«Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительной деятельности детей».


Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимания и усидчивости
- мышления
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
- формируются навыки контроля и самоконтроля
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала
Задачи:
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
- Самореализацию
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
С 2012 по15 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 36 «Золотой ключик». В настоящее время я работаю в старшей группе, которую посещает 21 ребенка. Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Понятие техники в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.
По отношению к окружающим у воспитанников данной группы формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения, и интересом к миру взрослых.
Методы и методики, используемые в опыте: Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. . Такие занятия я провожу с подгрупповой или индивидуальной формой организации. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходит по разработанному мной перспективному плану. Предлагаемый план состоит из 3 этапов, каждый из которых соответствует возрастной группе – младшей, средней, старшей (группы старшая и подготовительная) и направлен на решение определенных творческих задач.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со 2013 по15 год по принципу « от простого к сложному».

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!
Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных графических техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться, - немного нетрадиционной техники (доступной ребенку), и пятно на листе превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище… Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество. Уверена: если вы попробуете поиграть с цветом и линией так же, как дети, то сможете создать свою технологию и обогатите запас нетрадиционных изобразительных техник, которые помогут детям понять мир красок и линий. Не бойтесь! Дерзайте! Делитесь своим опытом с другими. Ведь не только руки нам даны, но и голова…
Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
В ходе проведения исследовательской работы мною был определен ряд задач:
проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;
апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей дошкольного возраста.

Были организованы выставки детских работ, выполненных техникой пластилинографии на тему: «Моя любимая игрушка», «Букет для мамы»,«70 Лет ВОВ». Мною была проведена диагностика по развитию творческих способностей детей и результаты показали, что если на начало учебного года показатели составили: ● высокий уровень – 5 %● средний уровень – 15% ● низкий уровень –80% То к концу года: ● высокий уровень – 15 % ● средний уровень – 50%● низкий уровень – 15. Таким образом, уровень развития детей к концу года стал гораздо выше. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание.
На следующий учебный год я поставила для себя задачу:
Провести консультации для педагогов детского сада на тему:
Консультация для педагогов: «Значение нетрадиционных методов обучения рисованию для развития творчества у детей».
Создание папки «Работа с педагогами».
«Разнообразные техники нетрадиционного рисования. Делимся опытом»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36» Золотой ключик»
Г.Набережные Челны РТ.



На тему «Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительной деятельности детей».
Воспитатель:
Без категории
Ризванова .Л.Г