Практическое пособие для родителей, педагогов МБДОУ Школа будущего первоклассника


МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №335 города Челябинска
«Школа будущего первоклассника»

(Практическое пособие для родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений)
Автор-составитель: Рассказова А.Л., воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида
г. Челябинск, 2014
Содержание
Введение
Раздел 1. «Диагностика готовности ребёнка к школе»
1. Собери картинку
2. Исследование восприятия
3. Рассказ по картинке
4. Понимание грамматической конструкции
5. Что лишнее?
6. Проверка мелкой моторики рук
7. Счёт в пределах 10
8. Проверка чтения
9. Воробей и ласточки
Раздел 2. «Развиваем логику»
Раздел 3. «Развиваем речь»
Раздел 4. «Мир вокруг нас»
Введение
В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.
Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль и т.д.
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако подготовка к школе - это кропотливая работа, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.
В практическом пособие представлена система работы по закреплению знаний полученных ребенком в дошкольном учреждении. Система работы включает в себя логопедические игры, коррекционно – развивающие задания, математические и графические упражнения для детей 6 – 7 лет.
Каждое задание представлено в игровой форме, так как именно игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. Упражнения каждого занятия объединены сюжетом, это сохраняет познавательный интерес ребенка.
Целью данного пособия является привлечение родителей к активному участию в коррекционно-образовательной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Данное пособие - материалы, подобранные для совместной деятельности детей и родителей. Задания рассчитаны на весь учебный год и составлены в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении.
Занимаясь, дети смогут закрепить пройденный материал в домашней обстановке с помощью заданий, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие связной речи, формирование грамматических категорий, развитие графомоторных навыков.
Для данного пособия использовались иллюстрационные материалы следующих авторов: В.В. Мамаева, Н.Е. Арбековой, А.И. Подрезова, О. Самсоновой, издательства «ИП БУРДИНА» и другие.
Нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.
Данные практические пособия могут быть использованы родителями, логопедами, воспитателями подготовительных логопедических и массовых групп дошкольных образовательных учреждений.
Раздел 1. Диагностика готовности ребёнка к школе
Собирание разрезных картинок
      Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.
Вариант высокой трудности Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.
Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».
Исследование восприятия
Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

      Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.
Рассказ по картинкам
      Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Пример 1.

Пример 2.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.
Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.
Понимание грамматической конструкции
     Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»
Что лишнее?
            Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:
Что здесь лишнее?
Почему?
Как одним словом можно назвать остальные предметы?
Карточка № 1 Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук
Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:
- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Счет в пределах 10
1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.
2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?
4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?
5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?
Проверка чтения
1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.
1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.
2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.
3. Прочитай слоги.
та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.
2 вариант. Ребенок умеет читать.
Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.
Воробей и ласточки.
        Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.
- Кто свил гнездо?- Что сделал воробей? - Кого позвала на помощь ласточка?- Что сделали ласточки?
Раздел 2. Развиваем логику
Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета.
Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
2. Задачи на нахождение различных свойств предмета.
Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.
1. 
2.
3.
4.
5.

Игра "Что лишнее?"
Задание 1.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какая геометрическая фигура лишняя?- Почему?
1. 
2. 
Задание 2.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что лишнее? - Почему? Назови отличительный признак. - Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?
1. 2.
 
3.Задачи на поиск недостающих фигур
Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3

Начало формы
Конец формы
Задачи на количественные и качественные соотношения предметов.
1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10
Задание 1.
Попросите ребенка посчитать, сколько предметов на картинке и раскрасить кружок с нужной цифрой.
1. 
2. 
Задание 2.
Сколько треугольников изображено на чертеже?

Задание 3.
а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.
Задание 4.
а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?
Игра «Что куда?»
Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:
- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

Игра «Назови соседей».
Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

Игра «Кто раньше, кто позже».
Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?

Реши задачку!
1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?
2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.
3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.
Кто летит ниже всех?
4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

Запомни и нарисуй. ( Читается 2 раза)
1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.
2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.
3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

Посчитаем
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?
По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

У кого больше…
…лап - у кошки или попугая?
…хвостов - у собаки или лягушки?
…ушей - у мышки или свинки?
…глаз - у змеи или крокодила?

