Заполните таблицу:
Физиологические адаптации животных: Примеры животных
В наземно-воздушной среде В водной среде В почвенной среде 3.выберите верный ответ:
Наивысшей сложности забота у потомства наблюдается у:
а) млекопитающих;
б) птиц;
в) членистоногих;
г) низших позвоночных.
Высокая плодовитость беспозвоночных объясняется:
а) высоким уровнем заботы о потомстве;
б) борьбой за выживание вида в условиях его высокой истребляемости;
в) относительно простым строением беспозвоночных животных.
Физиологические адаптации животных - это:
а) приспособления для размножения;
б)изменение поведения животных;
в) приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.
4.индивидуальные карточки:
Карточка №1
- приведите примеры заботы о потомстве у разных видов рыб.
- перечислите основные физиологические адаптации у морских организмов.
Карточка №2
- назовите примеры заботы о потомстве у млекопитащих.
- перечислите основные физиологические адаптации у организмов, обитающих в пустынях.
III. этап. Изучение нового материала (15-20 минут)
Рассказ-беседа
Учитель: на прошлом уроке мы с вами познакомились с примерами заботы о потомстве у разных видов организмов и основными физиологическими адаптациями организмов. Для чего же они служат?
Ученики: забота о потомстве и физиологические адаптации служат для приспособления вида к условиям окружающей среды и для его выживания и процветания во времени.
Учитель: Сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы – вид, его популяционная структура и характеристика популяций. Эта тема – начало большого раздела – микроэволюция. Давайте дадим ее определение:
Микроэволюция – это процесс образования новых видов живых организмов. (приемы учебной работы – с рабочей тетрадью).
Учитель: но чтобы начать изучение микроэволюции, надо дать определение вида, итак, вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
(приемы учебной работы – с рабочей тетрадью).
Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. Найдите определение кариотипа в учебнике. (приемы учебной работы – с учебником).
Ученики: кариотип – это хромосомный набор всех особей вида
Учитель: правильно! Итак, мы с вами сказали, что особи одного вида свободно скрещиваются между собой, и основной характеристикой вида является репродуктивная изоляция. Найдите ее определение и запишите.
(приемы учебной работы –с учебником).
Ученики: репродуктивная изоляция – это механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов.
Учитель: итак, теперь назовите примеры репродуктивной изоляции.
Ученики: примерами репродуктивной изоляции могут служить несовпадение сроков или мест размножения близких видов, существование строгого ритуала брачного поведения перед спариванием, географическая изоляция.
Учитель: правильно! Но иногда происходит скрещивание разных видов, но в этом случае гибриды отличаются пониженной жизнестойкостью или оказываются бесплодными. Самый известный гибрид двух видов – мул, гибрид лошади и осла.
Перечисленные механизмы вместе имеют высокую эффективность и создают непроницаемую генетическую изоляцию между видами, препятствую смешению генов. Какой модно сделать их этого вывод?
Ученики: вывод: вид – единица органического мира.
Учитель: в природе каждый вид имеет определенную территорию обитания – ареал. Для одних видов он широкий, для других – узкий. Но особи одного вида не могут перемещаться внутри ареала свободно, особенно если ареал довольно широкий. Степень подвижности особи выажется в радиусе индивидуальной активности. Найдите его определение в учебнике.
Ученики: радиус индивидуальной активности – расстояние, на которое может перемещаться организм.
Учитель: правильно. Радиус индивидуальной активности варьируется у разных организмов. Например, у виноградной улитки он несколько десятков метров, а у северного оленя – более сотни километров. Особи одного вида распределены внутри ареала неравномерно, поэтому внутри вида выделяют популяции. Итак, популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Реально вид существует в виде популяций. Это можно представить на схеме:
339090193040
27774901981204892040131445Ареал вида
0Ареал вида

1043940170180427291536830
16630651517653491865151765
224409076200
2901315163195472059177470популяции
00популяции

Учитель: популяция имеет свои характеристики. Это численность, плотность, рождаемость и смертность. Давайте дадим определение каждой их характеристик.
Ученики: численность – количество особей популяции;
Плотность – число особей на единицу площади;
Рождаемость – число особей, родившихся в единицу времени;
Смертность – число особей, умерших за единицу времени.
Учитель: правильно. А теперь подумаем, как связаны организмы одной популяции и заполним схему:
23107651271местообитание
00местообитание
-1181101270Общее происхождение
00Общее происхождение

2710815635001415415111125427291563500Защита от врагов
00Защита от врагов

3672840135255
1253491102235связи между организмами одной популяции
00связи между организмами одной популяции

112966531750315849031750
3206115179705Совместный поиск пищи
00Совместный поиск пищи
-318135179705Забота о потомстве
00Забота о потомстве

Учитель: итак, мы с вами изучили новую тему. Какой вывод можно сделать?
Ученики: Вид – единица органического мира. Вид включает в себя популяции, которые имеют определенные характеристики.

IV этап. Закрепление нового материала (5-7 минут)
1.Теоретические вопросы:
- дайте определение вида.
- дайте определение микроэволюции.
- дайте определение репродуктивной изоляции.
- какие механизмы мешают скрещиванию особей разных видов?
- дайте определение популяции.
- назовите основные характеристики популяции
2. Практическая часть
- начертите схему, отражающую положение популяции внутри ареала вида.
Начертите схему, отражающую связи особей в популяции.
3. Выберите правильный ответ:
Выберите из предложенных ответов характеристики популяции:
А)численность
Б) плотность
В)приспособленность
Г)рождаемость
Д)равномерность
Д)отсутствие скрещивания
Е)смертность
V этап. Домашнее задание (2 минуты)
- повторить основные понятия;
- параграф 10, стр. 53-55.VI этап. Итог урока (2минуты)
Выставление оценок в дневники и журнал, рекомендации по устранению пробелов.