Доклад: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Подготовила: Нагаева С.И.
учитель начальных классов



Ковылкино 2016
Содержание

Введение....3
1. Формирование коммуникативных качеств личности
у младших школьников.4
2. Проблема формирования коммуникативных качеств
у младших школьников7
3. Методические приёмы работы по формирования
коммуникативных качеств личности.9

Заключение.10
Список использованных источников...11






















Введение
«Умение ребёнка позитивно общаться
позволяет ему комфортно жить
в обществе людей» Выготский Л.С.
Проблема формирования коммуникативных качеств и умений у младших школьников сегодня очень актуальна, так  как  степень  сформированности  данных  качеств и умений  влияют  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  развития  личности  в  целом.  Качества и умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные качества и умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Чем коммуникабелен ребенок, тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому перед учителем начальных классов стоят задачи: развитие умения общаться друг с другом, обмениваться информацией, воспринимать и принимать окружающих, иными словами развивать коммуникативные качества личности младшего школьника. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения способствует формированию коммуникативных умений школьников. Вот почему большинство представляемых проблем находят пути своего решения в младшем школьном возрасте, так как именно данный период детства является наиболее значимым для формирования будущего человека как личности.
1. Формирование коммуникативных качеств личности у младших школьников в образовательном процессе
Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.
Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника, такими качествами называют коммуникативные качества младшего школьника.
Как же выработать у учащихся коммуникативные навыки? К сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Современный темп жизни и занятость родителей не позволяют им уделять достаточное время детям. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе. Следовательно, формируются они не только в учебном процессе, но также и во внеклассной работе.
Формирование коммуникативных качеств личности в младшем школьном возрасте особенно чувствительно к внешним факторам, среди которых можно выделить основные:
1. Особенности семейной ситуации развития - эмоциональное принятие ребенка родителями, уважение его прав способствует формированию уверенности в своих силах.
Ребенок вырастая в семье без ощущения любви и тепла по отношению к себе, не испытывает уважения и к себе, и к другим людям тоже, становится агрессивным и эмоционально холодным, бесчувственным.
Если ребенок живет в семье в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитников, друга и советчика, то, будучи взрослым, ребенок проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям.
Дефекты семейного воспитания и несовершенство семейных отношений резко обозначилось в настоящее время и накладывает ряд отрицательных последствий на развитие коммуникативных качеств личности младшего школьника и его взаимоотношений с людьми.
2. Специфика взаимодействия с педагогом - только положительное отношение педагога к ребенку является важным условием формирования межличностных отношений ребенка к окружающим его одноклассникам и взрослым. Формирует позитивное восприятие себя как личности в младшем школьном возрасте, основу уверенности в себе, доверие к миру в целом.
Учитель способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.
Педагогу необходимо фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях, на положительных сторонах личности. Только доброжелательные и доверительные отношения рождают заинтересованность и справедливость, активность и искренность. Дети ценят положительное отношение педагога и стараются сделать все для того, чтобы получить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно формирование и развитие полноценных коммуникативных качеств младшего школьника.
Самым важным поощрением для младшего школьника является одобрение и внимание педагога, которое повышают самооценку ребенка. Ребенок чувствует себя нужным и важным, умным и способным, открытым для общения и готовым помочь.
3. Взаимодействие со сверстниками - наличие навыков межличностного общения, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Для установления дружеских отношений у младших школьников является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью.
Отношения младшего школьника со сверстниками носят более разнообразный, более сложный и содержательный характер. Ребенок находится в поиске просто товарища, близкого товарища или личного друга.
Но в силу прямолинейности младшего школьника, если сверстник не становится другом, товарищем, то он переходит в разряд неприятеля для него, что является отрицательным фактором формирования личностных отношений младшего школьника.
Потребность ребенка быть принятым, общаться с коллективом, группой является важной для развития личности. Отсутствие этого общения приводит к искажению социальной направленности личности младшего школьника.
Таким образом, межличностные отношения играют важнейшую роль в формировании коммуникативных качеств личности. Потребность быть личностью - это потребность в самоутверждении, иметь право на собственное мнение, собственный поступок, свободное духовное развитие.

2. Проблема формирования коммуникативных качеств у младших школьников
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов при поступлении ребенка в школу, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной  сферы детей.
             Это обусловлено тем, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Актуальнее всего решать данную проблему через систему [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для этого на родительских собраниях включены цикл лекций на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)» и т. д.
На формирование качеств личности младшего школьника отрицательно сказывается дефицит общения со сверстниками и другими детьми.
Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя крайне нужна.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных качеств личности зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в школе, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, т.е. эмоциями
тревоги.
Следовательно, задача учителя состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то степени и психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревогу, обрести душевное спокойствие, так требуемое для полноценного развития.
Психологический дефицит и связанные с ними личностные потери наиболее ощутимы именно в такой, особенно значимой для детей форме деятельности, каковой является игра.
Игры, благодаря своей условности дают необходимую свободу и возможность на свой страх и риск проявить, попробовать, испытать себя. В игре ребенок учится быть самостоятельным, овладевать ситуацией, контролировать себя для сотрудничества или состязания с другими.
Суть ролевой игры как средства общения, состоит в том, что коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам меняться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что взаимодействие между младшими школьниками необходимо для развития личности ребенка в целом, которое способствует найти правильное решение по формированию коммуникативных качеств личности у младших школьников.

3. Методические приёмы работы по формирования коммуникативных качеств личности.
В работе по формированию коммуникативных качеств личности у младших школьников можно использовать методические приёмы, как
1.Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом. Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето». В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение № 1. «Ролевое общение» Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств». Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Упражнение № 3. «Сильные стороны». Цель упражнения:  помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны. Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
4.Ролевая игра «Трудное решение». Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»


Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.
Можем сделать вывод, что когда мы проводим мероприятия по формированию коммуникативных качеств, убеждаемся в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств личности у младших школьников.

Заключение
На основании всего сказанного мы можем сказать, что формирование коммуникативных качеств личности младших школьников - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития.
Формирование коммуникативных качеств личности "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
Мы видим значительное улучшение развития коммуникативных качеств личности у учащихся младшего школьного возраста.
Вот и пришли к выводу, что успешность и интенсивность формирования коммуникативных качеств личности и умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.







Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пос. для вузов / Г. С. Абрамова; М: Академпроект, 2000г
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988г.
Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3. 52 с.
Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №1. - С. 3 - 7.
 МудрикА.В.. Социальная педагогика. ... Мудрик А. В. Социальная 
педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина.
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.
Инфоурок [https://infourok.ru/formirovanie-i-razvitie-socialno-kulturnih-umeniy-neobhodimih-dlya-prozhivaniya-v-sovremennom-obschestve-903177.html]
11. Педкопилка [.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
12. Библиофонд [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




ўђ Заголовок 1ўђ Заголовок 2ўђ Заголовок 415