Кого больше?
Кого в реке больше - рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?
Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше - животных или медведей?
Чего в квартире больше - мебели или стульев?

Посмотри вокруг
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?

Истинно или ложно?
Все кошки полосаты.
В Москве есть зоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
Раздел 3. Развиваем речь
Занятие 1.
Цели и задачи занятия:1. Знакомство с детьми.2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.3. Формировать правильное звукопроизношение.Оборудование: картинка «Винни Пух». 
Ход занятия.
I. Организационный момент.Учитель: Здравствуйте. Давайте познакомимся. Попробуем создать хорошее настроение «Улыбнитесь». В детстве я очень боялась Африки. Почему? А вы вспомните.
Маленькие дети, ни за что на светеНе ходите в Африку гулять!В Африке акулы, в Африке гориллы,В Африке большие злые крокодилы.Будут вас кусать, бить и обижать.- Страшно? И я тоже боялась. И только позже я узнала, что в Африке не так уж и много кусачих крокодилов и драчливых горилл. Зато в Африке много удивительных стран. Одна из таких Египет. Именно в Египте давным-давно придумали писать при помощи рисунков. И мы сейчас с вами этому научимся. Как вы думаете, о чем хочется рассказать, прежде всего, любому человеку? Ну, конечно, о себе. Сейчас я попробую написать письмо, в котором расскажу о своей семье.
Меня зовут Елена Николаевна. У меня большая семья: папа, муж, брат, дочери, сын и я. Моего папу зовут Николай Анатольевич. Моего брата зовут Алексей. Моего сына зовут Эльвин. Мою старшую дочь зовут Таня, а младшую Эльвира. Я люблю мою семью.II. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Игра «Веселый язычок».С виду черные, кривые,От рождения немые.А как только встанут в ряд,Сразу вдруг заговорят. (Буквы).Учитель: В книге написаны предложения, тексты. А это тоже речь. Какая?
- Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.- Посмотрите, как напуган Винни Пух. Он боится, что его укусят пчелы. (Учитель показывает картинку с Винни Пухом). Выполняют упражнение на развитие голоса и речевого дыхания.
- А сможем ли мы показать голосом, как сердито жужжат пчелы? Давайте попробуем: Ж-Ж-Ж. - А теперь помогите Винни Пуху составить предложения по картинке (самостоятельная работа).III. Подготовка к письму. (Гимнастика для пальцев).
Учитель: Сконструируйте на парте звездочку по образцу, если получится, то запомните и выложите звездочку без образца.IV. Физминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки. Наши нежные цветкиРаспускают лепестки (раскрываем пальчики).Ветерок чуть дышитЛепестки колышет (шевелят пальчиками)Наши алые цветкиЗакрывают лепесткиТихо засыпают,Головой качают (вращение кистями рук).V. Работа над чистоговоркой.
Учитель: Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться.За-за-за - уходи домой, коза.VI. Игра «Не пропусти профессию».
Учитель:Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:
• лампа, водитель, ножницы; 
• механик, липа, токарь; 
• сталевар, яблоко, болтун; 
• строитель, гроза, обруч; 
• попугай, пекарь, шахтер; 
• учитель, сено, терпение; 
• продавец, тетрадь, птица; 
• ложка, цветовод, мышка. Домашнее задание: рассказать родителям о себе.
Занятие 2.
Цели и задачи занятия:1.Формировать понятие речи (устная и письменная), предложение.2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания, мелкой моторики.3.Конструировать по образцу.Оборудование: картинка «Пятачок», мячик.Ход занятия.
I. Упражнение на развитие артикулярной моторики. Учитель: Здравствуйте. Давайте с вами поиграем. Игра «Вкусное варенье» (речевая гимнастика, активизация мышц языка). Облизнули верхнюю губу.
Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать.А теперь выполним упражнения «Лошадки», «Бублик», «Дудочка» и упражнения на дыхание: 
• вдох, выдох; • вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох. 
А сейчас выполним упражнение на развитие речевого дыхания и голоса (как шелестят листья – тихо, громко, тихо). «Шумит ветерок» (ребята произносят звук Ш-Ш-Ш).
II. Работа по теме.
Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль. - Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: "... вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,А понятно и не скучно,Ты беседуй чаще с ней –Станешь вчетверо умней. (Книга)III. Игра «Я положил в мешок».
Учитель: Я положила в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет то же самое и добавляет одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.IV. Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Дети, становитесь все в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, 3 из которых относятся к одному понятию. Вы должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:
• яблоко, апельсин, груша, мячик; 
• лошадь, собака, кошка, щука; 
• стол, стул, кровать, чайник. 
Занятие 3.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие слово, предложение.2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.3.Конструировать по образцу.Оборудование: картинки с фруктами, корзинка для фруктов.
Ход занятия.
I. Упражнение на развитие артикулярной моторики. Учитель: Здравствуйте. Давайте поиграем. Игры: "Лошадка", 'Тубы круглые как бублик", "Кто лучше сделает дудочку".Упражнение на дыхание.
• вдох, выдох; 
• вдох, задержать на счет 1 -5, выдох; 
• вдох, на выдохе "Как шелестит листва" (тихо, громко, тихо). 
II. Повторение о речи. 
Учитель: Кто помнит, какая бывает речь?- Из чего состоит речь?
- Составьте по картинке предложение, т.е. выразите свою мысль.
III.Формирование понятия «предложение», «слово».
- Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом дереве? А как назвать это одним словом? (Фрукты). Сейчас мы будем собирать урожай в эту волшебную корзинку. Мы называли фрукты, а собрали… (слова).Значит, когда мы что-то называем, то произносим слово. Теперь собирать будем вежливые слова. (У каждого ребенка на парте лежит схема, которую надо положить в корзинку, когда называют вежливое слово).Учитель: Ребята, предложения состоят из слов, слова бывают разные – короткие, длинные. В предложении бывает одно, два, три и больше слов. Например:Спит. Играют.
Девочки играют.Девочки весело играют.
- А теперь угадайте, в каком домике живет это предложение? Наступила зима. Идет сильный дождь.- Ребята, скажите, пожалуйста, а бывает так, что одно слово, а значений имеет много?
Например: ручка у двери, у Ивана шариковая ручка.
IV. Игра «Закончите предложение».
Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово.Хлеб кладут в (хлебницу).
Масло кладут в (масленку).Рыбу ловит (рыбак).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц).
Учитель: Что мы добавляли? (Слова). А получились? (Предложения). Из чего же состоит предложение? (Из слов). Что короче, а что длиннее? Предложение или слово? Я скажу слово «собака», а вы придумайте предложение с этим словом.V. Физминутка.
Руки положите на парту, кулачки сожмите:Наши нежные цветкиРаспускают лепестки (раскрывают пальчики)Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет (шевелят пальчиками)Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головой качают (вращение кистями рук).VI. Задание на внимательность и сообразительность.
Учитель: Подскажите клоуну, какой шарик он забыл дома?VII. Развитие логического мышления. 
