Конспект занятия Факторы эволюции человека. Человеческие расы

Тема: Факторы эволюции человека. Человеческие расы

Тип занятия : изучение нового материала:
Вид занятия: комбинированное занятие
Цели занятия:
Образовательная: Изучить движущие силы эволюции на пути становления человека, на основе знаний о критериях вида доказать единство происхождения человеческих рас..
Воспитательная: создать условия для формирования научного мировоззрения, устойчивого интереса к предмету, формирование сознательной дисциплины и норм поведения.
Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, умению сравнивать, умения грамотно четко и точно выражать свои мысли

Межпредметные связи: история, география, анатомия и физиология, генетика человека
Внутрипредметные связи: рост, развитие организмов, изменчивость, наследственность, мутации, взаимодействие генотипа и среды, приспособленность организмов, гены, признаки, движущие силы эволюции.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частино-репродуктивный (возможно применение технологии группового взаимодействия)
Оснащение занятия:
Методическая разработка для преподавателя.
Электронная презентация «Антропогенез».
Дидактический материал: кроссворд «Эволюция человека», раздаточный материал, включающий рисунки, схемы и карты. Методическая разработка занятия
ЦОР Электронное учебное издание «Общая биология 10-11 классы» - мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова.

Планируемый результат (студент должен знать): Знать признаки рас, факторы эволюции человека, уметь объяснять формирование прямохождения, изменения объема головного мозга, формирование расовых признаков
Структура занятия
Организационная часть - 2 мин.
Проверка знаний прошлой темы - 15 мин.
Сообщение темы, цели, плана - 1 мин.
Изучение нового материала - 53 мин
Закрепление и контроль усвоения учебного материала - 15 мин.
Подведение итогов и домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия - 1 мин.

Ход занятия
Организационная часть
- Отметка присутствующих, подготовленность аудитории, средств обучения
2. Проверка исходного уровня знаний:
- диктант на выделение признаков, характерных австралопитеку, синантропу, неандертальцу и комментирование ответов:
А) изготовление примитивных орудий труда; Б) изготовление более сложных орудий труда;
В) умение поддерживать огонь; Г) умение добывать огонь; Д) объем мозга 1400см;
Е) объем мозга 650 см; Ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
З) стихийная охота; И) первые признаки речи; К) прямохождение;
Л) признаки социальных отношений; М) возникновение социальных отношений;
Н) использование предметов.
Австралопитек
Синантроп
Неандерталец

а,к,н
а,в,д,к,и,л
Б,г,д,ж,м


Сообщение темы, цели, плана
Изучение нового материала по плану:

1. Факторы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человечества
2. Человеческие расы.
3. Единство человеческих рас
4. Расоведение и расизм

Закрепление учебного материала: Тесты 3-х уровней (прилагаются)

Вид контроля: письменный, устный
Методы контроля: тестовые задания, фронтальный опрос

Аудиторная самостоятельная работа
Возможна работа малыми группами по изучению раздела «Расы» (вопросы в лекции)

Внеаудиторная самостоятельная работа (содержание домашнего задания):
1. Выучить конспект по теме, дополнительно прочитать тексты учебника и ответить на вопросы после параграфов 62-66 из учебника биологии под ред Беляева.

Литература для студента: 1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2011.
2. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений од ред. Беляева Д.К., и др.- М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. – 3 изд..- М.: Аст-Пресс Школа, 2008.
2. Ионцева А.Ю.Биология в схемах и таблицах / А.Ю.Ионцева, А.В.Торгалов. – М.: Эксмо, 2012.

























Теоретическая часть
Факторы эволюции человека. Человеческие расы
План:
1. Факторы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человечества
2. Человеческие расы.
3. Единство человеческих рас
4. Расоведение и расизм

1. Факторы антропогенеза

Человек – биологическое и социальное существо.
Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и остальных видов живой природы Но в антропогенезе также имели место особые социальные факторы.
Сейчас выделяют следующие движущие силы антропогенеза
А) Биологические факторы Б) Социальные факторы:
- мутации; - трудовая деятельность;
- популяционные волны; - общественный образ жизни;
- дрейф генов; - речь;
- естественный отбор; (- мышление;
- борьба за существование; - культура)
- изоляция.

На 1-ых этапах эволюции мутации и естественный отбор играли важнейшее значение, под их воздействием формировались особенности строения человека: мозг, кисти рук, прямохождение. При этом сначала шел отбор особей, которые могли вставать на 2 ноги, ходить на 2-х ногах, что освобождало руку для другой деятельности. Дальнейший отбор шел по пути выживания более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Затем объектом отбора стали лучшие организованные группы, семьи и даже целые племена. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей – будущее популяции и стариков – хранителей информации о способах выживания.

Выяснить, какое значение имели остальные факторы эволюции (Беседа)

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение в о функций нижних и верхний конечностей, неспециализированная рука. Кроме того труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
В современном человеческом обществе действие биологичесских факторов претерпело значительные изменения. Овладев культурой, человек стал менее зависеть от естественного отбора, но решающую роль играют социальные условия и воспитание. Т.о., формирование человека – это прежде всего становление общества. Антропогенез не отделим от социогенеза (развития человеческого общества).

1. Какие факты свидетельствуют о высоком развитии интеллекта кроманьонцев?
2. Сравните остатки материальной культуры древнейших, древних и ископаемых людей современного физического типа и сделайте выводы о роли труда и общественной жизни в антропогенезе.
3. Широкую известность получили наблюдения над детьми, выросли в изоляции от людей с дикими зверями. У этих детей отсутствуют специфические особенности поведения, свойственные человеку и отличающие его от животного, присущее человеку специфическое развитие психики для них невозможно, передвигаются они на четвереньках. О чем говорят эти факты?
4.Что такое антропосоциогенез?

