Конспект урока по литературному чтению. Тема: Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»


Литературное чтение 2 класс
Тема.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Цель: познакомить обучающихся с произведением Н.Носова» Как Незнайка сочинял стихи».
Задачи:
Личностные: воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; учить высказыватьсвоёотношение к героям,прочитанныхпроизведений, к их поступкам; развивать чувство юмора.
Метапредметные: учить находить ответы на вопросы в тексте, делатьвыводы в результатесовместнойработыкласса и учителя, слушать и пониматьречь других, учиться работать в паре.
Предметные: учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся, обогащать их словарный запас новыми словами.
Оборудование: проектор, музыкальный центр, портрет Носова, изображение Незнайки, карточки со словами, толковый словарь, карточки для речевой разминки, карточки с настроением, выставка книг.Ход урока.
І.Организационный момент(звучит музыка) 1 мин.
- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
- Как цветы, тянутся к лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного.
- А что вы хотите узнать сегодня на уроке литературного чтения?
- Вы сегодня познакомитесь ещё с одним замечательным произведением.
- Но сначала проверим домашнее задание. А чтобы лучше выполнить его, проведём речевую разминку.ІІ. Речевая разминка.3 мин.
1.Я слегка прикрою рот,
Губы - «хоботом» вперёд.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у
2.Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны-
От краёв и до десны.
3. Поперёк улыбки лёг
Отдыхает язычок.
4.Скороговорка
У Зои мимоза,
У Кузи заноза.
- Прочитайте на одном дыхании.
- Прочитайте медленно, быстро.
- Прочитайте скороговорку грустно, с удивлением, весело, сердито (учитель показывает картинки с настроениями).
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет вам выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
III.Проверка домашнего задания6 мин
А.Толстой «Говорящий сверчок даёт Буратино мудрый совет»
- Домашним заданием вам было чтение по ролям отрывка из произведения «Золотой ключик или приключения Буратино» «Говорящий сверчок даёт Буратино мудрый совет».
-Прежде, чем начнём читать текст по ролям, вспомните характеристики Буритино и Сверчка. (карточки)
Чтение по ролям
- Вы хорошо подготовили домашнее задание, наши упражнения помогли.
Оценивание
ІV.Подготовка к восприятию.5 мин.
- Ребята, кто это пришёл к нам в гости? Угадайте загадку:
Он, конечно, самый главныйОзорник-шалун забавный.Он в огромной синей шляпеНеумеха и растяпа. Учитель показывает изображение Незнайки.
(Незнайка)
Физминутка- Какую физминутку про Незнайку вы знаете?Обучающиеся выполняют движения за словами ученика.
Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.
Хочет мышцы он размять и немного поскакать.
Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,
А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.
Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть. (2 раза)
- Кто знает, как называется произведение о Незнайке? ( «Приключения Незнайки и его друзей»)
- Назовите фамилию автора этого произведения? (Николай Носов) (на доске портрет Носова)
Биография Н.Носова
- Николай Николаевич Носов - детский писатель-юморист, кинорежиссёр. Родился в 23 ноября1908 году в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой.
Работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. Н. Н. Носов создал киносценарии по мотивам своїх произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина» и др.
Первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 г. в журнале «Мурзилка показать. Затем появилось множество сборников.(учитель показывает журнал «Мурзилка»)
-На перемене вы сможете подойти к стенду и посмотреть, какие ещё произведения написал этот замечательный писатель.
- Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей».
- Ребята, кто знает, что такое трилогия?
- Найдём значение этого слова в толковом словаре (это три произведения одного автора)
- Три произведения о Незнайки называются:1 ч – Приключения Незнайки и его друзей, 2 ч. – Незнайка в Солнечном городе, 3 ч. – Незнайка на Луне (учитель показывает все части трилогии).
- О каких приключениях Незнайки вы читали или вам читали? (« Как Незнайка был музыкантом», « Как Незнайка был художником», «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Как Незнайка сочинял стихи» и другие)
– Что означает слово приключение?
- Найдём это слово в толковом словаре.(Неожиданный случай, происшествие)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним приключением - «Как Незнайка сочинял стихи»
- Кто из вас пробовал писать стихи?