Родители будут признательны очень, что ты отыскать им детишек помог. В чертеж загляни! Если с папою дочка. Подумай, с кем рядышком встанет сынок?VIII. Чистоговорка. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи).
За-за-за - уходи домой, коза.Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазуIX. Скороговорка.
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу. 
Занятие 4.
Цели и задачи занятия:1.Научить детей делить слова на слоги.2.Развивать мелкую моторику.3.Конструировать по образцу.Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент.II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка». Игра «Дудочка», «Бублик» (активизация мышц языка).2.Упражнение на дыхание.
3.Работа над чистоговоркой. (Четко и быстро произнести чистоговорку).Цы-цы-цы, цы-цы-цы-Зайцы, мельницы, птенцы.Ши-ши-ши, ши-ши-ши-Что-то шепчут камыши.Ше-ше-ше, ше-ше-ше-Это утка в камыше.III. Повторение (Предложения).
Учитель: Из чего состоит предложение? (Из слов).- Какие бывают слова? (Длинные и короткие).
- Слова делятся на слоги. Например, слово «мама». В этом слове два слога. В слове «дом» - один слог, а в слове «машина» - три слога. А теперь определите сами, сколько слогов в этих словах:Школа, книга, доска, цветок, окно, стул, нос, глаза, улица.
IV. Игра «Живые слова».Ежик несет яблоко. /____ ____ ____.
Ребята выбирают себе слово из предложения.Задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Белка сушит грибы. (Учитель шепчет слова на ушко ребенку). Дети громко произносят слова и выстраивают в предложение.V. Работа по теме: «Деление слов на слоги».
Учитель: Все слова делятся на слоги. Будем учиться делить слова на слоги.Пальма ____/_____ Осина ____/_____/______.
Задание: конструирование схем (развитие мелкой моторики).
Учитель:Как одним словом назвать эти слова? (деревья ____/_____/____).Игра «Подбери схему».
Лиса Корова____/____ ____/___/___Заяц Коза____/____ ___/____ Еж_____Задание: измените слово «еж» так, чтобы слово состояло из двух слогов (Ежик). ___/____.- На какие группы можно разделить этих животных?Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовкаРыжая головка, Пушистый хвост – краса.Кто же это? (лиса ____/____).Заставит плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а (лук ____).Тихо-тихо снег идет,Белый снег, мохнатый,Мы расчистим снег и ледВо дворе (лопатой ___/____/____).
V. Скороговорка.
У ежа и елки иголки колки. (Громко, четко и быстро произносят слова).
VI. Работа в тетради.
Задание: Раскрась кружок так, чтобы он показывал: движение запрещено. На какой свет можно переходить улицу? Продолжи узор. _____.______.______.
Домашнее задание: Раскрась кружочки.
Занятие 5.
Цели и задачи занятия:1. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.3. Конструировать по памяти, образцу.
Оборудование: картинки с животными, снежинки, палочки, пластилин.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики Игра "Веселый язычок". Игра «Дует ветер». (Активизация мышц языка).
III. Повторение о слогах. Игра «Живые слоги».
Учитель: Назовите одним словом? (Птицы).Курица сорока воробей утка гусь- Какая птица лишняя? Почему? (Гусь).- Измените слово «гусь» так, чтобы оно состояло из двух слогов (гу-си), из трех слогов (гу-се-нок).
IV. Скороговорка. (Помогает правильно и четко произносить слова).
Три сороки тараторкиТараторили на горке.Чистоговорка.Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,Жи-жи-жи, здесь живут ежи.
V. Работа по теме: « Звуки и буквы».
Учитель: Вы любите путешествовать? Тогда давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Даю гудок: «У-у-у» (Все повторяют хором). Остановка. Станция «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог нам отправиться в путь. Какой это звук? Мы его не видим, но слышим.
- Ребята, я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы его могли слышать?