Особенности современного этапа эволюции человека.

Естественный отбор в современном обществе.

1. Не допускает рождения больных детей:
- выбраковывание ненормальных гамет с измененным набором хромосом,
- отбор жизнеспособных спермиев
- отбор по способности оплодотворенной яйцеклетки к имплантации,
- отторжение имплантированного зародыша, несущего хромосомные аномалии, на ранних стадиях беременности, гибель плода,
- коло 10% браков не имеют детей из-за бесплодия.
2. Многие семейные пары сознательно отказываются от рождения детей, тем самым из общества элиминируются гены особей со слабо развитым родительским инстинктом.
Виды отбора:
- стабилизирующий отбор поддерживает устойчивость физического облика человека;
- движущий отбор связан с изменением признаков и свойств людей, которые возможны при использовании человеком сильнодействующих химических веществ (гербицидов, лекарственных препаратов, удобрений), радиации.
Естественный отбор в человеческом обществе действует. Значит, эволюция человека продолжается.

Другие эволюционные факторы.

1.Изоляция потеряла значение.
2. Волны численности были связаны с пандемиями гриппа, чумы, холеры. Сегодня мы имеем дело с войнами, крупными природными катастрофами.
3.Мутации в клетках человека в некоторых регионах повысился из-за загрязнения природы химическими веществами и радиацией.

Эволюционная ценность разнородности популяций человечества.

Каждый человек неповторим. Каждый человек имеет характерную только ля нее комбинацию генов. Неоднородность людей не говорит о неполноценности одних перед другими.
(Школьная программа рассчитана на среднего ученика, который добросовестно занимается по всем предметам. Но около2% детей может усвоить годичную программу за половину срока. Это не вундеркинды, а дети с более высокой реактивностью. Еще 2% детей не успевают в течении года усвоить программу. Но эти дети тоже нормальные, для них надо создать дополнительные условия для усвоения знаний. Среди таких «тугодумов» могут скрываться одаренные личности, как Л.Толстой, Ч.Дарвин и др.)

Концепция популяционного разнообразия говорит о том, что для популяции в целом выгодна ее генетическая неоднородность. Математические способности одних людей, логические – других, способности к эксперименту третьих, художественная одаренность четвертых, музыкальная – пятых позволили человечеству гигантскими шагами пройти путь превращения обезьяны в человека.
Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам.
Но ребенок, изолированный от остальных людей не становится человеком в полном смысле этого слова. Значит в эволюции человека важную роль сыграли общественный образ жизни, речь, трудовая деятельность. У человека имеется особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность опыта, науки, культуры


Человеческие расы

В современном человечестве выделяют 3 основные расы.- большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками (чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой носа и др.)
1. Европеоидная раса (коренное население Европы, Южной Азии и Северной Америки) имеет узкое лицо, светлый цвет кожи, прямые или волнистые мягкие волосы, узкий выступающий нос, обычно тонкие губы, у мужчин растут усы и борода.
2. Монголоидная раса (коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири) отличается смуглой кожей, прямыми жесткими темными волосами, уплощенностью лица, так как нос не выступает, сильно выдающимися скулами, узким разрезом глаз, наличием эпиканта.
3. Экваториальная (австрало-негроидная) раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми черными волосами, широким слабо выступающим носом, утолщенными губами.
Человеческие расы возникли после формирования основных видовых черт Человека разумного под влиянием естественного отбора как приспособительные к конкретным условиям. Но не все признаки приспособительны, значит, они могли возникнуть в результате дрейфа генов и других факторов эволюции.


Единство человеческих рас

Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.
- Вспомните такие понятия, как вид и популяция. Давайте дадим их полные определения. (Ответы студентов.)
- Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы)
- Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)
- Давайте обобщим полученные знания.
Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)
Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Главными критериями единства вида Человек разумный являются способность к трудовой деятельности, равные у всех рас интеллектуальные способности, неограниченные возможности смешения рас. Наличие переходных рас между большими расами тоже свидетельствуют об их относительности.
Несостоятельность расизма и нацизма
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.
В связи с разнообразием фенотипических признаков человека возникла реакционная теория расизм, определяющая превосходство европеоидной расы над другими и оправдывающая эксплуатацию одних людей другими. (Мальтус) Несостоятельность расизма доказана расоведением – наукой, изучающей расовые особенности, происхождение и формирование человеческих рас.
Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.


Дополнительные вопросы

1. Перечислите движущие силы антропогенеза, разделив их на 2 группы.
2. Перечислите характерные черты, отличающие череп современного человека от черепа неандертальца. Как Вы объясните эти отличия?
3. Известно, что у людей в эмбриогенезе выживаемость выше у тех детей, масса которых близка к средней величине. О каком факторе эволюции идёт речь? каково значение этого фактора в эволюции современного человека?
4. Охарактеризуйте положение человека в системе животного мира.
5. Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека? Аргументируйте свою точку зрения.
6. У китов, слонов, дельфинов объем мозга не меньше, чем у современного человека. Почему именно среди приматов появились предки человека?



4. Ответить на вопросы тестов.

1. Кто из перечисленных предков человека является самым древним?
А) синантроп,
Б) питекантроп,
В) австралопитек,
Г) неандерталец.
2. У каких людей сформировалось общество и возникли социальные отношения?
А) кроманьонцев,
Б) неандертальцев,
В) синантропов.
3. Что появилось раньше?
А) общество,
Б) речь.
4. Какие из признаков человека не наследуются?
А) речь,
Б) дыхание,
В) мышление,
Г) самозащита,
Д) коллективный труд.

15