Конспект урока чтения Н.Н.Носов Как Незнайка стихи сочинял (3 класс)


Урок чтения в 3-А классе
Тема урока:
«Как Незнайка сочинял стихи»
Н. Н. Носов»



Автор: Кислицкая Светлана Леонидовна
Категория: учитель второй категории




Тема
«Как Незнайка сочинял стихи» Н. Н. Носов»

Тип урока
Усвоение новых знаний

Цели

Продолжать знакомить учащихся с творчеством Н. Носова,
формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения,
учить определять главную мысль произведения,
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами,
расширять читательский кругозор учащихся,
создать условия для развития музыки стиха – рифме,
развивать чувство юмора.
способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.
воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.

Ресурсы:
- основные

- дополнительные
Учебник 3 класс «Литературное чтение» И.Н. Лапшина, Т.Д. Попова


- карточки с рифмами
- карточки с тестом
-жетоны для жеребьёвки
-цветы-голоса для рефлексии
-сказочные герои для рефлексии
- видео (отрывок мультфильма)
- презентации Power Point

I.Организационный момент
(0,5 минуты)

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.


II. Мотивация учебной деятельности
(3 минуты)


- Давайте посмотрим, что ждёт нас сегодня на уроке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




1.Работа над стихотворением.
Послушайте небольшое стихотворение и скажите, какие чувства у вас возникли при его прослушивании.

Мне смешинка в рот попала –
Целый час я хохотала,
А потом пришёл Алёшка,
Посмеялись мы немножко,
А потом пришла Маринка,
К ней запрыгнула смешинка.
Мы так дружно хохотали,
Что немножечко устали.
А смешинка прыг да скок –
Ускакала за порог.
Мы Алёшку пощекочем –
Завтра снова захохочем.
(Веселье, смех)
Беседа.
Как меняется выражение лица человека, когда он смеется? (Добрее, располагает собеседника). Покажите мне свои улыбающиеся лица, своему соседу по парте, нашим гостям.

III. Сообщение темы и задач урока
(4 минуты)

- Над каким разделом мы начали работать? (Посмеемся вместе).
-Напомните, какие произведения входят в этот раздел? (Веселые, смешные).
-Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
-Об этом мы сегодня и поговорим, а поможет нам сказочный герой. Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
2. Работа над загадкой
Коротышка озорной, В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка, И зовут его. . (Незнайка) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3.Беседа
- Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)
-Что вы о нем знаете?
-Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, мы познакомимся с автором и попробуем сами подбирать рифмы к словам.

IV. Восприятие и осознание нового материала
(15 минут)

1.Рассказ подготовленного ученика о Н. Н. Носове [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Дополнение учителя.
В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Знаете, почему его называют волшебником? Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
-Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.
3. Просмотр отрывка мультфильма. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Подумайте, что могло быть дальше (варианты детей).
4. Работа по произведению
1. Чтение отрывка учителем (первый абзац), дети следят и продолжают читать.
2. Беседа по содержанию
-Какой тип текста? Стиль текста?
-Кто учил Незнайку сочинять стихи?
-Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки? Почему не понравились?
4.Выборочное чтение:
-Найди и перечитай абзацы, которые начинаются словами
Он остановился посреди комнаты
Незнайка пришел домой
-Что общего в их содержании и почему?

Лексическая работа.
-Можно ли сказать, что произведение юмористическое?
-Что такое юмор? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Ребята, какое настроение у вас осталось после прочтения сказки? (шутливое, веселое, задорное, юмористическое).
-Приведите примеры юмористических ситуаций в этом тексте.

5.Работа с иллюстрациями к тексту. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Рассмотрите иллюстрации к тексту. Найдите описание изображенных ситуаций в тексте, прочитайте.

VI. Физминутка
(0,5 минуты)
Учащиеся выполняют движения за словами учителя.

Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.
Хочет мышцы он размять и немного поскакать.
Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,
А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.
Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.

V. Обобщение и систематизация знаний
(15 минут)
- Чем стихи отличаются от рассказов? (Есть рифма).
- Что такое рифма? Прочитайте, как объяснил это Цветик (стр. 38, 39)
- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
- Сейчас мы отдохнём и поиграем в рифмы. Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но его стихи не принесли ему славы. Давайте попробуем мы с вами поупражняться в подборе рифмы. Я читаю стихотворение, а вы его продолжаете.
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.

Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.

В небе плыли облака,
Под горой текла река.

На болоте стоит пень,
Обойти его мне лень.

На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком булку.
2. Работа в группах.
- А сейчас разобьемся на 3 группы.
Учащиеся разбиваются на группы, согласно проведенной жеребьевке по жетонам с названием групп: «Знайки», «Пилюльки», «Шпунтики», «Цветики»([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Каждая группа выбирает спикера.
Составляем рифму к словам: подушка, пирожок, ватрушка, картошка. Карточку с рифмой вытягивают из шляпы Незнайки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

3.Тестовая работа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполняется взаимопроверка работ учащимися в парах по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


3.Коллективная работа над пословицами.
- Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Обобщающая беседа
- Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Что нравится? Что не нравится?
- Как сам Носов относится к Незнайке?
- Отрывок сказки закончился тем, что Незнайка решил больше никогда не писать стихи.
- Что бы вы посоветовали Незнайке?
- Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?

VI.Итог урока
(2 минута)

-Над каким произведением сегодня работали?
-Кто автор?
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
-Чему учит рассказ Носова?

VII. Домашнее задание
(2 минута)
Дифференцированное домашнее задание:
12 баллов
- А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек.
- Какое имя вы бы предложили?
- Чем бы он мог заниматься?
- Попробуйте дома сочинить небольшие стихи про нового героя и нарисовать его.
11-10 баллов
Подготовить пересказ главы, которую вы прочитали.

9 баллов
Выразительно читать эту главу.


VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 минуты)

С каким настроением заканчиваете урок? Отдайте свой голос-цветок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] одному из героев сказки.
Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.
Кто что-то не понял – голос Ворчуну.
Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Днепропетровская городская средняя школа №144 с углубленным изучением иврита, традиций и истории еврейского народа




Рисунок 1Рисунок 1Презентация в помощь ученику.pptxАПриложение (жетоны для жеребьёвки).docкПриложение (карточки со словами).docХРисунок 1Приложение (цветы для рефл.).doc
·Приложение (Коротышки для рефлексии).docђ15