С-с-с - (Чайник, когда он закипает, то начинает свистеть).В-в-в - (так зубоврачебная машина визжит).Ж-ж-ж - (Жук жужжит).Ф-ф-ф - (Фыркает еж).Ц-ц-ц -(Поет синичка).Е-е-е - (Воет волк).
- Мы приехали на полянку. Давайте послушаем, что здесь происходит. Слышите шелест листвы. Как она шелестит? (Ш-ш-ш -). А вот летит жук (Ж-ж-ж -). И комарик тут как тут (З-з-з -). Что же такое звуки?
VI. Физминутка.
Учитель:Закройте глазки, мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героем будет ______. Откройте, пожалуйста, глазки, посмотрите, кто у нас на картинке (зайка).Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть,Раз-два, раз-два надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.VII. Конструирование снежинки.Покружилась звездочкаВ воздухе немножкоСела и растаялаНа моей ладошке. (Снежинка)
VIII. Азбука почемучек.
Учитель: Бегемот – это кто?
- Кто воспитывает детей?
- В чем проявляется жадность?
- Что можно украсить шарами?
- Сколько этажей в твоем доме?
IX. Повторение.
Учитель: Что мы называем звуками?
- Какие бывают звуки?Чем они отличаются? В каких домах живут звуки? Продолжим наше путешествие. Надоело звукам в стране «Фонетика» быть невидимыми. Решили они себе костюмы сшить, для каждого звука свой костюм. А назвали они свои костюмы – буквами. Посмотрите, сколько их в русском алфавите.
- Найдите буквы, которые состоят только из палочек. Выложите их у себя на столе.
- А теперь давайте вылепим эти буквы. (В, З, О, Р, Ф, Ч, Э, Ю, Я).
- Что мы делали сейчас, ребята?
- Назовите буквы. (Буквы – это то, что мы пишем).
- А чем отличается звук от буквы?
Х. Составление рассказа по схеме. Слоги.
Барбос грыз кость. /____ _____ _____.Прилетела ворона. /_____ ______.Хочет взять кость. /_____ _____ _____.Барбос зарычал. /____ _____.
Учитель:Покажите, как зарычал Барбос «Р-р-р». Попробуйте сказать целым предложением (Барбос зарычал «Р-р-р». /____ ______ [ ].- Что изображено на картинке квадратиком? (Звук [ р ]).
Домашнее задание: приготовь снежинку для украшения елки.
Занятие 6.
Цели и задачи занятия:1. Познакомить детей с предложением.2. Научить составлять простые предложения и определять количество слов в предложении.
Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент. 
Учитель: На предыдущем занятии вы научились выделять предложение из текста. А сегодня вы будете сами составлять предложения. Уверена, что у всех получится. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте две загадки и скажите, о каких животных идет речь?
Гладишь – ласкаетсяДразнишь – кусаетсяНе замок. А охраняет,И в дом не пускает. (Собака).
- У кого дома есть собака?
II. Работа над сюжетными картинками.
• О ком эти картинки? (Взрослое животное - собака, детеныш - щенок) 
• Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму). 
• Что делает собака? (Лежит). 
• Кто лежит? (Cобака). 
• Что же мы узнали о собаке? 
• Ребята, если слова " дружат ", то они помогают нам о чем-то узнать.
Это и будет предложение. В нем может быть 2,3,4,5 слов. 
Сколько слов в нашем предложении?
Собака лежит. ( Назовите 1 слово, 2 слово)._________/________.
Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (Составление предложений и изображение схемы на доске). 
II. Игра.
А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте. Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.
III. Работа со стихотворением.
Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ".Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его." Кто придумает конец, тот и будет молодец! "
IV. Путешествие в гости к сказке.
- Из какой сказки? (Царь, три сына, стрела, болото, лягушка).- Составьте предложение с данными словами.- Что же такое предложение?

