Развитие мышления младшего школьника в процессе овладения информационной средой, компьютером.


Мурашева З.С.педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТФрунзенского района,г. Санкт-Петербургzarinaexclusive@gmail.com
Развитие мышления младшего школьника в процессе овладения информационной средой, компьютером
Murasheva Z.S.St. Petersburg, Russia
The brain building of elementary-school age child in process of IT environment
In the article the problematic issue is raised: what auxiliary impact is exerted by the computer, information technologies at the correct use on development of thinking of the younger school student. The validity of this topic is carried out, in the formation and algorithmic thinking during computer mastering. The solution of this problem in article consists in studying of the information educational environment, use of the computer, the training developing programs in development of thinking of the younger school student. New modern methods of training and the computer as a learning tool are capable to develop successfully thinking of school students in educational activity.
Мышление является высшим познавательным процессом, которое неразрывно связано с речью и с сознанием. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является именно мышление. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Учитель должен научить младшего школьника логическим связям, которые становятся основой его продуктивного мышления.
Рефлексия – это важный компонент умственного развития, в том числе, способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [4, с. 675]. Компьютер позволяет ребенку отделить свое мышление от себя, обсуждать его и относится к нему рефлексивно [8, с. 48].
К задачам, направленным на развитие рефлексии относят [7, с. 15]:
задачи на выделение различных связей и отношений между компонентами знаний;
задачи на обобщение и систематизацию знаний;
задачи на анализ избыточности или недостаточности исходных данных;
задачи на построение и связывание элементов задачи между собой;
задачи на построение дерева понятий, тезаурусов;
задачи на нахождение ошибок в варианте решения задачи;
обратные задачи и некоторые другие.
С помощью таких задач активизируется понимание, отражение и осмысление младшим школьником своего процесса мышления и хода решения учебной задачи в процессе обучения.
Актуальность данной темы обусловлена формированием и усвоением знаний, умений и навыков с помощью развития логического, алгоритмического мышления при овладении компьютером.
Развитие мышления выступает как важнейший компонент умственной деятельности младшего школьника. Информационная среда является для учителя вспомогательной, что позволяет усилить мотивацию учения у младшего школьника. Ученик, работая на компьютере, получает возможность испробовать свои умственные силы при решении интересной задачи. Компьютер – качественный контроль за деятельностью учащегося в обучении мыслительным операциям. Обучающая программа способствует формированию у младших школьников необходимых методов мышления.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные исследователи: Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Гальперин и др. и зарубежные исследователи: К. Дункер, Ж. Пиаже. Значительный вклад в раскрытие проблемы компьютерного обучения внесли: Машбиц Е. И., Раев А. И., Ланда Л. Н., Талызина Н. Ф.
Решение нашего проблемного вопроса заключается в изучении информационной образовательной среды, применении компьютера, учебных развивающих программ в процессе развития мышления младшего школьника.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование компьютера – информационных технологий, развивающих программ для младших школьников помогают учителю эффективно развивать мышление учащихся в процессе обучения, которое приводит к целому ряду положительных следствий.
В исследовании решались следующие задачи:
Изучить особенности развития мышления младших школьников.
Выявить условия и обосновать эффективность использования информационной среды, компьютера в процессе обучения при развитии мышления младших школьников.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Каково же место компьютера в учебном процессе развития младшего школьника?
По мнению Проколиенко Л. Н.: «Компьютер – это мощное средство обучения, которое объективно приводит (должно привести) к изменению всех компонентов системы образования, начиная от содержания обучения и кончая его организационными формами» [6, c. 42]. Компьютер является современным обучающим средством. Использование компьютера на уроке повышает мотивацию детей и делает более эффективным занятие, способствует индивидуализации учебного процесса: создания благоприятного климата, развитие творческих способностей, логического и критического мышления, обеспечивает обратную связь в процессе обучения. Машбиц Е. И. подчеркивает: «Выполнение функции управления учебной деятельностью – существенный признак применения компьютера как обучающего средства» [3, с. 24]. Компьютер выполняет свою дидактическую функцию, при наличии цели и учебной задачи. Но компьютер – это и техническое устройство, источник электромагнитного излучения, отрицательно влияющее на здоровье младших школьников. Поэтому важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы в процессе обучения с компьютером.
Если же использование компьютера – информационных технологий, развивающих программ для школьников помогают учителю эффективно развивать мышление младшего школьника в процессе обучения, которое приводит к целому ряду положительных следствий, то в результате проведения дидактического эксперимента должно произойти существенное улучшение у учащихся экспериментальных классов развитии их мышления. Эти существенные улучшения должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, самостоятельно и безошибочно, в небольшой промежуток времени выполнять основные логические действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся начальных классов: устанавливать и называть признаки предмета, их сравнивать, находить сходства и отличия, их следствия, обобщать – делать индукционные выводы на основе дедукции; определять ближайший род, самостоятельно давать определение понятиям.
