Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира


№ урока 5 «А» 5 «Б» Тема урока Основные виды учебной деятельности
1 Откуда мы узнаем, как жили наши предки. Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Определять место предмета «История».
Систематизировать информацию различных исторических источников
2 Древнейшие люди Показывать на карте места расселения древнейших людей. Практическая работа с контурной картой.
Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.
3. Родовые общины охотников и собирателей Описывать условия жизни людей в родовой общине. Называть изменения, произошедшие в жизни людей
Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.
Выделять признаки родовой общины.
4. Возникновение искусства и религиозных верований Выявлять взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе, описывать памятники истории и культуры .Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Характеризовать верования первобытных людей.
Самостоятельная работа.
5. Возникновение земледелия и скотоводства. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Объяснять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
6. Появление неравенства и знати Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.
Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
Объяснять процесс зарождения неравенства; научиться дифференцировать понятия первобытность и цивилизация.
7. Жизнь первобытных людей Обобщить знания о жизни первобытных людей.
Овладеть целостным представлением о первобытной эпохе.
Применять знания для характеристики исторических понятий и основных явлений первобытной истории.
8 Счет лет в истории Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт лет.
Осмыслить понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Определять место исторических событий во времени.
Устанавливать место исторического события на линии времени, устанавливать принадлежность события к веку, времени до н.э. и н.э.
9 Государство на берегах Нила Показывать на исторической карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Характеризовать основные черты Древнеегипетского государства
Раскрывать значение понятий: фараон, жрец, раб.
10 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Раскрывать значение понятий: земледелец, ремесленник.
Составлять описание образа жизни и занятий земледельцев и ремесленников.
Раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в Древнем Египте.
11 Жизнь египетского вельможи Составлять описания образа жизни и занятий вельмож.
Раскрывать характерные, существенные черты положения вельмож в Древнем Египте.
12 Военные походы фараонов Объяснять значение понятий.
Показывать на исторической карте направления походов фараонов.
Решать хронологические задачи. Определять место военных походов фараонов во времени
13 Религия древних египтян Объяснять значение понятий.
Выделять характерные, существенные черты религиозных верований древних египтян.
Составлять описание древнеегипетских богов.
14 Искусство Древнего Египта Работа над проектом «Тайны египетских пирамид»
Объяснять назначение и художественные достоинства памятников искусства Древнего Египта.
15 Письменность и знания древних египтян Объяснять значение понятий.
Описывать письменные принадлежности древнеегипетских писцов и древнеегипетские свитки. Находить в изображении памятника культуры ключевые знаки, символы, образы.
Описывать памятники Древнеегипетской культуры.
Составлять последовательное описание, рассказ.
16 Урок развивающего контроля «Древний Египет» Группировать, систематизировать факты и понятия по заданному признаку.
Применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений истории Древнего Египта.
Контрольная работа.
17 Древнее Двуречье Находить и показывать на исторической карте Древнее Двуречье , реки Тигр, Евфрат, города Ур, Урук.
Сравнить природные условия, характер рек, в бассейнах которых образовались Древний Египет и государства Междуречья.
Практическая работа. Выяснить, почему первые государства зародились преимущественно на берегах рек.
18 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Практическая работа с текстом законов царя Хаммурапи. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов (законах царя Хаммурапи).
Работа с исторической картой.
19 Финикийские мореплаватели. На основе карты охарактеризовать результаты финикийской колонизации.
Найти сходство и различия в положении Египта и Финикии. Информацию подготовить в форме таблицы.
Определить ,что способствовало развитию у финикийцев мореплавания и торговли.
Объяснять причины и последствия создания финикийского алфавита и перехода к монотеизму
20 Библейские сказания Объяснить происхождение названия страны Израиль. Объяснить, как были связаны
между собой Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф
На основе текста и рисунков составьте короткий рассказ о жизни и занятиях иудеев.
Объяснить, в чем отличие религии евреев от религии других народов.
21 Древнееврейское царство Объяснить понятие «библейские герои».
Охарактеризуйте связи между Израилем, Финикией и Египтом.
Пересказывать библейские предания, выяснить, что в них сказочного, а что –достоверного
22 Ассирийское царство Сравнить источники доходов египетского и ассирийского государств.
Выяснить в чем преимущества железных орудий труда и оружия.
Находить и показывать на карте Ассирийскую державу, прослеживать на карте завоевательные походы ассирийцев.
Раскрывать сущностные характеристики Ассирийской державы
.
23 Персидская держава «царя царей» На основе текста в группах выделить этапы образования Персидской державы. В чем её своеобразие?
Находить и показывать на карте Персидскую державу, прослеживать на карте завоевательные походы персов.
С помощью карты объяснить, почему империю персов
в древности называли «страна стран» Называть события, которые ослабили Персидскую державу
24 Природа и люди Древней Индии Находить и показывать на карте Древнюю Индию, высочайшие в мире горы, места раскопок древнейших городов.
Называть основные занятия населения древней Индии.
Сравните природу, климат Древней Индии и ранее изученных стран.
Сравнить образ жизни индийцев, египтян и жителей Месопотамии.
