Каким должен быть урок согласно ФГОС


Третьякова Т.И. высшая квалификационная категория,
преподаватель ГАОУ МО СПО
«Кольского агропромышленного колледжа»
Кононова Анна Владимировна
преподаватель ГАОУ МО СПО
«Кольского агропромышленного колледжа»
Качество образования определяется его функциональностью, способностью студента применять свои знания при решении практических проблем. Если выпускник имеет знания, но не может их применить, не может решать проблемы практической деятельности, то его образование некачественное.
В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности. Приоритетным становится:
1. достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;
2. достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное основание и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
3. достижение самостоятельности в учебной и социально-направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
Роль преподавателя – создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в работе над заданиями непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» преподаватель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «Чему мне надо научиться?». Ребенок должен стать «архитектором» образовательного процесса.
Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности студента преподаватель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.
С позиций компетентностного подхода смысл профессионального образования заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах профессиональной педагогической деятельности на основе использования социального опыта и собственного опыта подростков.
Современный урок должен быть направлен на формирование учебно-мотивированной деятельности, на достижение личностных результатов, должен строиться в рамках системно-деятельностного подхода, развивать у студентов способности к самостоятельной деятельности. Например, они должны уметь сами поставить задачу и соответственно прийти к какому-то решению на основе последовательной аргументации и анализа. Студенты должны уметь оценивать свои достижения.
ФГОСы вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед преподавателем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД студентов.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания и т.д.
Требования и стандарты меняются, но наши дети остаются прежними. И возникает вопрос «Как привить интерес у студентов к учебной деятельности, к изучению того или иного предмета?»
Вопрос, конечно, интересный и всегда актуальный. Чем же можно развлечь тех, кто умеет развлекаться зачастую лучше, чем все преподаватели вместе взятые?…
При изучении новой темы предлагаем студентам создать известный им набор словосочетаний, слов по данной тематике, используя возможности офисных программ, создать краткий конспект, в котором бы они отразили свои уже имеющиеся знания по данной теме. Довольно обширный бытовой пользовательский опыт студентов всегда помогает им при выполнении подобного рода задания. Затем мы корректируем электронный конспект, систематизируя уже то, что необходимо знать по данной теме, т.е. дополняя или убирая то, что ребята создали в своем электронном конспекте. Эта корректировка сопровождается достаточно высоким энергетическим потенциалом у студентов. Какой восторг можно увидеть у них в глазах и на лицах, если в их работе больший удельный вес имеют правильные понятия. В результате мы имеем и достаточно большой и разнообразный продукт, который можно использовать в дальнейшем, а самое главное каждый студент на занятии работает самостоятельно, проявляется состязательность между ребятами, подобная работа захватывает абсолютно всех, равнодушных не остается. И, конечно же, так называемый новый материал легко схватывается и, самое главное, легко воспринимается. Словарный запас расширяется.
Урок должен быть проблемным и в то же время развивающим. Также урок должен содержать что-то такое, что студенты запомнят, что у них вызовет интерес. А может и удивит их. Мы применяем во время урока такие приемы, как акцент на какой-то интересный факт, открытие, обращение к жизненному опыту самих студентов и своего собственного жизненного опыта, проведение дискуссии по проблемам, вызывающим интерес у студентов.
Например, изучая дисциплину «Экономика» на уроке, посвященном вопросу приватизации в России, можно не только рассмотреть виды приватизации, выявить достоинства и недостатки всех методов, но и, задавая вопросы из жизни о проблемах, с которыми ребята невольно сталкиваются, разбирать ситуации, которые вызывают у них интерес, позволяют высказать свое мнение, и в то же время привести их к той копилке знаний, которая у них надолго потом останется в памяти. Например, у человека есть огород, но у него нет права собственности на эту землю. Землю в течение многих лет он удобряет, растит на ней картофель. Приехал его выкапывать и застал людей, которые уже выкопали его. Нанес вред здоровью одному из выкопавших картофель. Как Вы думаете, кто прав, кто нет, и какие будут приняты решения, если тот, у кого повреждено здоровье подаст на «хозяина» участка в суд. Или «Зачем нужно приватизировать квартиру, если не собираешься ее менять?»
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Мы готовим специалистов для работы в агропромышленном комплексе, больший удельный вес которого составляют технические специальности. На уроках, изучая особенности работы в офисных программах, например, в программе power point. Студентам предлагается тема, соотвествующая их специальности, дается краткий приблизительный план работы, предлагается сформулировать цель работы и достигнув не просто сделать вывод, а предложить свои идеи (. Показ презентаций)
Готовя проект, студенты изучают все аспекты проблемы.
Достаточно продуктивной для организации самостоятельной работы является игровая форма. Например, игра «Шефы». Данный урок проводится сразу с двумя группами старшего и младшего курса. Накануне второму или третьему курсу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую первый курс уже изучил. Опыт показывает, что более старшие курсы повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младших. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекурснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.
Студентов необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Таким образом, в отличие от старых стандартов, новые ФГОСы вносят существенные изменения в цели, содержание и организация учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в образовательном учреждении и в первую очередь преподавателя, который ее обеспечивает. И здесь очень многое зависит от того, сам преподаватель готов к переменам, не боится их, готов ли делать первые уверенные шаги в новых условиях в предельно сжатые сроки.
Список литературы:
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. – Иностранные языки в школе. //№5, 2005.
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.
Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.