Инновационный проект Реализация ключевого стратегического приоритета непрерывного образования — умения учиться — в Школе будущего первоклассника на основе развивающего обучения


Донецкий областной институт последипломного образования
Отдел образования Шахтерского городского совета
Шахтерский учебно-воспитательный комплекс № 2
«Школа І-ІІ ступеней № 1-лицей»
Номинация «Учебные проекты учителя-предметника»
Инновационный образовательный проект:
«Реализация ключевого стратегического приоритета непрерывного образования – умения учиться – в «Школе будущего первоклассника» на основе элементов развивающего обучения»
Автор проекта:
Луц Оксана Николаевна, учитель начальных классов
Руководители проекта:
Седова Наталья Николаевна, заведующая отделом начального образования Донецкого обл. ИППО, заслуженный учитель Украины,
Коровка Елена Андреевна, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания Донецкого обл.ИППО, кандидат физико-матема-тических наук



Шахтерск, 2011
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..
Вступление……………………………………………………………………...
Актуальность проекта…………………………………………………..
Задачи проекта…………………………………………………………..
Ведущая идея проекта…………………………………………………..
Основная часть…………………………………………………………………
Структура проекта………………………………………………………
Этапы и задачи реализации проекта…………………………………..
Заключительная часть………………………………………………………….
Ожидаемые результаты………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………….
Паспорт проекта
Название проекта: «Реализация ключевого стратегического приоритета непрерывного образования – умения учиться – в «Школе будущего первоклассника» на основе элементов развивающего обучения»
Продолжительность: один учебный год
Автор проекта: Луц Оксана Николаевна, учитель начальных классов УВК № 2 «Школа І-ІІ ступеней № 1-лицей»
Руководители проекта: Седова Наталья Николаевна, заведующая отделом начального образования Донецкого облИППО, заслуженный учитель Украины, Коровка Елена Андреевна, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания Донецкого облИППО, кандидат физико-математических наук
Название организации: УВК № 2 «Школа І-ІІ ступеней № 1-лицей»
Адрес: г. Шахтерск, ул. Кирова, д. 28
Телефон: 4-49-40
Состав группы: Луц Оксана Николаевна, учитель начальных классов, Проскурня Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, Кирилюк Оксана Михайловна, социальный педагог, Ермоленко Светлана Петровна, психолог, Бышенко Наталья Александровна, медсестра
Информация о проекте:
Цель проекта: формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации будущих первоклассников к жизнедеятельности и успешного обучения в начальных классах.
Основные задачи проекта:
-диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального уровня развития и последующей разработки стратегии работы с каждым ребенком;
- развить у учеников социальные и общеучебные навыки; развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики пальцев;
- помочь ребёнку в адаптации к школьной жизни; в игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни; дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества;
- сформировать у учеников позитивное отношение к школе;
-познакомиться с особенностями детей данного класса; определить стартовые возможности детей;
- предоставить детям равные возможности для получения предшкольного образования;
- оказать психологическую помощь и поддержку ребёнку и родителям.
Срок реализации: с сентября по июнь 2011-2012 уч. года
Проект включает 3 этапа:
- на 1 этапе осуществляется организация методического и психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников в образовательном учреждении;
- на 2 этапе апробируется система педагогического сопровождения учащихся;
- на 3 этапе проводится анализ итогов работы
Ожидаемая выгода: целенаправленная профессиональная подготовка детей к школьному обучению
Информация об авторе: Луц Оксана Николаевна, учитель начальных классов; образование высшее, закончила Славянский государственный педагогический институт по специальности «учитель начальных классов» в 2001 году; квалификационная категория высшая; педагогический стаж 14 лет
Актуальность темы
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 6-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.
В настоящее время отмечается спад способностей детей, поступающих в УВК №2, в среднем на 15% и при этом только 70% детей посещают ДОУ.
Подготовительная работа с дошкольниками позволяет корректировать их развитие, следовательно, выравнивать стартовые возможности детей, не посещающих ДОУ.
Специализированная дошкольная подготовка в «Школе будущего первоклассника» предназначена для целенаправленной профессиональной подготовки детей к школьному обучению. Программа «Школы» решает комплексные задачи подготовки ребенка к успешному освоению им статуса школьника, а, именно, новой модели поведения и усвоения школьной учебной программы.
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства неполноценности, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
Важная задача школы сегодня – обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, то есть максимально реализовать задачи, поставленные законом « Об обязательном дошкольном образовании».