25 Индийские касты. Объяснить особенности деления индийского общества на касты.
Выделить главные признаки понятия «каста».
26 Чему учил китайский мудрец Конфуций. Найти на карте Великую Китайскую равнину и долину рек Янцзы и Хуанхэ.
Работа с текстом документа «Высказывания Конфуция»
Называть основные идеи конфуцианства.
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев.
27 Первый властелин единого Китая. Называть основные признаки древнекитайского государства
Определить значение образования единого государства в Китае.
Находить на карте Великую китайскую стену и Великий шелковый путь
Изучить по карте протяжённость Великой Китайской стены.
28 Древний Восток Применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений истории Древнего Востока.
Группировать, систематизировать факты и понятия по заданному признаку.
Контрольная работа.
29 Греки и критяне. Работа с исторической картой. Находить на карте Балканский полуостров, Эгейское, Адриатическое моря, остров Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Составлять пересказ древнегреческих мифов.
Анализ древнегреческих мифов.
30 Микены и Троя. Определить исторические и мифологические причины Троянской войны.
Называть участников Троянской войны.
Подвести итоги Троянской войны.
31 Поэма Гомера «Илиада» Познакомиться с текстом поэмы Гомера «Илиада».
Давать характеристики основных героев войны.
Описывать вооружение греков-воинов времён Троянской войны.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
32 Поэма Гомера «Одиссея» Познакомиться с текстом поэмы Гомера «Одиссея».
Объяснять, в чем проявилось хитроумие Одиссея в пещере циклопа, при встрече с сиренами, в собственном доме на Итаке.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
33 Религия древних греков Работа над проектом «Религия древних греков».
Рассказывать о древнегреческих богах, героях древнегреческих мифов.
34 Земледельцы Аттики теряют свободу. Составить схему управления Афинским полисом.
Рассказывать о системе управления Афинским полисом.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
Работа с текстом исторического источника - законами Драконта.
Рассказывать о реформах Драконта.
35 Зарождение демократии в Афинах. Проанализировать условия возникновения демократии в Афинах.
Выделять главные признаки в понятии «демократия».
Объяснять, в чем проявилась демократия в Афинах.
Приводить оценку личности и деятельности Солона. Высказывать и аргументировать свое мнение.
Проанализировать реформы Солона.
36 Древняя Спарта. Составить схему управления Спартой.
Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.
37 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Изучить карту и определить, где появились греческие колонии.
Выделять главные признаки понятия «колония».
Составить список причин переселения греков из Аттики.
Проанализировать, чем занимались греки на чужбине.
Описывать греческую колонию в Причерноморье.
38 Олимпийские игры в древности. Работа над проектом «Герои олимпийских игр».
Рассказывать об олимпийских играх и знаменитых атлетах.
39 Победа греков над персами в Марафонской битве. Изучить карту и найти путь движения Дария в Грецию,Марафон.
Находить на карте основные сражения греко-персидских войн.
Рассказывать о Марафонской битве.
Прокомментировать схему сражения при Марафоне.
Сравнивать греческую и персидскую армию.
Сравнить вооружение перса и грека.
Объяснять причины победы греков.
40 Нашествие персидских войск. Изучить карту и найти основные сражения греко-персидских войн.
Проводить оценку личности и деяний Фемистокла.
Описать подвиг спартанцев.
Выделить основные этапы борьбы греков с персами.
Давать оценку характеру и итогам греко-персидских войн.
41 В гаванях афинского порта Пирей. Изучить карту и найти на карте военно-торговый порт Пирей и проследить путь к нему от Афин и других городов-полисов.
Охарактеризовать жизнь раба в полисе.
42 В городе богини Афины. Используя репродукции совершить экскурсию по древним Афинам, посетив Пирей, длинные стены, Керамик, Агору, Акрополь.
Совершить виртуальную экскурсию по Акрополю, посетив храм богини Ники, Парфенон, Эрехтейон.
Познакомиться со скульптурами Фидия.
Используя репродукции, объяснять основные конструктивные и художественные элементы афинской культуры; определять ценность произведений искусства для общества.высказывать собственное мнение .
43 В афинских школах и гимнасиях. Самостоятельная работа с текстом учебника и репродукциями для составления описания школ, палестр, гимнасий.
44 В афинском театре. Используя иллюстрации описать, как был устроен древнегреческий театр.
Познакомиться с комедией Аристофана «Птицы» и комедией Софокла «Антигона».
Кратко излагать суть древнегреческих комедий и трагедий.
45 Афинская демократия при Перикле. Составить схему управления Афинами при Перикле.
Выделять главные признаки в понятии «демократия».
Объяснять, в чем проявилась демократия в Афинах
Проанализировать реформы Перикла.
Составить исторический портрет Перикла.
46 Города Эллады подчиняются Македонии. Изучить карту. Находить на карте Македонию, Херонею.
Определить понятие «междоусобные войны».
Описать македонскую фалангу, находить ее сильные и слабые стороны.
Составлять рассказ о битве при Херонее по плану.
Определить причины, результаты и последствия битвы при Херонее.
Проанализировать причины поражения Греции.
Приводить оценку личности и деяний Александра Македонского.
