Классный час для 4 класса по теме «Курение опасно для вашего здоровья!»

Классный час
Тема: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!
Цель: - формировать навыки бережного отношения младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;
- углубить знания не только о строении организма человека, но и о функциях его органов и систем;
- сформировать представление об опасности воздействия на организм человека вредной привычки с целью её профилактики;
- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
- выработать негативное отношение к курению.
Задачи: - информировать о вредном влиянии табачного дыма на организм
человека;
- сформировать у обучающихся представление о последствиях
курения;
- моделирование ситуации отказа от курения.
Оборудование: - мультимедийная программа «Атлас тела человека»
Ход занятия:
Обучающимся предлагается прослушать отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера», где автор весьма выразительно описал ощущения ребят после первой затяжки и неприятные последствия курения.
(Работа в группах: записать о том, что происходило с ребятами)
После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, уж давно научился бы.
- И я тоже,- подхватил Джо.- Плевое дело!
Разговор продолжался, но вскоре начал увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Мальчишки сплевывали все чаще и чаще. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших рук, у Тома тоже
Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
- Я потерял ножик. Пойду, поищу
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
-Я тебе помогу, - и пошел в другую сторону.
Гек нашел своих товарищей в лесу, далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина предложил покурить, оба в один голос сказали: «Не надо!», так как они чувствуют себя очень неважно.

Предлагается обсудить записи детей (паузы в разговоре, часто сплёвывали, заливало горло, тошнило, побледнели, ослабели)
- На самом деле вы записали ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ ТАБАЧНЫМ ДЫМОМ:
Заторможенность
обильное слюноотделение
тошнота
слабость
головная боль

II. - Наша задача сегодня выяснить, ПОЧЕМУ человек испытывает такие неприятные ощущения при курении, что происходит у него в организме и каковы последствия.
- Как вы думаете, при попадании в организм, какая система органов человека страдает в первую очередь?

- ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- Какие органы составляют дыхательную систему человека?
- Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
- Теперь мы вспомним, как работает система дыхания человека и выясним, что же происходит дальше при курении. (Демонстрация мультимедийного ролика)
- А вот так выглядят АЛЬВЕОЛЫ курящего человека. (Демонстрация макета альвеол, посыпанных пеплом)
- Подведём итог негативного воздействия курения на дыхательную систему и рассмотрим последствия этого воздействия.
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется кашель. Голосовые связки также воспаляются, голос становится хриплым. В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легких, снижается их эластичность, накапливается слизь, дыхание ослабевает. Возникает риск заболевания раком.

– Как вы думаете, почему Том и Джо часто сплёвывали и их тошнило?
- Вредные вещества отравляют ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ человека.
- Найдите в атласе органы, составляющие пищеварительную систему человека.
- Ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень.
- Вспомним, как работает пищеварительная система человека. (Демонстрация мультимедийного ролика)
- А как же вредные вещества от сигареты попадают в пищеварительную систему?
- Вредные вещества табачного дыма, попадая в рот, раздражают слизистую, вызывая обильное слюноотделение, и со слюной попадают через пищевод в желудок.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль зубов, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов, губы сохнут. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развивается гастрит, язвенная болезнь.
– Теперь давайте выясним, от чего курильщики чувствуют слабость, головную боль, заторможенность?
- Какие у вас предположения на этот счёт?
- Вредные вещества через кровь попадают в другие органы человека.
- Посмотрим, как это происходит. (Демонстрация мультимедийного ролика)
Сердечно-сосудистая система. При воздействии табачных веществ на сердце и сосуды учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к тяжелым заболеваниям сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в ногах.
Нервная система. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время они затормаживаются, снижают свою деятельность. Нарушается питание головного мозга, поэтому ухудшается память, внимание, повышается утомляемость, ухудшается зрение и слух, снижается скорость чтения.

III. Работа группами: - На макете человека отметить органы, страдающие от воздействия на них вредных веществ табачного дыма.

Вывод. - Табакокурение пагубно воздействует на все органы и системы курильщика, вызывая негативные последствия для здоровья человека.

IV. - Что бы вы ответили Тому Сойеру на предложение покурить?
(Моделирование ситуаций отказа от курения)

Итог занятия -
Выставка плакатов - антирекламы сигарет (работа в группах).













15