Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках математики


Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.
В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Основой развития школьника являются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование, ориентированное только на получение знаний, ушло в прошлое. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности выпускника, его творческим способностям.
Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере; разрешать проблемы и работать в команде; быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере.
Способность к созданию нового, значимого для личности и общества, как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Цели общего школьного математического образования представляются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты 2 поколения (ФГОС) в виде системы ключевых задач:
- "в направлении личностного развития (развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту … способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта ... развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей…- в метапредметном направлении (формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости её в развитии современного общества, …формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности…- в предметном направлении (овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни…"Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой, и что математика и творчество - две вещи несовместимые.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность, характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Определяющее значение в творчестве имеет самостоятельная, осознанная деятельность человека, его целеустремлённость. Творчество - это не стихийный или бессознательный акт. Оно зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества.
Соглашаясь с мнением И.П. Волкова: "В мире есть дети, одарённые в какой-либо одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже", - мы считаем, что поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!" . Способность- умение, а также возможность производить какие-нибудь действия.
Способность - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения деятельностью.
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребёнке. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный, целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определённого уровня навыков в учёбе, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. Таким образом, получение знания и трудовые навыки не должны отрываться от решения творческих задач.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Для решения цели и задачи развития творческих способностей младших школьников нужно учитывать и исходные принципы:
1. Знания – фундамент творчества, так как творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний.
2. Строгий отбор учебного материала.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
4. Разностороннее развитие ученика.
5. Формирование устойчивого интереса к учению.
6. Обучение грамотному выполнению заданий.
7. Постоянный контроль .
8. Индивидуальный подход.
Творчество – это воплощение индивидуальности форма самореализации личности; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру.
Некоторые психологи рассматривают творчество как продолжение и замену детской игры. Творческую и игровую деятельность объединяет основное функциональная направленность: творчество как способ познания окружающего мира, творчество как канал передачи общественного опыта, выполняющего воспитательную функцию.
Творчество обладает различной степенью новизны. Его объективность определяет изобретение нечто такого, что не было известно ранее.
Субъективный характер творчества связан с открытием, имеющим значение для конкретной личности, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Особенно такое случается в детском возрасте, поскольку ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир: радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем. Взрослые (родители и педагоги) должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком как можно дальше.
Общепризнано, что особые способности или одаренность зависит от врожденных задатков. И проблема, не только выявить этих способных учащихся, но и помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, которые проявляются рано или поздно, нужно только не мешать ребенку. «Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созданию и уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности», - отмечает О.М. Дьяченко.
Речь идет о процессе самоактуализации человеческой личности, над которой понимается «стремление человека и возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей». Данное понятие пришло к нам из гуманистической концепции А. Маслоу, который посчитал «самоактуализации» как желание человека стать тем, кем он может стать… Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Однако многие люди просто не видят своего потенциала: не знают о его существовании, склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Поэтому-то и нужно с детского возраста укреплять веру человека в необходимость самосовершенствоваться, в возможность раскрытия собственно творческого потенциала.
Между тем, именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. В дошкольный период творчество было свободным и естественным для ребенка, а школа ставит первоклассника в определенные рамки заданности: можно творить только тогда, когда предложит учитель и только на ту тему, которая сейчас актуальна, только в той форме, которая соответствует уроку.
Именно в школьный период нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести возможность для самореализации, для выражения своего «Я». Преодолению этого кризиса могут помочь отдельные педагогические приемы, а также и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. Обучить творческой актуальности нельзя, – отмечает Л.С. Выготский – но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить детей замечать противоречия;
- помогать детям, видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании;
- одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом и условием развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, принять нестандартную ситуацию. «Удивление – это начало творческого отношения к миру»
В психологии творчества одним из популярных является утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке», но ему не дают проявиться внутренние и внешние барьеры. Психологи уверены, что нужно избавить человека от барьеров связанных с этими страхами, и неуверенностью в себе, как заключенный в нем творец освободится, и человек начнет творить. На этом принципе построен замечательный и очень популярный в практической психологии прием – «мозговой штурм». С помощью нехитрых, но очень действенных способов человеку дается возможность раскрепоститься и «стать самим собой».
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики – проблема, над которой я работаю второй год.
Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога.
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.
Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» – иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
В основе приемов развития творческих способностей учащихся могут быть следующие процессы:
- агглютинация – склеивание образа из разных частей (кентавр);
- аналогия – отражение: образ похож на реально-существующий предмет в природе;
- акцентирование – заострение образа на какой-либо черте, детали;
- типизация – процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ.
Именно на этих четырех «китах» скроется основная масса упражнений развивающих творческие способности, нестандартный подход к решению задач.
Можно выделить три уровня творческих способностей, восприятия и воображения:
- начальный – при котором называются готовые существующие в природе материалы и явления;
- воссоздающий, когда предлагаются предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека;
- творческий, основанный на образном восприятии, который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению.
Высокий творческий уровень отличается от других тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, а прослеживается чувство, отношение самого говорящего.
Проблема формирования творческих способностей в рамках начальной школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая предполагает для всех единое задание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач. Необходимо введение в учебный процесс минуты творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего. С.Л. Рубинштейн утверждает, что само развитие творческого воображения, мышления обусловлено в какой-то мере техникой, и ее отсутствие или несовершенство, ее неадекватность творческим задачам художника, может сковать воображение. Есть множество приемов, технологий, активизирующих и развивающих творческие способности. Например: найти новую формулировку проблемы, задачи; поставить к исследуемой проблеме вопрос «А что, если …?» помнить о том, что юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных детских импровизаций, пытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения, не бояться самых разных аналогий, отказываться от привычных стереотипов.
Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие. К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно: ускоренное умственное развитие: интересы, речь, наблюдательность, сообразительность. у многих детей наблюдается ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы, способности к математике, шахматам; активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели; готовность и способность к исполнительным видам деятельности.
Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным?
Начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений и открытий; мы ищем так называемые «субъектно-творческие задания» (СТ3), то есть такие задачи, решение которых в глобальном смысле не является творчеством, но в деятельности школьника таковым является. Для формирования личностных качеств у школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в различных сферах – необходима система:
- воспитание у учеников качеств, служащих предпосылкой для творческой деятельности:
- наблюдательности, общительности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания; сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; • стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; • всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. Следовательно процесс обучения должен придти к формуле: ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.
В курсе математики можно выделить три основные линии:
алгебраическая
арифметическая
геометрическая
Учителя математики старших классов считают геометрию сложной наукой. Доказывая те или иные теоремы, семиклассники должны опираться на понятия, которым дано определение. Эти понятия должны быть даны до изучения систематического курса геометрии, а именно в начальной школе.
В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.
Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.
Таким образом, систему развития творческих способностей младших школьников можно представить в виде схемы.