Занятие 7. 
Цели и задачи занятия:1. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов.2. Учить придумывать сказку на предложенную тему. 
Оборудование: картинки с животными.
Ход занятия.
I. Организационный момент. 
Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем ороли маленьких слов (предлогов).
Повторим. Закончите хором.
Наша речь состоит из............................ Предложение состоит из................................. Сколько слов может быть в предложении?II. Игра. 
Вы - учителя. Будьте готовы исправить ошибки, которые, возможно, я допущу.Цветы стоят на вазе. Правильно? Какие слова я перепутала?Маша с мамой идут на кино. Правильно?Видите, какое значение имеют " маленькие слова " или предлоги в предложении.
III. Работа по теме: «Предлоги в предложении».
Вы принесли красивые игрушки. Возьмите их в руки. А теперь сделайте то, что я прошу.
Положите свою игрушку ____парту. Не знаете, куда положить, потому что потеряно маленькое, но очень важное слово. Какое? 
Положите игрушку на парту. Где лежит ваша игрушка? Положите игрушку под парту.
Посмотрите, как изменилось место нахождения вашей игрушки? Какое слово так подействовало?
Составление схемы своего предложения. (Располагают игрушки по желанию)(за, перед, на, в...).
IV. Составление предложений по сюжетной картине с использованиемпредлогов. 
Учитель показывает детям новогоднюю елку и просит ее украсить игрушками с использованием предлогов.
V. Составление сказки по предложенной теме.
Учитель предлагает детям придумать сказку на тему: «О новогодней елке».
Занятие 8.
Цели и задачи занятия:
1.Закрепить понятие о слове и предложении.
2.Учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение». 
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия.
I. Организационный момент. 
На прошлом занятии мы учились узнавать предложения, составлятьих и сделали вывод, что предложение – это ____ . (Закончите мою мысль). Сколько слов может быть в предложении?
II. Работа с предметными картинками.
(ягоды, лес). В лесу растут ягоды. Предложение можно "записать" (изобразить схемой). - Из чего состоит предложение?
Добавим еще одну картинку, на которой изображены дети, и составим предложение по этим трем картинкам.
Дети собирают в лесу ягоды.  Чем похожи эти предложения?
В чем различие?
Составление предложений по 2 картинкам.
Изобразите схему своего предложения в тетради (используйте любимый цвет).- Не забудьте, как в схеме обозначается первое слово и в конце предложения (закончите мысль).
III. Составление рассказа о своей игрушке (описание).
• У Сережи машина. 
• У Светы кукла. (Схема с предварительным разбором).
- А теперь опишите свою игрушку.
IV. Игра «Исправь ошибку».
Коза принесла корм девочке.Мяч играет с Сашей.Оля с картинкой рисует папу. Маша несет сумку в капусте.Составление по схеме предложения:V. Игра "Задумай слово" (угадывание предмета по его описанию).
Занятие 9.
Цели и задачи занятия:
• Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности. 
• Развивать монологическую и диалогическую речь. 
• Развивать мелкую моторику пальцев рук. 
• Конструировать по памяти, по образцу. 
• Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания. 
Оборудование: предметные картинки, магнитофон.
Ход занятия.
I.Организационный момент. 
Речевая и дыхательная гимнастика.
Развитие артикулярной моторики. Выполнение упражнения "Вкусное варенье" (активизация мышц языка), упражнение "Лошадки" (активизация кончика мышц языка), упражнение "Губы круглые, как бублик" (активизация мышц губ), упражнение "Кто лучше сделает дудочку?" (активизация мышц губ).Упражнения на дыхание.
1.вдох, выдох;
2.вдох, задержать воздух, выдох;
3.вдох, задержать, выдох на счет от 1 до 10.
Развитие голоса. Выполнение упражнения "Дует ветер" (развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ).
г) работа над чистоговоркой. Произносим быстро и четко.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца Цапля, улица, пыльца.
II. Работа по теме «Звуки» (общее понятие). Зимой в лесу.
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Фонетике. Жителями этой страны являются звуки. Они невидимы, но зато их можно услышать (хлопок в ладоши). 
- Какой звук вы сейчас услышали? (хлопок). 
- Какой он был по продолжительности? Короткий или длинный? (короткий). А теперь возьмите карандаш и постучите им, не торопясь по столу. Каким был стук? (коротким).
А дальше мы будем путешествовать на паровозике. Для этоговстаньте друг за другом. Каждый берется за локти впередистоящего. (дети берутся за плечи друг друга). Машинисты, подайте сигнал! (У-у-у-у-у). Какой произнесли звук? Длинный или короткий? (длинный).
- Звуки мы слышим повсюду. Они окружают нас везде. Давайте поедем на лесную поляну и послушаем, что происходит. Вот мы и на поляне. Слышите шелест листвы? Как шелестят листья? (ш-ш-ш).