Для младших школьников из контрольной группы, которые занимаются только в классе с компьютером, учителя преимущественно используют компьютерные дидактические игры в процессе обучения, позволяющие формировать абстрактные понятия и навыки, активность работы детей; учащиеся из экспериментальной группы, которые занимаются помимо школы, в образовательных кружках с применением компьютера на занятиях, получают возможность глубокого и разнообразного обучения, изучения и решения дополнительных упражнений с использованием компьютера и разных методик для развития творческого, критического, логического, алгоритмического, продуктивного мышления. У детей из контрольной группы медленнее развиваются способности к анализу, синтезу, внутреннему планированию действий, рефлексии и т.д., формирование теоретического мышления и сознания по сравнению с экспериментальной группой за один и тот же промежуток времени. Но экспериментальный класс значительнее подвержен негативному влиянию: переутомление, перегрузка учащихся; компьютерная зависимость, постоянное желание играть на компьютере, конфликты с родителями; понижение работы внимания, мышления, памяти.
Способности и возможности учащихся различны, их успехи также неодинаковы. В процессе обучения с компьютером остается игровая привязанность у младшего школьника.
Констатирующий эксперимент позволит нам определить исходный уровень сформированного мышления у детей к концу дошкольного возраста, т.е. к началу младшего школьного возраста при помощи дидактических методик.
При усвоении новых способов решения проблем изменяется сознание, позиция ребенка в оценке предметов и изменений, происходящим с ним. Практические действия учащихся приобретают проблемную направленность, осмысленность, критичность, организованность в решении четко сформулированной задачи [2, с. 272].
В этом контексте представляется убедительным мнение Куклиной И. Д. о том, что компьютер – это средство обучения младших школьников, которое активирует индивидуальное и творческое развитие личности ребенка [1].
В младших классах преобладающим является комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач, применяются различные методы обучения, и меняется деятельность учеников. Учитель определяет, формулирует учебную цель, выбирает индивидуальную, парную или групповую работу младших школьников. Важно создать благоприятный климат, желание сотрудничать учеников друг с другом, советоваться, помогать, самостоятельно разбираться в новых знаниях, сведениях. Учитель контролирует и корректирует работу учащихся. Ему необходимо продумать, организовать работу таким образом, чтобы дети могли закончить задание одновременно. При изучении предмета правильный подбор задач и определение последовательности их предъявления школьникам является важным фактором в развитии мышления учащихся начальных классов.
Новые современные методы обучения и компьютер как обучающее средство способны успешно развивать мышление школьников в учебной деятельности. Школа готовит детей к жизни, чтобы они стали думающими, мыслящими людьми, могли применять осмысленно свои знания в различных ситуациях.
В процессе овладения школьниками компьютера необходимо так же учитывать психолого-педагогические проблемы такие, как: нередко возможности компьютера не соотносятся с образовательными целями, с учебной деятельностью; проблема программного лицензионного обеспечения, где процесс усвоения материала идет по заранее запрограммированной программе, обучающие программы не достаточно высокого качества.
Обучение в начальной школе существенно влияет на развитие мышления ребенка. Учебная деятельность должна обеспечить развитие у младших школьников основы теоретического сознания и мышления: учебные задачи и действия, операции, познание. При усвоении теоретических знаний возникают условия для формирования у учащихся психологических образований, таких как рефлексия, анализ, планирование, которые определяют умственное развитие.
Компьютер способствует формированию у детей рефлексии, позволяет им наглядно представить результат своих действий. Младшие школьники мыслят образно и использование наглядно-иллюстративного, музыкального материала помогает им легче усвоить самый трудный урок, а, следовательно, повышается качество обучения. А значит, овладение компьютером успешно развивает мышление младшего школьника: повышает уровень знаний, помогает справиться с трудностями, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для взаимопонимания и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе между учителем и учащимися, и создает радостное настроение для детей.
Компьютер контролирует результат мыслительной деятельности младшего школьника и правильность его решения, результат задачи.
Важно формировать в школе умение работать с информационными технологиями, т.к. это еще пригодится в будущем. Применение компьютера в процессе развития мышления имеет большое будущее, открывает новые возможности для повышения эффективности и самого процесса обучения.
Литература1. Куклина, И. Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности / И. Д. Куклина // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 32 – 37.2. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / А. А. Люблинская. – М.: «Просвещение», – 415 с.3. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. – М. : Педагогика – 192 с.4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. : Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – 5 изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.5. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. : Психология образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – 4 изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС – 608 с.6. Проколиенко, Л. Н. Методологические проблемы использования компьютера в обучении / Круглый стол. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы / Л. М. Проколиенко / Вопросы психологии. – № 6. – С. 42 – 43. 7. Раев, А. И. Психологические вопросы программированного обучения / А. И. Раев. – Л. : ЛГПИ им. Герцена, 1971. – 96 с.8. Семенова, З. В. Использование задач по информатике для развития продуктивного мышления обучаемых / З. В. Семенова, И. В. Кирьякова / Информатика и образование. – 2006. – № 10. – С. 14 – 20. 9. Третьяков, А. А. Компьютер и рефлексия / Круглый стол. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы / А. А. Третьяков / Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 48.