Начальный этап — изучение темы на уроке математики. Затем она углублённо изучается на факультативе. И заключительный этап — интегрированный урок трудового обучения.
Конечно же, все линии анализа одновременно выполнить нереально. Это всё происходит поэтапно. Мы выделили следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Какие конкретные приемы позволяют нам заниматься развитием творческих способностей на уроках математики. Первым в этом списке стоит дидактическая игра.
Дидактическая игра (частный случай игры) - представляет собой организационную форму некоторых занятий, целью которых выступает совместная деятельность учащихся. В ходе таких занятий проводится обучение общению, публичному доказательству своих мыслей и выводов, совместной деятельности при решении поставленных в сценарии игры задач. Именно на таких занятиях наиболее ярко проявляется сотрудничество и открытость, именно здесь даже самый слабый ученик получает свою ситуацию успеха, теряется неуверенность и робость перед сложными задачами.
Ценность дидактических игр для учащихся заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребёнка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.
Основная задача урока с применением дидактических игр - помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребёнка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческих способностей является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр, которые используются на уроках математики.
Типы дидактических игр и их характеристики
Типы дидактических игр Характеристика дидактических игр
1 Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в развитии творческих способностей. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. В данном виде дидактических игр как никогда ярко выражаются творческие способности детей. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
2 Компьютерные дидактические игры Наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудноуловимо. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях, что опять же развивает творческое воображение. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций
3 Игры-путешествия Имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребёнку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха, развивают логическое мышление и творческие способности.
4 Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги расставить правильно знаки", "Проверь домашнее задание", "Составь алгоритм"
5 Игры-предположения "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. На развитие творческих способностей работает дидактическое содержание игры, оно заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
6 Игры-загадки Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения и средства развития творческих способностей.
7 Игры-беседы (диалоги, дискуссии). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.
8 Игры-состязания В данной игре победа обеспечивается в основном за счёт скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, такие игры полезны для выработки автоматизма действий. Одним из видов игры состязания является игра-олимпиада. Победа обеспечивается, главным образом, за счёт качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем
9 Анализ конкретных ситуаций В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят творческий, проблемный характер. В большинстве случаев проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческих способностей
10 Игровое проектирование В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода:
Наличие сложной творческой задачи;
Групповая работа;
Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают.
МОЗГОВАЯ АТАКА
(мозговой штурм, мозговой обмолот) Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х годов как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. Стимулирование творческой активности достигается посредством четырёх правил: - исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой; -поощряется необузданное ассоциирование: чем более "дикой" покажется идея, тем лучше; -количество предложенных идей должно быть как можно большим; -разрешается "улучшать" идеи, комбинируя и видоизменяя их
Деловая игра Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей. Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно; пробуждается стремление к поиску новых идей; развиваются творческие способности. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, ребята подходят к проблеме творчески.
Я считаю, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.
 