• А вот летит жук (ж-ж-ж). 
• И комарик тут как тут (з-з-з). 
• А теперь давайте споем (а-а-а, о-о-о, у-а-о-а). 
• А теперь давайте отдохнем. 
III. Физминутка (Слушают запись с голосами птиц).
• Что вы сейчас слушали? (звуки) 
• Произнесите звуки, которые вы сейчас слышали? 
• Какие были звуки по продолжительности? (разные: короткие и длинные)
• Что же такое звуки? 
Вывод: Звуки - это то, что мы слышим, слышали и произносили. Каждый звук живет в своем домике [ ].
IV. Развитие речи.
-А теперь, дети, закройте глазки. Мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героями будут звери леса. Откройте глазки. Кто перед вами? (Зайка).
V. Физминутка.
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит.Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Раз-два, раз-два, надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.
• Дети, а кто еще из зверей живет в лесу? (Называют зверей). 
• Дети, чем питается в лесу белочка? Волк? 
• Опишите белку. Опишите волка. 
• Кто будет волком? Кто будет белкой? 
• Так вот, волк, ты хочешь узнать у белки, почему она не голодает? А белка должна ответить. 
Итак, снежная зима. Под елкой встречаются белка и волк. Волк: «Белка, скажи мне, почему ты зимой не голодаешь?» Белка: «Я не голодаю, потому что летом я тружусь, собираю грибы, шишки, в дуплах делаю запасы. А зимой их нахожу и ем. Я питаюсь растительной пищей, а ты волк - хищник. Запасы ты не делаешь, вот и ходишь зимой злой да голодный».
• Конструирование. 
Учитель: Угадайте, что это? Изобразите у себя на столе. 
Занятие 10.
Цели и задачи занятия:• Развивать монологическую и диалогическую речь. • Конструировать по памяти, по образцу. • Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания. 
Оборудование: картинки с грибами.
Ход занятия.
I. Организационный момент. 
Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка», «Бублик», «Трубочка».
II. Игра «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Развитие мышления, слухового сосредоточения.
Который час?Двенадцать бьет.Кто вам сказал?Знакомый кот.А мышка где?В своем гнезде.Штанишки шьет.Кому?Супругу своему.
III. Работа над темой «Съедобные и несъедобные грибы».
Учитель: Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Большой гриб, а маленький ____?
Составление рассказа "По грибы ".
- Какие грибы собрал мальчик? Задание: убери те грибы, которые нельзя есть.
- Почему их так назвали: подосиновик, подберезовик, опенок?
IV. Игра «Отгадай, что задумали?» (развитие воображения, речевой активности).
Лиса, лисичка, лисички - животные, грибы.
V. Работа над рассказом "Курица и лисица"(развитие устной речи).
Раздел 4. Мир вокруг нас
Игра «Назови ласково» - работаем над словообразованием.
* Назови членов семьи ласково, например «Тетя - тетушка» ** Обведи и заштрихуй.
44577003302000Мама______________________ Папа_________________________
Бабушка___________________ Дедушка______________________
Сестра____________________ Брат__________________________
Игра «Один - много» - образование множественного числа существительного в род. падеже.
* Назови части тела во множественном числе, например «Бровь - брови»
Зуб________________ Нога_______________ Ухо______________
Рука_______________ Глаз_______________ Щека_____________ Голова_____________ Палец_____________ Рот_______________
Игра «Что делают?» - согласование существительных с глаголами.
* Подбери по три глагола, т.е. слова, которые отвечают на вопрос «что делает?».
Рот______________________________________ Уши______________________________________
Глаза____________________________________ Нос_______________________________________
Руки____________________________________ Ноги______________________________________
Игра «Какая семья?» - согласование прилагательных с существительными.
* Подбери слова – описания к каждому существительному, например «Тётя – красивая, умная, взрослая, высокая и т.д.»Мама________________________________________________________________________________
Папа_________________________________________________________________________________
Бабушка______________________________________________________________________________
Дедушка_____________________________________________________________________________
Брат_________________________________________________________________________________
Сестра_______________________________________________________________________________
Игра «Кто старше, кто младше» - развитие логического мышления.
* Подумай и ответь, кто старше, а кто младше в семье, объясни почему.
Кто старше: Бабушка или папа______________________ Ты или мама________________________
Мама или дедушка_____________________ Папа или сестра_____________________
Кто младше: Дедушка или папа _____________________ Ты или папа________________________
