Разработка занятия по внеурочной деятельности Азбука здоровья


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ “Азбука здоровья»
ТЕМА: МОЁ ЗДОРОВЬЕ
Кутраева Людмила Александровна 
Цели:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни;
Показать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека;
Научить самостоятельно следить за состоянием своего здоровья;
Воспитывать силу воли;
Развивать интерес к спорту.
Планируемыерезультаты:Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно следственных связей, построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности..Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация. 
I. Организационный момент.
Психологический настрой «Всё в твоих руках»
 
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
 
II. Сообщение темы и цели классного часа.
 
В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим.
Сегодня мы должны вспомнить правила ЗОЖ и определить, можем ли мы соблюдать эти правила, а значит, зависит ли наше здоровье от нас самих.
 
Путешествие будет проходить под девизом:
 
«Быть здоровым хорошо – нездоровым плохо!»
 
- Какие вы знаете выражения, связанные со здоровьем?
 
Закончи пословицы.
В здоровом теле… (здоровый дух)
Богатство - на месяц, здоровье … (на всю жизнь)
Береги платье снову, а … (здоровье смолоду).
Здоровье дороже … (денег)
Моё здоровье … (в моих руках).
 
 
Скажите, что же такое здоровье и от чего зависит наше здоровье?
(высказывания уч – ся)
 
Беседа о личной гигиене и чистоте жилища.
 
Влияет ли чистота жилища на здоровье?
(Высказывания уч – ся)
 
1.Чтобы школа
Чистотой всегда сверкала,
Приложить надо усилий
Очень уж немало.
 
2.Бегать, прыгать и скакать
Любим мы всегда,
Но для этого - спортзал
В классе – чистота.
 
3.В нашем классе всегда чисто,
Пыль здесь не летает.
Чистота – залог здоровья,
Все об этом знают.
 
4.Ценим мы уборщиц труд,
Мы им помогаем:
Моем парты, стены, окна,
Пыль везде стираем.
 
 
5.Так давайте будем помнить,
Что здоровье - не купить.
Обувь сменную всегда
Будем приносить.
 
Уч: - Бывает ли в нашем классе беспорядок?
 
- Кто следит за чистотой класса?
 
б). Сегодня мы поговорим о нашей внешности, о том, как мы умеем соблюдать правила опрятности и аккуратности. Каким вы себе представляете должен быть ученик нашего класса?
 
(Высказывания уч – ся)
 
I. Правила Мойдодыра.
1.Постоянно следи за чистотой своего лица, рук, шеи.
2.Утром и вечером умывайся, чисти зубы.
3.Всегда перед едой мой руки.
4.Следи за своими волосами. Растрёпанные волосы – признак неряшливости.
5.Содержи в порядке ногти.
6.Всегда пользуйся носовым платком.
7.Утром делай зарядку, проветривай в течение дня комнату.
 
- Ты усвоил наши правила?
 
 
 
2. «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Беседа о правильном питании.
 
Уч. – Подумайте, дети, зачем мы питаемся?
- Все ли продукты необходимы нашему организму?
 
(Мы питаемся, чтобы расти здоровыми, сильными, крепкими)
 
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет»
 
Выбери из перечисленного полезные продукты. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:
Рыба, кефир, геркулес, чупа-чупс, подсолнечное масло, зефир, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, чипсы, пепси, фанта, рыба, жирное мясо, огурцы, торты, «сникерс», конфеты, сало, клюква, сыр и т.п. 
– Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными?
(Одни продукты содержат витамины, а другие нет).
- Что такое витамины?
 
Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Слово «витамин» образовано от латинского слова, что в переводе означает «жизнь» Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие овощи и фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Старайтесь есть в одно и тоже время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за два часа до сна.
 
Какие витамины вам знакомы?
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке, шпинате, салате.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
 
Витамин В1 и В2: при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи … Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
 
Витамин С. Я прячусь в чесноке, капусте, луке, в других овощах, фруктах, ягодах. Если не хватает данного витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдёте.
А кто летом в лес пойдёт,
Тот в корзине принесёт.
И ещё один секрет: его очень много в чёрной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.
 
Витамин Д. Я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими, вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. Меня можно найти в молоке, рыбе, твороге, сливочном масле, сельди, печени, яичном желтке. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.
 
Уч. – Жизнедеятельность нашего организма поддерживают такие вещества: белки, жиры.
 
Белки – основной «строительный материал» клеток тела. В теле нет участка, где бы не было белка. В крови и мышцах белки составляют 1/5 от общей массы, в мозгу – ½. Длительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие психические расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 г белков, а при большой нагрузке – до 150г.
 
Жиры – их делят на растительные и животные. Растительные жиры активизируют обмен веществ, предупреждают ряд заболеваний. Недостаток жиров сокращают жизнь, нарушает деятельность мозга, снижает выносливость организма. С жирами в организм поступают растворённые в них витамины.
Какие же правила питания вы усвоили?
 
