Доклад Развитие одаренности младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС НОО


Развитие  одарённости младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС НОО
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить. Поэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся.
Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.  Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них. Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новое качество начального образования.
Целью образования становится воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.
В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функций образования, обосновывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, позволяет выделить особую проблему развития одарённых детей.
     Современные цели образования требуют совершенно иного научно-исследовательского  и практического подхода к данной проблеме.
У понятия "детская одаренность" есть аналог - "потенциал личности", так считают доктор психологических наук, профессор А.М. Матюшкин, американский психолог Дж. Рензулли и др. По мнению профессора А.И. Савенкова "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (6, 5).  Известный специалист в области исследования детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории одаренных детей:
-   дети с высоким IQ;
- дети, достигающие выдающихся успехов в каком-либо виде   деятельности;
-   дети с высокой креативностью.
В настоящее время имеется несколько целостных моделей обучения одарённых детей, каждая из которых основана на вполне определённой концепции развития ребёнка и его одарённости. Существующие концепции условно распределяются по трём направлениям: интеллектуальный подход, личностный подход и синтетический подход, при котором одарённость и творческий потенциал включает как интеллектуальные, так и личностные и социальные факторы ( Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков  и др.). Соответственно этим направлениям разрабатываются программы развития творческого потенциала одарённых детей. Наиболее известными из них являются: модель Гилфорда, программа Торренса, программа «Одарённый ребёнок» Центра семьи и детства Л.А. Венгера и др.
Опираясь на наблюдения А.И. Савенкова, можно сказать, что реальная педагогическая практика научилась различать лишь 3 категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями уровня общей одаренности (интеллектуальная одаренность). Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.
Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще всего называют талантливыми. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Мы предлагаем рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и напротив, проявляющуюся и в завуалированной, замаскированной форме - скрытой.
Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют "потенциальной".
На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследованию детской одаренности, классифицируя различные педагогические подходы к этой проблеме, мы выделяем следующие  категории одарённых детей:
- дети с высоким IQ (умственная одарённость);
- дети, достигающие выдающихся успехов в  художественной, музыкальной, спортивной и т.п.  деятельности (творческая одарённость);
- дети, проявляющие отличные успехи в учебной деятельности
( академическая одарённость)
- дети с высокой креативностью (интеллектуальная креативность)- потенциальная одарённость. Это школьники, которые имеют определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не могут реализовать их в данный момент деятельности в силу их функциональной недостаточности.
        Специалисты утверждают, что число явно одарённых, составляет 1-3% от общего числа детей. Предполагается, что общее число явно и неявно одарённых детей примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В исследованиях по проблеме одарённости выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одарённого ребёнка. Однако при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребёнка  необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий.
Проведённые исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребёнка, значительная роль среди которых отводится его окружению – семье, сверстникам, школе.
В нашем исследовании учтены следующие социальные особенности учащихся ЭК и КК: уровень образования родителей, реализация в профессиональной деятельности, возможность посещения кружков и секций во внеурочное время.
Мы можем отметить, что большая половина родителей ЭК имеет высшее образование (50,4%), т.е. по среднестатистическим показателям в каждой семье есть родитель с высшим образованием. Однако отметим, что в нескольких семьях оба родители имеют высшее образование, и есть семьи, в которых оба родителя (или один) имеют средне специальное образование.
Следовательно, социальные и психологические условия учащихся ЭК более благоприятны для реализации творческого потенциала ребёнка.
Таким образом, социальное окружение – семья, уровень образования родителей способствуют развитию у детей одарённости. Однако, вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребёнка должен рассматриваться отдельно.