Мама или бабушка_____________________ Тетя или дедушка____________________
Формирование элементарных математических представлений.
* Раскрась у самой высокой девочки платье синим цветом, у самой низкой - желтым.
01841500
** Раскрась в двух рамках только одинаковые фигуры, перечисли, названия геометрических фигур.
12585701549400068707015240000010033000
102997086360001155708636000
125920536766500
12701524000
5727707112000
306070106934000991870106934000135191572707500-4000561023500-228603937000
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11430051816000*** Раскрась, первый домик синим цветом, последний - красным, а остальные так, что бы все домики были разного цвета.
Развитие связной речи – составление рассказа по серии сюжетных картин.
(Ув. родители записывайте рассказ со слов ребенка!)
* Рассмотри рисунки, определи, что было сначала, что потом. Поставь цифры. Составь рассказ. Придумай ему название.
010985500______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неделя №2 – тема: Осень. Перелетные птицы.
Ребенок должен знать: признаки осени, названия осенних месяцев; названия перелетных птиц, их особенности, почему птицы улетают, пользоваться понятием «перелетные» и т.д.Игра «Птицы улетели» - образование имен существительных родительном падеже мн. числа.
* Назови правильно, например «Лебеди - нет кого? – лебедей». ** Заштрихуй.
49149008636000Утки – нет кого?________________ Скворцы - нет кого?______________
Журавли - нет кого?_____________ Аисты - нет кого?________________
Ласточки - нет кого?____________ Соловьи - нет кого?_______________
Игра «Какая птица?» - образование слов со сложной основой.
* Подумай и скажи, какая птица, например «У аиста длинные ноги – длинноногий»
У журавля длинный клюв_____________________________________
У лебедя длинная шея________________________________________
У сороки длинный хвост______________________________________
У скворца короткий клюв_____________________________________
У цапли длинные крылья _____________________________________
Игра «Как назвать детенышей?».
* Назови детенышей птиц, например «Журавли – журавлята»
Грачи______________________ Гуси ______________________ Скворцы ______________________
Утки______________________ Кукушки____________________ Стрижи______________________
Игра «Назови ласково» - образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме.
* Назови ласково, например «Дождь - дождик»
Солнце______________________ Лист______________________ Капля ______________________ Облако______________________ Дерево______________________ Туча_______________________
Игра «Подбери словечко» - подбор существительных к прилагательному.
* Подбери по 3 существительных к прилагательному.
Осенний – день,_______________________________________________________________________
Осенняя -погода,______________________________________________________________________
Осеннее – небо, _______________________________________________________________________
Осенние – дожди,______________________________________________________________________
Развитие логического мышления.
* Ответь на вопросы.
Чем похожи и чем отличаются птица и самолет?___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
За забором 4 птичьих лапы. Сколько там птиц?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Формирование элементарных математических представлений.
* Найди два одинаковых зонтика и раскрась их.
1143001079500
** Раскрась все круги зеленым цветом, треугольники – красным, квадраты – синим, овалы – желтым. Сосчитай сколько кругов, овалов, треугольников, квадратов.
010668000413004017526000
___________________
___________________
___________________
___________________
Развитие связной речи – составление рассказа по плану.
(Ув. родители записывайте рассказ со слов ребенка!)
*Послушай вопросы и составь рассказ о перелетной птице. Изображение птицы, о которой рассказываешь, нарисуй или приклей картинку в «окошке».
45720009144000Название птицы.
Перелетная или не перелетная птица?
Размер птицы. Из каких частей состоит.
Чем покрыто тело птицы.
Чем питается.
Кто детеныши.
Какую пользу приносит.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответь на вопросы.
Кто из птиц лучший певец?____________________________________________________ (Соловей)
Кто подбрасывает яйца в чужие гнезда?_________________________________________ (Кукушка)
У какой птицы красивая шея?__________________________________________________ (У лебедя)
Кто подражает пению других птиц?_____________________________________________ (Скворец)
Кто из птиц прилетает первый?____________________________________________________ (Грач)
У каких птиц длинные ноги, клювы и шеи?______________________ (У аиста, у журавля, у цапли)