Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.


Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Адаптация детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька».
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ, растений и для здоровья человека.
Задачи проекта:
-преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
-регулирование психоэмоционального состояния детей;
-снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
-знакомство со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
-формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
-воспитание бережного отношения к воде;
-развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-привлечение родителей к активному участию в реализации проекта.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители и воспитатели.
Сроки проведения проекта: сентябрь-ноябрь.
Актуальность проекта:
Адаптация- сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи- все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни- знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения ,к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таим, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект. Почему именно « вода»? В период адаптации главным фактором является расслабляющая и успокаивающая деятельность, проводимая с детьми: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок, проводить различные опыты и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального развития ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
- подбор и изучение необходимой литературы;
- изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
- составление плана работы;
- анкетирование родителей;
- предоставление родителям консультаций и рекомендаций по адаптации;
- подготовка различного материала для работы с детьми в данный период ( игры, потешки, сказки, наглядный материал, материал и оборудование для проведения опытов и т. д.)
2-й этап «Основной»
Реализация проекта.
Перспективный план реализации проекта « Капелька»
Сроки Формы работы Цели
Сентябрь 1.Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло, вода в кране бывает теплая, холодная и горячая.
2. Режимные моменты
« Вымой руки»
3. Чтение художественной литературы.
4. Опыты и эксперименты
«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»
5. Дидактические игры:
« Вымой руки»,
«Водичка-водичка- умоем куклу»
6. Консультация для родителей «Адаптация детей»
7. Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе»
8. Пальчиковая гимнастика:
« Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»
9. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта - Я. Тайц «Послушный дождик»
Знакомство со свойствами воды
(прозрачная, мутная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес). Формирование знаний о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.
Обучать детей навыкам быть чистым и опрятным.
Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации)
Учить детей на слух угадывать различные звуки.
Закрепление представлений о чистоте и опрятности.
Развитие у детей ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу.
Октябрь 1.Режимные моменты
«Водичка, водичка, умой мое личико»
2. Чтение художественной литературы.
3. Консультация для родителей «Игры с водой дома»
4. Игры- забавы с мыльнымипузырями.
5. Режимные моменты
«Помощники»
6. Дидактическая игра «Собери тучку»
7. Физкультминутка
«Тихо плещется вода»
8. Опыты и эксперименты
« Вкусная водичка»
9. Подвижная игра
«Пузырь»
10. Пальчиковая гимнастика Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей.
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»
Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.
Развитие ловкости.
Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть.
Создание у детей хорошего, радостного настроения.
Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать в воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)
Развитие у детей ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу.
Развитие мелкой моторики , формирование положительных эмоций.
Ноябрь 1.Наблюдение на прогулке за тучками, дождем.
2. Игра- забава
«Ловля рыбок»
3. Пальчиковая гимнастика
«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»4. Режимные моменты
«Помоем ручки»
5. Дидактическая игра
«Где живет вода?»
6. Чтение художественной литературы
7. Чтение пестушек по теме проекта: «Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»
8. Опыты и эксперименты
«Вода жидкая, течет»
9.Физкультминутка
«Тихо плещется вода», «Речка» Обсуждение с детьми природных явлений.
Совершенствовать умения пользоваться предметами по назначению.
Развитие мелкой моторики , формирование положительных эмоций.
Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках.
Знакомить детей со свойствами воды, расширять кругозор, знания об окружающем мире.
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К. Чуковский «Мойдодыр»
Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Создание у детей хорошего, радостного настроения.
3-й этап «Заключительный»
- Выставка рисунков детей совместно с родителями;
- Экологический стенд «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе)
Презентация проекта