Выступление на РМО по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»











Выступление на РМО
по теме:
«Развитие познавательных способностей
у младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Островянская СОШ
Сергеева Людмила Михайловна










30.03.2017 г.



«Развитие познавательных способностей у младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО»
Слайд 2
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили.


Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка, его познавательные способности.
Слайд 3
С введением ФГОС второго поколения педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный образовательный стандарт закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; уверенность в своих силах, способность к организации собственной деятельности. А это как раз самостоятельно активная личность. Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».
Слайд 4
Что же такое познавательные способности?  Обратимся к словарю.
« Познавательные способности - это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества».
Слайд 5
Основная задача учителя, формирующего познавательный интерес:  - быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Слайд 6
Первое условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.  Слайд 7
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. 
Слайд 8 Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Слайд 9
Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».  Слайд 10
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Конечно, если развитием познавательных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности.
Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.
Слайд 11
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.
Слайд 12
Я выделяю для себя такие пути развития познавательных способностей:
- на уроке;
- во время внеурочной деятельности;
- саморазвитие.


Слайд 13
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию способностей каждого из них.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.
Слайд 14
Работая по ФГОС, мы не можем обойтись без проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей.
Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Данный вид деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Первые проекты, которые осуществляем мы в 1 классе, были: «Моя семья», «Растительный мир. Сходства и различия», «Кто такие насекомые? (пчелы, муравьи, божьи коровки)».
Во втором классе нас заинтересовала тема в программе литературного чтения «Детские журналы» и мы занимались проектом «Мой журнал». Также были проведены групповые проекты «Наше лето», «Этот занимательный русский язык!», индивидуальные проектные работы «Наш город на карте нашей страны»

- Вот проект «Моя семья»

Проект по технологии «Детская площадка»









Слайд 15
В своей работе для развития познавательных способностей я использую курс «Юным умникам и умницам» О. А. Холодовой (1,2,3, 4 классы). В комплект каждого класса входит по 2 тетради РПС и методическое пособие.
Данный курс представляет систему специально разработанных заданий по развитию познавательных способностей детей. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развития различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление. Задания, разработанные в системе, могут быть использованы на уроках математики, информатики, логики, во внеурочной и самостоятельной деятельности, при организации свободного времени учащихся.
Слайд 16
Начало занятий начинается с разминки (3-5мин). В разминку включены легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415
РАЗМИНКА 3 класс
1. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу (дневник). 2. На узкой дорожке - голова да рожки, кто так медленно ползет, на себе свой дом везет (улитка). 3. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник). 4. Пришла без красок и без кисти перекрасила все листья (осень). 5. Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда ни приду, всех до слез доведу. 6. Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос, пошумит, остепенится, пригласит чайку напиться. (чайник) 7. Под водой живет народ, ходит задом наперед (раки). 8. Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит... (аквариум) 9. Он гоняет облака, треплет на море суда, мельницами управляет. Кто всем этим заправляет? (ветер) 10. Белый камушек растаял, на доске следу оставил (мел)

Слайд 16
Есть много заданий для тренировки психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 мин)
Задание: учитель показывает карточки, дети в течение 10 сек. Рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее.
В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового внимания, развивается слуховая память, восприятие, наблюдательность.
Слайд 17
Логически-поисковые задания. (10 мин) На этом этапе задания из области математики будут чередоваться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Решение логически – поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой, умение выводить одну мысль за другой, одни суждения из других.

(Тролль)

(Мелодия, трибуна, фартук, паста, ураган, парад, пакость, горшок)
Слайд 18
Нестандартные задачи. Для решения нестандартных задач ученик должен:
- провести анализ исходных данных,
-выстроить последовательность действий,
-получить искомый результат.
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Тех задач, которые имеются в школьных учебниках недостаточно. Очень важно приучать ребят решать нестандартные задачи, которые различаются не только по содержанию, но и по сложности. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.
Пример:
Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шел быстрее. Кто из них вышел раньше?
Порядок рассуждения:
Поскольку брат шел быстрее, а в школу они пришли одновременно, то сестра вышла раньше.
Слайд 19

(Решение 1)
1. 11-7=4 (ореха) - у Клавы и Светы всего
2. 4:2=2 (ореха) - у Клавы и у Светы
Задание: у Клавы 2 ореха и у Светы 2 ореха.
(Решение 2)
Пусть х орехов в первой корзине, тогда (х-38) орехов во второй корзине, (х-27) орехов в третьей корзине. По условию известно, что если в первую корзину добавить 54 ореха, то станет столько, сколько в первой и во второй корзинах вместе. Составим уравнение: х + х - 38 = х + 54 2х -х = 54 + 38 х = 92 92 - 27 = 65 орехов в третьей корзине Ответ: 65 орехов.
Слайд 20
В течение года дети принимали участие в дистанционных олимпиадах по математике, русскому языку, окружающему, во II метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания» и занимали призовые места.
Слайд 21
Вывод: система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.