Конспект урока Расы человека


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР
МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока биологии с использованием портативных компьютеров-нетбуков в урочной деятельности
Ахтанаева Лилия Александровна,
преподаватель естественнонаучных дисциплин,
высшей категории
Класс: 8
Тема: «Расы человека»
Март, 2012
Аннотация
Данная методическая разработка урока биологии по теме: «Расы человека» для учащихся 8 классов. В работе использованы различные информационно – коммуникационные технологии, в частности работа учащихся с компьютерами – нетбуками.
Разработка может быть полезна учителям биологии при построении урока по данной теме, классным руководителям, раскрывающих на классных часах проблемы «расизма», «нацизма».
Введение
Методическая разработка урока биологии по теме: «Расы человека» составлена для учащихся 8 класса, обучающихся по программе «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Согласно рабочей программе, составленной преподавателем, урок является третьим по счету в теме: «Антропогенез». Предыдущие темы уроков: «Систематическое положение человека», «Историческое прошлое людей».
Основная цель урока: познакомить детей с основными человеческими расами, явлением «расизма», доказать ложность «теории расизма».
Используемые приемы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса.
Совместная с учащимися формулировка целей и задач позволяет мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учащихся. Ведущей формой деятельности учащихся на уроке является самостоятельная образовательная деятельность, которая оценивается по участию в групповой и индивидуальной работе. Сочетание различных форм работы (коллективную, групповую, индивидуальную) развивается умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; формируются основные навыки исследовательской деятельности.
В содержании урока включена работа с научными понятиями и закономерностями. Добывание новых знаний проводится проблемно-поисковыми методами, что соответствует целям урока и его особенностям, на уроке созданы оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого учащегося.
На уроке используются современные средства обучения: компьютеры - нетбуки, мультимедийный проектор, web-камера, электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», различные электронные ресурсы (Интернет, электронные тесты).
Данная методическая разработка может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности учащихся, что является особо актуальным при переходе на ФГОС второго поколения.
Методическая разработка урока биологии по теме «Расы человека»
Цели урока: познакомить с основными человеческими расами, явлением «расизма», доказать ложность теории расизма.
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания о свойствах человека, как биологического вида, об особенностях человеческих рас, провести анализ причин их возникновения, сформировать понятие о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;
- дать аргументированную критику расизма и “социального дарвинизма”; в процессе формирования понятия “человеческие расы” использовать межпредметные связи с курсом истории и географии: знания вопросов о населении Земли, географии населения мира.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях.
- Формирование информационно-коммуникационной культуры учащихся.
Воспитательные:
- Поддерживать интерес к активному добыванию знаний (познавательный интерес).
- Воспитывать личностные качества (самостоятельность, толерантность).
Оборудование:
карта мира, таблица “Человеческие расы”, фото рас, компьютеры (нетбуки для работы в группах), презентации, фрагменты фильма «Хижина дяди Тома», проектор, экран, компьютерные тесты в программе Knowing, электронное учебное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, экспертные карты (для самооценки работы учащихся), методические пособия по теме «Человек» (12 комплектов), карта распространения человеческих рас.Ход урока
Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте, садитесь, очень приятно вас видеть. Сегодняшний урок мы начнем с небольшого слайд – шоу (приложение 1, слайд 1).
- Скажите, пожалуйста, какой биологический процесс представлен на слайдах?
(Антропогенез).
- Дайте определение этому процессу.
(Антропогенез — процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества — социогенеза) (слайд 2).
- Скажите, к какому виду мы принадлежим?
(Хомо сапиенс, человек разумный).
- Сегодня на уроке мы докажем, что мы относимся к человеку разумному.
II. Повторение пройденного (10 мин)
- Как любой биологический процесс антропогенез имеет движущие силы. Назовите движущие силы антропогенеза.
(Движущие силы антропогенеза: биологические факторы антропогенеза: естественный отбор, генотипическая изменчивость; социальные факторы антропогенеза: групповое сотрудничество, общение и речь, изготовление орудий, наличие постоянных жилищ), (слайд 3).
-Молодцы, вы много знаете. Сейчас ваши знания мы проверим при помощи компьютерного теста.
- Вся ваша работа на уроке будет оцениваться не только мной, но и вами все полученные отметки вы выставите в экспертную карту, которая у вас находится на столе, она будет заполняться вами по ходу урока (приложение 2, слайд 4).