– Все ли могут писать стихи?
- Как вы думаете, что именно нужно уметь, чтобы писать стихи?
- К этому вопросу мы ещё вернёмся.
VI. Работа с текстом.
– Давайте поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями.
а) Знакомство с 1 частью: аудиозапись, дети следят по учебнику8мин
- Я вам предлагаю прослушать 1 часть произведения.
- Следите по учебнику и слушайте внимательно, потому что после прочтения я предложу вам несколько вопросов.
б) Ответы на вопросы по прочитанной части
– Кем хотел стать Незнайка?– К кому он обратился за помощью?– Сразу ли помог Цветик Незнайке? Почему?
- Чему было необходимо научиться Незнайке, чтобы стать поэтом?
На доске появляются карточки.
Уметь воображать
Быть талантливым
Быть творческим человеком
Уметь рифмовать
– Что такое рифма? Зачитайте определение из текста.
- А в толковом словаре рифма – это размеренность, ритм или созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Работа с двустишиями.
– Проверьте свои способности. Подберите рифмы. Встаньте, пожалуйста.
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под … горой.
2. Мы делили апельсин,
Много нас, а он … один.
3. Шевелились у цветка,
Все четыре… лепестка.
4. Доедая с маслом булку,
Братья шли по … переулку.
5. В небе плыли облака,
Под горой … текла река.
- Легко ли было подбирать рифмы? Садитесь.
– Что еще кроме таланта и умения  рифмовать необходимо Незнайке? (на доске появляются карточка)
Трудолюбие
в) Знакомство со 2 частью (Чтение «буксиром») 7 мин.
- Хотите узнать как Незнайка, придя домой сочинял стихи? Прочитаем 2 часть «буксиром», по окончанию вам будут заданы вопросы.
г) Ответы на вопросы по прочитанной части
– Кому Незнайка посвятил первые строчки? (Знайке)
– Как Знайка отнесся к услышанному? (он обиделся)– Почему?- А вам понравилось стихотворение о Знайке?
– Почему? Ведь рифма в этих стихах есть.
- А смысл в этих стихах есть?
- А вы бы обиделись, если бы Незнайка посвятил вам эти стихи? Почему?
Физминутка для глаз
Любопытная Варвара
Смотрит влево, (глаза влево)
Смотрит вправо.(глаза вправо)
А потом опять вперёд.(глаза прямо)
Немного отдохнёт.(отдых)
А Варвара смотрит вверх(смотреть вверх)
Выше всех, дальше всех.
Возвращается обратно (глаза прямо, отдых)
Расслабление приятно.
- А эти стихи вам понравились?д) Знакомство с 3 частью (Просмотр отрывка из мультфильма) 6мин
- Сейчас мы познакомимся с 3 частью приключения.
- Кто уже знает, о чём она?
- Хотите узнать?
- Внимание на экран.
- С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов. (пауза)
е) Ответы на вопросы по прочитанной части
– О ком написал Незнайка другие стихи?
- Как отнеслись к этим стихам Торопыжка и Авоська?
- Обидные ли стихи про Торопыжку?
- На что обиделся Авоська? Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта? (Он писал не правду)
- Часто так бывает, что содержание мультфильма не совпадает с авторским текстом. Одно из домашних заданий – прочитать весь текст и в 3 части найти несовпадения с мультфильмом.
ж) Характеристика главного героя.
– Давайте еще раз вернемся к главному герою и скажем, каким мы себе его представляем.
На доске возле иллюстрации с изображением Незнайки появляются карточки:
самоуверенныйгениальныйс чувство мюморанаблюдательныйспособныйВыберите нужные карточки.
- Все ли качества личности Незнайки мы перечислили?
- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему?VII. Итог урока.
- Как вы думаете, почему Незнайка решил больше не писать стихов?
- Ещё одно домашнее задание - попробуйте исправить стихи Незнайки, так чтобы они понравились друзьям. Напоминаю, что первое домашнее задание– прочитать весь текст и в 3 части найти несовпадения с мультфильмом.
VIII. Рефлексия
- Покажите с помощью пальцев, какую оценку вы ставите себе сегодня за урок.
IX. Оценивание