Поэтому данный проект создан в связи с необходимостью разработки вариативной модели реализации программы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях создания групп «Школы будущего первоклассника» на базе нашего общеобразовательного учреждения.
Исследования показывают, что работа по подготовке ребёнка к школе должна строиться с учётом психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С.Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребёнка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Учитывая особенности дошкольного возраста, а именно: развитие мотивации, желания что-то делать, выразить себя, творить, изобретать и формирование этого в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании и т.д., подготовка детей в «Школе будущего первоклассника» на базе нашей школы строится не в жёсткой предметной логике, не по «поурочной» школьной системе, а проходит в режиме занятий, предусматривающих наряду с обучением игровую, конструктивную, изобразительную и другие виды детской деятельности. Занятия по подготовке к школе проводятся с использованием игровых, деятельностных, образовательных технологий и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся учиться – расширяют кругозор, учатся общаться, сотрудничать друг с другом, знакомятся с миром эмоций.
Детям дошкольного возраста свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому огромное внимание на занятиях уделяется ролевым играм, направленным на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, формируют целостное представление об окружающем мире. Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования будущих первоклассников в «Школе», прежде всего, определяется тем, что они дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Разработка “Школы будущего первоклассника ” имеет существенные преимущества:
-является высоко результативной, независимо от предшествующего уровня подготовки ребенка, т.е. посещал он детский сад или нет;
-универсальна и рассчитана на подготовку ребенка к обучению в любом типе начальной школы (общеобразовательной, прогимназии, лицея, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.);
-подготовка к школе проводится при тесном сотрудничестве со специалистом-психологом и социальным педагогом, что дает возможность целенаправленно влиять на ход индивидуального развития каждого ребенка.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности. Внедрение модели «Школы будущего первоклассника», обеспеченной психолого-педагогическим сопровождением, позволит на новом качественном уровне осуществлять процесс подготовки дошкольников к обучению.
"Школа будущего первоклассника ” предназначена для подготовки детей 5 и 6-летнего возраста независимо от их социального положения и материальных условий. Общественная затребованность «Школы» подтверждается ежегодным 100%-ным набором слушателей, зачастую, первоначально, со значительным превышением нормы набора.
Занятия «Школы» проводятся в течение одного учебного года, с 1 ноября по 19 мая в субботней школе будущего первоклассника. Результативность “Школы будущего первоклассника ” настолько высока, что родители ребят ежегодно дают высокую оценку работы учителя и программы в целом, поэтому с каждым годом все больше ребят приходят на занятия. Преимущество "Школы будущего первоклассника ” заключается еще и в том, что занятия проводятся без материальных затрат со стороны родителей. Режим проведения занятий и расписание утверждено руководителем образовательного учреждения. Расписание занятий «Школы будущего первоклассника» включает 4 занятия по 30 минут с обязательными переменами между ними (психогимнастика).
В основу данной работы были взяты идеи, разработанные К.Д.Ушинским, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и других авторов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представления, сколько в уровне развития познавательных процессов.
По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению, - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению, как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, А.А. Люблинская. Они включают понятие готовности к обучению, понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Ведущая идея проекта:
Разработка и внедрение эффективной модели «Школы будущего первоклассника» и психолого-педагогического сопровождения дошкольников обеспечит целенаправленную подготовку детей к школьному обучению.
Проект ориентирован на удовлетворение:
Потребности детей в ориентации в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника.
Потребности школы в адаптации к школе будущих первоклассников.
Целевые задачи проектирования:
Создание системы занятий для детей подготовительной групп ДОУ и детей, неохваченных дошкольным образованием, которая обеспечит:
- Формирование положительной мотивации учения (создание ситуации успеха для каждого ученика).
- Обучение и знакомство с основными школьными правилами.
- Создание положительного эмоционального климата в классе.
- Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессов.
И научит:
- Мыслить, исследовать, анализировать.
-Принимать решения - самостоятельно и в группе (в сотрудничестве).
-Принимать с уважением мнение другого человека, учить сочувствию.
Цель проекта: формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации будущих первоклассников к жизнедеятельности и успешного обучения в начальных классах.
Задачи:
-диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального уровня развития и последующей разработки стратегии работы с каждым ребенком;
- развить у учеников социальные и общеучебные навыки; развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики пальцев;
- помочь ребёнку в адаптации к школьной жизни; в игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни; дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества;
- сформировать у учеников позитивное отношение к школе;
-познакомиться с особенностями детей данного класса; определить стартовые возможности детей;
- предоставить детям равные возможности для получения предшкольного образования;
- оказать психологическую помощь и поддержку ребёнку и родителям.