Выполнение теста (приложение 3, слайд 5).
Выставление оценок в экспертную карту.
III. Изучение нового материала
1) Расы человека (10 мин)
- Движущими силами антропогенеза являются биологические и социальные факторы. На ранних этапах эволюции человека ведущими были естественный отбор, борьба за существование (внутривидовая). На стадии неоантропов они потеряли значение и заменились социальными. В результате, биологическая эволюция человека почти прекратилась. Человек в основных чертах уже не меняется, он лишь переделывает окружающую среду вокруг себя, а не приспосабливается к ней.
Однако социальная структура человеческого общества не изолировала полностью человека от природы.
Древний человек был в этом отношении гораздо уязвимее нас: ему приходилось постоянно иметь дело с опасными хищниками, паразитами, болезнями, периодическими голодовками, жарой, а на севере и с холодом, от которого едва спасали огонь и меховая одежда. В первобытных обществах продолжали идти те же генетические процессы, что и в популяциях других животных. Всё это привело к возникновению наследственных внутривидовых группировок.
- Как вы думаете, какие группировки образовались в ходе антропогенеза?
(Расы).
- Верно, тема урока РАСЫ ЧЕЛОВЕКА (слайд 6).
Понятие раса ввел французский учёный Ф. Бернье в 1684 г.
Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, волос, формой головы) (слайд 7,8).
- Общеизвестны три главных расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Мы разделимся на группы по количеству рас. По фотографиям представителей разных рас, мы получили 3 группы, теперь рассмотрим выбранные вами расы. Каждая группа будет добывать знания из различных источников. Группа 1 - использует сеть Интернет, группа 2 – электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», группа 3 - биологические словари (слайд 9).
В результате работы вы должны заполнить таблицу «Расы человека» защитить свою работу и выставить заслуженную отметку в экспертную карту (приложение 4, слайд 10).
Самостоятельная работа учащихся.
- Подведем итоги работы в группах (защита заполненных таблиц студентами, защита происходит возле карты мира «Распределение рас» и выставление отметок в экспертную карту).
2) Расизм (10 мин)
Следующее задание кроссворд, состоящий из терминов, которые вы приготовили дома к уроку (приложение 5, слайд 11). (Самостоятельная работа учащихся).
1. Исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.
2. Население государства, жители страны.
3. Ускорение развития всего организма.
4.Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
5. Снижение общей массивности скелета.
6. Браки между представителями разных рас при их смещении.
Кроссворд оценит программа, и если вы правильно ответили на все вопросы, ведет итоговое слово. Отметки тоже выдаст компьютер, и вы их выставите в свои карты. Итоговое слово РАСИЗМ. Выставление оценок в экспертную карту.
- Дайте определение этому явлению.
Расизм - теория о разделении человечества на “высшие” и “низшие”, “полноценные” и “неполноценные” расы, обосновывающая право людей господствовать над др. или отвергать др., якобы низших по отношению к ним (слайд 12).
Внимание на экран, посмотрите фрагмент фильма «Хижина дяди Тома». Укажите характерные признаки расизма (приложение 5, слайд 13 ).
(Обсуждение фильма, слайд 14).
Что на вы скажите об этом фрагменте?
(Происходит нарушение прав человека, продают людей, унижают их достоинство).
- Какой фрагмент вам показался самым ужасным?
(При продаже рабыни женщины ее разлучают с ребенком, которого продают другому человеку, людей продают как лошадей, рассматривая их зубы и мышцы).
- Почему удивился покупатель рабов, узнав, что негр знает грамоту и был управляющим в хозяйстве?
(Он удивился, потому что в то время было общепринятым, что негры не имеют умственных способностей для того чтобы учить грамоту).
(Так как считалось, что это «низшая» раса, они не в состоянии учиться).
- Как вы считаете, имеет ли высказывания расистов о «низших» и «высших» расах основания?
(Нет, не имеет).
- Какими примерами, вы можете это доказать.
(Примерами великих людей разных рас).
- Перечислите этих великих людей.
(Барак Обама, Чингисхан, Джеки Чан, Брюс Ли, Майкл Джексон, А.С. Пушкин – потомок негроидной расы и др.).
- Скажите, а в наше время можно встретить явление расизма и расистов?