Точка  
Самоделкин 
Буратино  
Циркуль
 

Незнайка  

Буратино  
Резинка - ЗлючкаВ соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, предлагаю следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.
1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д.
2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
Продолжи линию.
Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.
Для развития воображения:
Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
Во второй этап я также включаю задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).
3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Это задания на выявление закономерностей:
Раздели фигуры на группы.
Найди «лишний» рисунок.
Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
4. Этап. Решение творческих задач.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
 
Колумбово яйцо (овал)  
Вьетнамская игра (из круга)
 
Монгольская игра «Танграм» (из квадрата)
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где она носит действенный характер. Интеграция — средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.
Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.
 
Соединим эти два вида искусства: хокку и оригами.
 

О, проснись, проснись!Стань товарищем моим,Спящий мотылек! Бабочки полет Будит тихую полянуВ солнечных лучах.
 Оригами
 
Кусудама Новогодняя ёлочка
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.
Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения.
После инсценировки сказки «Теремок», мы выполняли коллективную работу «Герои сказки «Теремок». 
 
Медведь  
Зайка-попрыгайка 
Лисичка-сестричка  
Комарик-пискун
 
Лисичка-сестричка  

 

Лягушка-квакушка
Тему следующего интегрированного урока предложили сами дети «Африканская сказка «Теремок».
Слон  
Крокодил
 
Носорог  
Тигр  
Черепашка
Возникла она после того, как нарисовали к Новому году Африканского Дед Мороза.
 
 

 

 

Изобразили город Треугольников.
 
 

Стражник города Треугольников.
 
 

Зрительное восприятие дополняется осязанием и ощущениями при движении рук. Я учу детей видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения, что-то чертить на глазок.
Процесс строю:
активно
конкретно
наглядно
практично
Но преследую не только узко практические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаю правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.
Большой опыт общения с плоскими фигурами и объёмными телами уже имеет дошкольник, нужно этот опыт не потерять, а развивать его дальше.
Например, результатом одного из занятий стали коллективные аппликации — оригами из квадрата.
 

Главное требование наглядность, практичность — именно из жизни ребёнка черпать конкретный геометрический материал.
Большие возможности в развитии творческих способностей имеют темы:
«Объёмные тела» и «Объёмное моделирование».
   

Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач.
Занимательная математика может использоваться в начале урока, в конце, в минуты отдыха. Умело, подобрано задания повышают интерес детей к математике, уровень процесс обучения. Для возбуждения и поддержки интереса задания должны соответствовать следующим условиям:
- быть непохожими на обычные математические задания, предлагаемые на уроках;
- смысл заданий должен быть понятен детям;
- решение задания должно быть доступно каждому из присутствующих ребят;
- ответы должны получаться быстро, вычисления должны выполняться только устно.
Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе: • задачи с несформулированным вопросом; В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос. Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?) • задачи с излишними данными; В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних. • задачи на сообразительность. На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.) Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.
- раннее начало (рисование, лепка, конструктор);
- окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали – самую раннюю творческую силу;
- максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
- умная помощь взрослых;
- эмоциональная сторона дела.
Развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы – учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности – непременное условие повышения результативности обучения.
Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа моя над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включаю задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включаю графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.
Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, есть такие советы:
- Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников.
- Наконец, изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития.
-Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:
- Планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;
- Выделять главное, существенное содержание учебного материала;
- Выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;
- Осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;
- Оптимально сочетать различные формы учебной работы;
- Обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально--психологические и материальные условия обучения.
За годы работы в школе стали для меня принципами, а может и девизом пословицы.
Кто ищет, тот найдет.
Под лежащий камень вода не потечет.
Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо,
Кто учил – живет в учениках.
Учит, значит видит в жизни бег.
Верю я, что истинный учитель,
На земле счастливый человек!