Помни золотые правила питания:
 
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Перед приёмом пищи сделайте 5 – 6 дыхательных упражнений животом.
 
Пренебрежение правилами приёма пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. Пагубная привычка есть наспех, кое – как пережёвывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды, наносит вред здоровью.
 
3. Беседа «Как стать здоровым и сильным?»
 
Чтение рассказа «Молодой старичок».
 
Хотел бы ты сделаться таким?
Уверен, что нет.
А для того, чтобы развить и укрепить своё тело, есть три верных средства: зарядка, спорт и работа на свежем воздухе.
 
Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».
 
А что значит быть здоровым?
Выберите слова характеристики здорового человека.
Здоровый человек – это … человек.
Крепкий, сильный, толстый, бледный, неуклюжий, весёлый, ловкий, красивый, сутулый, румяный, стройный. 
Игра «Угадайте вид спорта»
 
Уч-ся берут карточку с видом спорта и пытаются изобразить данного спортсмена. (Плавание, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, конькобежный спорт, пауэрлифтинг) 
 
Оздоровительная минутка. Упражнение «Деревце»
 
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.)
Опустите руки и расслабьтесь.
 
4. Беседа о закаливании
«Если хочешь быть здоров – закаляйся».
 
Уч. – Приносит ли закаливание пользу укреплению и развитию внутренних органов человека?
(Высказывания уч-ся)
 
Закаливание проводится с помощью воздуха, воды и солнца. Закаливать свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.
 
5. Вредные привычки
«Курить – здоровью вредить».
 
Уч. – А что мешает нам всем расти здоровыми?
(Вредные привычки)
У нас их, конечно, у всех много: когда нужно учить уроки, а мы не можем оторваться от интересного фильма, врач запрещает есть шоколадные конфеты, а мы их всё равно едим. С этими привычками человек может справиться сам. А вот у человека, который начал курить, появляется более серьёзная привычка (зависимость) от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке – это никотин, угарный газ, табачные смолы.
 
Анализ ситуации.
Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он последнее время стал курить и выглядит теперь как взрослый. Девчонки на него обращают внимание. Но я слышал, что это вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет весь организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться как, Толя?
А какое место выбираете вы? Рядом с Колей или Толей? Почему?
 
Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается.
Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.
Табачные смолы засоряют лёгкие.
От курения желтеют зубы и появляется дурной запах изо рта.
 
Не берите в рот сигарету, не спешите привыкать к вредным привычкам!
 
Алкоголь. Он не менее вреден, чем курение. От него страдают все внутренние органы, особенно мозг. Это приводит к тому, что человек глупеет, теряет ум – разум.
 
Наркотики. Часто называют «Белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем раньше умирает
Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики, алкоголь, закурить.
А вот если человек сумел в компании отказаться от этого, значит у него, действительно, есть смелость и воля.
 
«Телевидеомания», «Компьютеромания» - болезнь века.
 
Уч: - А какие занятия лучше предпочесть этим вредным привычкам?
(занятия спортом, физкультурой, играми на свежем воздухе, полезным трудом)
 
6. Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…»
 
Рефлексия.
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
 
Подведение итогов классного часа.
 
-Какой теме был посвящён классный час?
-Как понять значение слов ЗОЖ?
(Это личная гигиена, правильное питание, постоянное движение, закаливание организма, жизнь без вредных привычек и т.д.)
 
 
Правила ЗОЖ
Содержите в чистоте своё тело, одежду, жилище.
Правильно питайся.
Больше двигайся.
Закаляйся.
Не заводи вредных привычек.
 
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Каждый человек – хозяин своей жизни.
 
Учитель:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
 
Желаю всем крепкого здоровья, быть умными, добрыми и счастливыми.
 
Дополнительный материал.
 
Игра «Светофор здоровья»
 
У каждого уч-ся два картонных круга – зелёный и красный.
- Напоминаю! Красный свет светофора – сигнал опасности. Зелёный – путь открыт.
Читать лёжа…
Перед сном много есть…
Правильно питаться…
Чистить зубы два раза в день…
Проветривать комнату…
Закалять организм…
Грустить…
Совершать добрые поступки…
Делать зарядку…
Смотреть телевизор с близкого расстояния…
 
Рефлексия.
На доске висит дерево без листьев. Вы должны написать на листочках, что вы будете делать для сохранения и укрепления своего здоровья, начиная со слов: «Я буду…», и прикрепить листок на дерево.
 
Нарисуйте дерево желаний. Слева запишите всё, что плохо (вредные привычки), а справа – хорошие дела, поступки (полезные привычки). Слева ветки дерева сухие, а справа-живые, радостны.