47 Поход Александра Македонского на Восток. Изучить карту. Показывать на карте походы Александра Македонского.
Составить исторический портрет Александра Македонского.
Объяснить причины распада державы Александра Македонского.
48 В Александрии Египетской. Определить понятие «эллинизм».
Используя репродукции, познакомиться с памятниками культуры Александрии Египетской.
Называть и описывать памятники культуры эпохи эллинизма.
49 Урок обобщения знаний по теме «Древняя Греция» Применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений истории Древней Греции.
Группировать, систематизировать факты и понятия по заданному признаку.
Контрольная работа
50 Древнейший Рим Изучить карту. Показывать на исторической карте местоположение древнейших государств на территории Италии.
Используя карту, описать природные условия Древнего Рима.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
Познакомить с легендой об основании Рима.
51 Завоевание Римом Италии Раскрыть значение понятий республика, патриции, плебеи.
Охарактеризовать систему управления римской республикой.
Изучить карту. Показывать на исторической карте военные походы Древнего Рима.
Характеризовать причины и итоги войн Рима.
52 Устройство Римской республики Составить схему управления Древним Римом.
Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему принимал участие в политической борьбе.
Проанализировать роль Сената в Древнем Риме.
Описывать римскую фалангу.
53 Вторая война Рима с Карфагеном Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Составить рассказ о битве при Каннах.
Приводить оценку личности и деяний Ганнибала.
54 Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Изучить карту, называть и показывать римские провинции.
Определить причины поражения Македонии и Сирии.
Раскрыть значение понятий провинция, император.
Объяснять причины побед Рима.
Описывать церемонию триумфа.
Составлять рассказ по иллюстрациям учебника о разрушении Коринфа и Карфагена.
55 Рабство в Древнем Риме. Перечислять основные источники рабства в Римской республике. Сравнить с источниками рабства в Греции, Египте.
Дать оценку гладиаторским боям с позиций современного человека.
Работа над проектом «Гладиаторы на арене амфитеатра»
56 Земельный закон братьев Гракхов Проанализировать последствия завоевательных походов римлян.
Раскрыть значение понятия гражданская война.
Называть основные события гражданских войн в Риме, её участников.
Приводить оценку реформ братьев Гракхов.
Составить историческую характеристику Тиберия и Гая Гракхов.
57 Восстание Спартака Выделите причины восстания Спартака.
Изучить карту. На исторической карте показывать маршрут восставших и основные события восстания Спартака.
Подвести итоги восстания.
Составить историческую характеристику личности Спартака.
58 Единовластие Цезаря Проанализировать изменения, произошедшие в римской армии.
Называть сущностные характеристики наёмной армии.
Составить историческую характеристику личности Цезаря.
Работа с документом по рассказу Плутарха.
Называть последствия гражданских войн в Риме.
59 Установление империи. Составить историческую характеристику личности Марка Антония и Октавиана Августа.
Самостоятельная работа с текстом. Определить значение битвы у мыса Акций.
Называть событие, завершившее гражданские войны в Риме.
Раскрывать значение понятия «империя»
60 Соседи римской империи Рассказывать, как строились отношения римлян с соседями.
Называть причины изменения отношений римлян с соседями.
Проанализировать, как был заключен мир с Парфянским царством.
Составить рассказ о германцах по плану.
Определить особенности расселения и занятий древних славян.
Показывать на карте направления переселения варварских племен.
61 В Риме при императоре Нероне. Характеризовать политическую жизнь в Римской империи, ее участников, основные события.
Определить, в чем заключалась сила и слабость римских императоров.
Привести примеры неограниченной власти императора Нерона.
62 Первые христиане и их учение Найти на исторической карте Палестину, города, связанные с жизнью Иисуса Христа.
Знакомство с текстом Нагорной проповеди.
Называть предпосылки распространения христианства.
Рассказывать о судьбе первых христиан.
63 Расцвет империи во II веке н.э. На исторической карте показывать страны и области, находящиеся под властью Рима при императоре Траяне.
Объяснять значение понятий «колоны», «рабы с хижинами».
Назвать причины перемен в хозяйстве крупных землевладельцев.
Сформулировать значение понятий «колоны», «рабы с хижинами».
Перечислить факты, свидетельствующие о процветание Римской империи.
Познакомиться с правлением императора Траяна.
64 Вечный город и его жители Описать дома знатного и бедного римлянина.
Описать Колизей и Пантеон.
Познакомиться с любимыми развлечениями римлян.
65 Римская империя при Константине Изучить карту. Показывать на исторической карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию империи.
Составить историческую характеристику личности императора Константина.
Рассказывать, как изменился состав армии, положение колонов и христиан при Константине.
Познакомиться с переносом столицы в Константинополь.
66 Взятие Рима варварами. Изучить карту. Показывать на карте границы Западной и Восточной частей империи после ее распада.
Называть причины и обстоятельства падения Западной Римской империи.
Контрольная работа.
67 Историческое и культурное наследие Древнего мира. Группировать, систематизировать факты и понятия по заданному признаку.
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира
68 Итоговая контрольная работа Контроль знаний