(Да, сейчас они называются чаще скинхедами, они избивают и иногда даже убивают людей других рас и национальностей).
- Ребята, я надеюсь, среди нас нет таких жестоких и безграмотных людей, безграмотных потому что теория расизма – ложная, что мы сейчас и докажем.
3) Доказательства единства рас (7 мин)
- Теперь ваша задача доказать, что теория расизма ложная. Работаем в группах, поменявшись источниками. Результаты работы фиксируем в тетрадях. (Дети работают 5 мин).
- Проверим результаты работы таким образом – представитель каждой группы вытянет карточку
Голубая карточка – ВСЕ ОБО ВСЕМ, каждый участник группы должен выступить.
Желтая карточка – ОДИН ЗА ВСЕХ, от группы выступает один человек и как он выступит, такую отметку получат все участники группы.
Красная карточка – ПО ВЫБОРУ, я сама назначу человека, который будет выступать (слайд 15).
Вашу работу будет оценивать кандидат биологических наук Никитенко М.А., с ней мы свяжемся при помощи web- камеры и программы Skype, именно те отметки вы выставите в свою экспертную карту (слайд 16).
(Все человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens, который имеет следующие признаки:1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов ит. д.);
2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции ит. д.);
3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4) все едины по происхождению, все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами касаются второстепенных признаков);
5) сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).) (самостоятельная работа учащихся).
(Полученные отметки выставляют в экспертную карту)
IV. Итог урока (6 мин)
-Дайте характеристику основным расам человека.
- Каковы перспективы эволюции рас на планете?
- На какие факты будете опираться, доказывая ложность теории расизма?
Домашнее задание: на «3» -параграф 5, прочитать и ответить на вопросы №1,2,3;
на «4» - подобрать отрывки из литературных произведений или фрагменты фильмов о расизме
на «5» - подготовить мини проект о происхождении рас (слайд 17).
-Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. При этом особенности, ныне характеризующие человека и выделяющие его из животного царства, возникли не сразу и не одновременно, а на продолжении миллионов лет. Самым существенным этапом на пути развития человека разумного явилось возникновение трудовой деятельности, производства орудий труда, что стало поворотным моментом от истории биологической к истории социальной.
Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам.
Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, что приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.
Рефлексия. Наклейте свои стикеры на картинки, отражающие ваше отношение к уроку (слайд 18).Конец урока (слайд 19).
Заключение
Методическая разработка бала апробирована на учащихся 8 класса МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа в сентябре 2013 года. Данный урок проводился в рамках единого методического дня школы на тему «Воспитательный ресурс урока». На уроке присутствовали администрация и учителя школы.
Урок вызвал положительные эмоции и одобрение не только у присутствующих, но и у учащихся. Данная форма работы продолжает вестись на уроках биологии. Урок, построенный в соответствии с данной методической разработкой, сформировал у детей устойчивый интерес к предмету, использование средств ИКТ: электронные учебники, тесты, кроссворды, нетбуки повысили мотивацию учащихся.
Цель урока была достигнута полностью, что подтвердили результаты контрольного тестирования учащихся.
Мы считаем, что данная методическая разработка может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности учащихся, что является особо актуальным при переходе на ФГОС второго поколения и возможным организацию обобщения и распространения представленных в разработке методических идей.
Список использованной литературы
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005.
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева», «ВАКО»: М.: 2005.
Биология «8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть 1,2 / Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
Батуев А.С. и др. Биология: Словарь- справочник к учеб. «Биология. Человек. 9 класс» под ред. А.С. Батуева/М.: Дрофа, 2002.
Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров. М.: Науч. Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2001.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 123 с.: ил.
Рязанов А.А. Биология человека. 800 тестов. – М. «Издат-школа 2000», 1999.
Экзаменационные вопросы и ответы. Биология. 9 класс.- М.: Аст – ПРЕСС, 2000.
Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих. М.: Дрофа, 2004;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997.
Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М., 1993.
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 1981.
Соколова Н.П. Биология. – М., 1987.
Электронные программы и сайты
Образовательный мультимедийный продукт – «УРОКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ».
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Биология. Человек 8 класс. Образовательный комплекс (учебное электронное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана - Граф».
Программа компьютерного тестирования Knowing
Образовательный портал edu.km.ru.
Образовательные ресурсы Интернета