Количественное определение витамина С в апельсинах


Количественное определение витамина С в апельсинах
Цели урока: продолжить знакомство обучающихся со значением витамина С для организма человека; приобретение навыков исследовательской деятельности; побуждение учащихся к активным действиям по профилактике авитаминоза и устранению этой проблемы; формирование навыков компьютерной грамотности.
Оборудование: аскорбиновая кислота (порошок), раствор йода конц. 0,005 моль/л. Коллоидный раствор крахмала. Химические стаканы, коническая колба, штатив, бюретка, медицинская пипетка, чашка для выпаривания (большая), весы и гири.Возраст учащихся: 10 класс.
Программное обеспечение: компьютер, проектор, экран, программные средства Microsoft Office: Word, Power Point, Publisher.
Предварительная подготовка:
Поиск сведений о витамине С в различных источниках информации – работает весь класс.
Подготовка сообщения по теме: «Апельсины», один обучающийся.
Подготовка сообщения по теме: «Витамин С», 1 человек, презентация. Оформление в виде буклетов в Publisher –2 человека.
Анкетирование обучающихся 10-х классов
Ход урока:
1. Организационный момент
Урок начинается с демонстрации небольшого видеофрагмента (13с) известной кинокомедии 80-х годов «Спортлото 80».
Вы уже наверное догадались, что речь на нашем уроке сегодня пойдет об апельсинах, вернее о веществе в нем содержащимся. Трудно найти человека, который бы устоял перед этим ярким сочным фруктом. Но только ли за красоту и вкус любим он многими? Как вы думаете?
( Помимо яркого цвета и вкуса в нем содержится витамин С). Итак, витамин С аскорбиновая кислота.
2. Подготовка обучающихся к выполнению исследования.
У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи.
«Вместо ответа человек показал на свой рот, с усилием растянул вспухшие губы, и Смок невольно отшатнулся.- Цинга, - негромко сказал он Малышу, и больной подтвердил диагноз.- Еды хватает? – спросил Малыш.- Ага, - отозвался человек с другой койки. – Можете взять. Еды полно».
В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания – отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов и в первую очередь витамина С. Давайте познакомимся с предметом нашего будущего исследования поближе. (выступает обучающийся к небольшой презентацией о витамине С (аскорбиновой кислоте)).
Итак, мы выяснили, что аскорбиновая кислота (витамин С) необходима для организма человека, она содержится во многих продуктах в том числе и цитрусовых, к которым относятся и апельсины. Пришла пора поближе познакомиться с объектом нашего исследования – апельсином. (Обучающийся с презентацией «Апельсины»)
3. Формирование проблемы, целей, задач и гипотезы исследования
Основная проблема, которую мы должны сегодня решить на уроке – это ответ на вопрос: «Можно ли обойтись без употребления синтетического витамина С, а восполнить его необходимое количество с помощью продуктов питания, а конкретно, апельсина.
Предложите название для нашего исследования …(н-р, «Количественное определение витамина С в апельсинах», «Апельсины, но витамины ли? И т.д.)Давайте сформулируем цели и задачи нашего исследования.
Цель – экспериментально определить количество аскорбиновой кислоты в апельсинах
Гипотеза: необходимое количество витамина С можно получить употребляя в день хотя бы один апельсин
Задачи:
-ознакомиться с теоретическим материалом по интересуемому нас вопросу
-провести экспериментальное исследование, подтверждающее или опровергающее гипотезу
-социологическое исследование
-анализ полученных результатов
4. Проведение исследования
Перед выполнением работы внимательно прочитайте карту-инструктаж к ней. (Смотри текст карты-инструктажа). Кратко расскажите, в чем заключается суть вашего метода исследования. (Суть метода может объяснить и учитель, если группа имеет малый опыт исследовательской работы, см. мини-презентацию)
Структурная формула аскорбиновой кислоты представлена на рисунке. Из рисунка видно, что в молекуле витамина С нет карбоксильной группы - носителя кислотных свойств в органической химии. Кислотные свойства этого вещества обусловлены лёгкой подвижностью водорода у третьего углеродного атома. Однако в природных продуктах содержится огромное количество органических кислот, поэтому определять витамин C методом нейтрализации нельзя.
При определении витамина С резонно воспользоваться легкой окисляемостью этого вещества. Аскорбиновая кислота крайне легко окисляется, даже кислородом воздуха. Именно поэтому витамин С так быстро разрушается, особенно при контакте с металлами, которые катализируют процесс окисления. При окислении аскорбиновая кислота переходит в дегидроаскорбиновую, которая уже не проявляет витаминных свойств:
В качестве окислителя в данном методе используется элементарный I2 который количественно переводит аскорбиновую кислоту в дегидроаскорбиновую, при этом образуется йодоводородная кислота. Схема реакции:
С6Н402(ОН)4 + I2 = C6H4O4(OH)2 + 2HI.
Проверьте наличие необходимого вам для работы оборудования и приступайте к выполнению работы.
Предлагаю вам составить план исследования.
Отжим сока.
Определение объема сока
Титрование
Проведение расчетов
5. Краткий отчет о проделанной работе
Представители каждой группы докладывают кратко результаты своего исследования.
Нами было проведено небольшое социологическое исследование. Что же по поводу необходимости и значении аскорбиновой кислоты думают обучающиеся нашей гимназии?
Специально назначенный обучающийся комментирует результаты анкетирования гимназистов.
(Смотри текст к диаграммам)
6. Анализ полученных результатов, подготовка рекомендаций для обучающихся по употреблению продуктов, содержащих витамин СНа данном этапе занятия можно обучающимся предложить небольшую научную статью, прочитав которую, они должны ответить на предварительно поставленные вопросы краткие (не более 4-5 предложений) ответы. ( См. приложение)
-В заключении работы я хочу предложить вам небольшую научную статью, посвященную аскорбиновой кислоте, прочитав которую я предлагаю в краткой форме (не более 4-5 предложений) составить краткий рассказ, дающий ответ на вопросы: Что может повлиять на количество потребляемого витамина С?
Какие правила нужно помнить при употреблении продуктов, содержащих витамин С?
7. Выводы
Употребление в пищу для восполнения витамина С в организме только цитрусовых, например апельсинов, не достаточно. Для этого требуется более разнообразное и сбалансированное питание.
Д/з: приготовить буклеты