Структура проекта
В основу организации занятий в «Школе будущего первоклассника» положены следующие принципы:
1. Системность.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
2. Комплексность (взаимодополняемость).
Развитие ребёнка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
Программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитных (отстающих) функций.
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Методы:
Стимулирование и мотивация.
Коррекция и самокоррекция.
Решение педагогических ситуаций.
Убеждение и самоубеждение.
Новизна проекта заключается в уточнении и обобщении материалов по проблеме успешной адаптации ребенка к школе.
Готовность ребёнка к школе определяется факторами его развития или набором ключевых компетентностей. Поэтому работа по предшкольной подготовке детей строится в следующем ключе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребёнку-дошкольнику виды деятельности.
Компетентности:
Начальная ценностно-смысловая компетентность (готовность видеть и понимать окружающий мир):
-организованность;
-умение оценивать свои поступки;
-способность принимать решения;
-разумное поведение в непредвиденных ситуациях.
Начальная общекультурная компетентность (осведомлённость о духовно-нравственных основах жизни человека и человечества)
-интерес к социуму и культуре;
-уважение культурологических, семейных, социальных обычаев и традиций.
Начальная учебно-познавательная компетентность (готовность решать задачи, связанные с освоением содержания образования):
-восприятие;
-внимание;
-память, навык смыслового запоминания информации;
-мышление;
-установление причинно-следственных связей, осуществление переноса в новые условия, самостоятельная творческая активность;
-воображение;
-элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата);
-развитая мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием и т.д.)
Начальная информационная компетентность (готовность к самостоятельному поиску информации):
-проявление познавательного интереса и любознательности, стремление овладеть новыми источниками информации;
Начальная коммуникативная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми)
-коммуникативность;
-соблюдение и использование культуры поведения со сверстниками и взрослыми;
-организация совместной деятельности, сотрудничества.
Социально-трудовая (готовность самостоятельно исполнять простейшие трудовые обязанности в семье, обществе)
-соблюдение личной гигиены, самообслуживание;
-исполнение трудовых обязанностей в семье для оказания помощи родителям;
-соблюдение правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности и ситуациях.
Начальная компетентность личностного самосовершенствования (готовность самостоятельно решать задачи по саморегуляции, самоподдержке)
-самостоятельность и ответственность;
-способность проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен»;
-саморегуляция, самоконтроль поведения;
Начальные специальные (допредметные) компетенции.
Начальная речевая компетенция:
-адекватное понимание речи на слух;
-элементарный филологический анализ речи и пр.
Начальная литературная компетенция:
-восприятие, анализ и интерпретация соответствующих возрастным возможностям литературных произведений.
Начальная математическая компетенция:
-выделение изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин;
-воссоздание геометрических фигур и силуэтов.
Этапы и задачи реализации проекта.
1 .Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2011-2012 уч. года).
Задача: организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников в образовательном учреждении;
- изучить и обобщить лучший опыт работы учителей УВК № 2 по исследуемой теме;
-подобрать и адаптировать пакет диагностических методик для определения и развития успешности в обучении первоклассников;
-продумать систему работы с родителями.
2. Основной этап (ноябрь-май 2011-2012 уч. года)
Задача: апробировать систему сопровождения;
- фиксировать ход выполнения проекта;
- отслеживать промежуточные результаты;
-корректировать критерии шкалы оценок (в случае необходимости);
- добиться всестороннего функционирования системы психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников в образовательном процессе.
3.Завершающий этап (май-июнь 2011-2012 уч. года)
Задача: проанализировать итоги работы;
- уточнить и откорректировать программу.
Анализ образовательного блока программы.
Содержание образовательной программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.
Программа « Подготовка детей к школе» построена на основе следующих принципов:
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром,
- обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.
Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 3 раздела: «Введение в школьную жизнь», «Математика», «Обучение грамоте. Чтение и письмо». Последний состоит из подразделов: «Русский язык»,
«Украинский язык», «Английский язык». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.
Раздел «Введение в школьную жизнь» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, социальной среде. Развивается познавательный интерес будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в обществе, формируются умения работать в паре, группе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
Раздел «Обучение грамоте. Чтение и письмо» с подразделами «Украинский язык», «Английский язык», обеспечивают обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению украинскому и английскому языкам в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данных разделах представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Русское чтение», «Украинский язык», «Английский язык».
Раздел «Математика» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».

Материальное обеспечение
Для проведения занятий “Школы будущего первоклассника ” требуются следующие материальные затраты:
-на оборудование учебного класса (доска, рабочее место учителя, рабочие места детей – парты, место для хранения пособий и оборудования);
-на учебные пособия, наглядные материалы;
-на канцелярские принадлежности (клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, ножницы, скрепки, ватман, альбомы для рисования, кисти для работы с красками, краски гуашевые и акварельные, скотч, магниты);-ТСО (мультимедийный проектор и экран, компьютер, ноутбук, радиомикрофон, цифровой фотоаппарат, диски в формате DVD, CD с записями и DVD-плеер).
Площадь помещения для занятий «Школы» определяется запланированной наполняемостью учебных групп: стандартная школьная классная комната, соответствующая нормативным санитарно-гигиеническим требованиям. Время использования определяется расписанием занятий, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Кадровое обеспечение
Для реализации проекта потребуется следующий персонал:
-учитель начальных классов первой или высшей категории, имеющий достаточный опыт практического преподавания;
-практический психолог и социальный педагог первой или высшей категории, имеющие достаточный опыт работы с детьми указанного возраста;
- медицинский работник;
-обслуживающий технический персонал.
Контроль над качеством проведения работ проводит руководитель образовательного учреждения, а также родители обучающихся ребят при свободном посещении занятий «Школы будущего первоклассника».
Стандартами для контроля являются нормативные требования к знаниям и умениям детей подготовительных групп детского сада. Учитываются, также, требования к будущим первоклассникам, предъявляемые школами разных типов.
Наряду с этим требования школ к будущим первоклассникам не снижаются, а, напротив, растут. В связи с этим количество детей, нуждающихся в данном виде образовательных услуг, увеличивается из года в год.
Перспективы развития данного направления в образовательных услугах определяются социальной необходимостью целенаправленной профессиональной подготовки детей к переходу в школу, поскольку далеко не все дети имеют возможность посещать дошкольные учреждения.
Ожидаемые результаты:
-обеспечение успешной подготовки к обучению и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия,
-создание условий педагогическим коллективом школы для выравнивания стартовых возможностей детей, не посещающих ДОУ;
-понижение уровня тревожности у учащихся в период адаптации,
-повышение уровня интеллектуальных функций (памяти, внимания);
-составление схемы наблюдения поведения дошкольника в процессе психологического обследования, куда входят: карта наблюдения, анкеты для родителей, тесты на работоспособность, диагностика мотивации, опросники для определения уровня тревожности дошкольников;
-изучение степени удовлетворенности дошкольной подготовкой у участников образовательного процесса;
-обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, оформление предварительных выводов и анализ результатов, представление заключительного отчета по эксперименту на сайте УВК №2;
- уточнение и коррекция программы;
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.
Литература
1. Джежелей О. В., Коваленко О.М., СмецьА.А. Розвиток мовлення і на-вчання читанню: книга для вчителів і батьків.— Харків: Альманах, 1995.—80с.
2. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. / Сост. В. В. Волина.— М.: Просвещение, 1991.— 368с.
3. Золотий колосок / Упор. Н. Я. Дзюбишина-Мельник.— К.: Освіта, 1994.— 623 с.
4. Журавлики: Казки, вірші, оповідання, народні пісеньки, загадки.— Хар-ків: МОСТ-Торнадо, 2001.— 384 с.
5. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста / Под ред. Е. И. Коваленко.— К.: Рад. школа, 1987.— 144 с.
6. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся (методические рекомендации) / Под ред. С. Д. Максименко.— К., 1984,— 103 с.
7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5—7 лет.— Ярославль: Академия развития, 2000.— 160 с.
8. Ластівки: Казки, оповідання, скоромовки: Хрестоматія для позакласного читання / Уклад. Г. Ю. Рогінська.— Харків: Ранок-НТ, 2002.—384 с.
9. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М.: Просвещение, 1986.:— 144 с.
10. Особенности психического развития детей 6—7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.— М.: Педагогика, 1988.— 136 с.
11. Радуга: Книга для чтения в дошкольных учреждениях / Сост. Крушинская В. Д. и др.— К.: Рад. школа» 1990.— 415.с.
12. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.— 133 с.
13. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Москва; Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000.— 224 с.
14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать: психологические игры и упражнения / Пер. с немецкого.— М.: Генезис, 1998.— 154 с.