Приложение
Олимпиада II класс
1. Которая из этих фигур лишня? Почему?
2. Чем сходим данные ряды? Чем они отличаются? (Ответ: сходны по количеству фигур. Отличаются тем, что в верхнем ряду – круги, а в нижнем – квадраты.) 3. Указать два признака различия в данных примерах:
8 + 2 =
8 – 2 =
творческий способность урок математика
4. Если Оля сидит левее Тони, то, как сидит Тоня по отношению к Оле?
5. Зина и Вера имеют фамилии Орлова в Скворцова. Какую фамилию имеет каждая из них, если известно, что Зина на два года моложе Орловой? Методический совет. Предлагая последнее задание, полезно на классной доске в один столбик записать оба имени и фамилии.
6. Сколько разных четырехугольников на чертеже?
7. Ответьте на вопрос: Все ученики II класса живут в деревне Ореховка. Толя – ученик II класса. Где живет Толя? Почему вы так думаете?
8. Нина живет на пятом этаже, Катя – на восьмом. Петя и Коли – ниже Кати, но выше Нины. Петя живет ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коли?
9. Толя ниже Юры, а Володя с Мишей одинаковые по росту. Юра ниже Миши. Кто выше – Толя или Володя? Кто ниже – Юра или Володя?
10. В одну из недель в кинотеатре показали 9 новых кинокартин. Был ли на этой неделе такой день, когда показали сразу 2 или 3 новые картины?
«Викторина» – произошло от латинского слова «виктория» – победа, одна из форм внеклассной работы по математике. Предлагается система вопросов задач, примеров, доступных данной группе. Организация викторины требует не так уж много времени. Викторины проводятся с целью повышения интереса учащихся к математике.
Задачи в стихотворной форме. Цель: отработка навыков устного счета в пределах 10. 1. Пять малышек- медвежат Мама уложила спать. Одному никак не спится, А скольким сон хороший снится? ( 5-1=4 ) 2.Цапля по воде шагала, Лягушат себе искала. Двое спрятались в траве, Шесть – под кочкой. Сколько лягушат спаслось? Только точно! ( 2+6=8) 3.В хоре семь кузнечиков Песни распевали. Вскоре два кузнечика Голос потеряли. Сосчитай без лишних слов, Сколько в с хоре голосов. ( 7-2=5) 4. Ёжик по грибы пошёл, Десять рыжиков нашел. Восемь положил в корзинку, Остальные же – на спинку. Сколько рыжиков везешь На своих иголках ёж? ( 10-8=2) 5. Что так начало греметь? Ульи строит наш медведь. Ульев сделал он лишь семь- На два меньше, чем хотел. Сколько ульев хотел сделать мишка?( 7+2=9) 6. Стала курица считать Маленьких цыпляток: Желтых пять и черных пять, А всего.. (5+5=10) 7.Семь малюсеньких котят, Что дают им, все едят А один сметаны просит Сколько же котяток? ( 7+1=8) При решении более сложных задач ( в два действия ) можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят самостоятельно. 8.Ветер дунул – лист сорвал И ещё один упал А потом упало пять. Кто их может сосчитать? ( 1+1+5=7) 9.В кузове моем лежат. Два опенка, пять маслят, Пара рыжиков румяных, Сколько всех грибов, ребята? ( 2+5+2=9) 10.Дружно муравьи живут И без дела не снуют. Два несут травинку, Три несут былинку, Пять несут иголки. Сколько муравьев под елкой? ( 2+3+5=10) 11.Забежал щенок в курятник, Разогнал всех петухов. Три взлетели на насест, А один в кадушку влез, Два – в раскрытое окно. Сколько было их всего? ( 3+1+2=6) 12.У меня стоят на полке Два зеленых лягушонка, Два медведя и мышонка, И чудесный кукушонок А еще стоит слоненок И щенок с зашитым ухом Розовенький поросенок С красной пуговкой на брюхе А теперь хочу послушать: Сколько у меня игрушек? ( 10 ) 13. Надоело нашей Леночке По слогам слова читать Стала наша девочка Во дворе ворон считать: « Одна на дереве сидит, Ещё одна в окно глядит, Три сидят на крыше Чтобы все слышать!» Так скажите, сколько птиц Насчитал наш ученик? ( 5 ) 14. Три подружке на опушке Брали грузди и волнушки И найдя по три грибочка, Сели их считать у кочки, Кто же им помочь готов И назвать число грибов? ( 9) 15.Теплый дождик льет с утра, На прогулку вам пора, 3 малышек лягушат За мамашей в лес спешат Сколько же зеленых ножек Месят грязь лесных дорожек? ( 6 ) 16.В « Газике» ехало семь пассажиров На автостанции вышло четыре Двое в автобус вошли у вокзала Сколько людей в том автобусе стало? ( 7-4+2=5) Математические диктанты. Цель: отработка навыков устного счета в пределах 10, проверка знаний нумерации чисел, умений решать задачи в одно действие устно. Инструктаж: учитель читает задания, дети записывают только ответы. 1. 1.К 5 прибавь 4 2.Увеличь 7 на 2. 3.Из 10 вычти 8. 4.Запиши число, которое меньше 9 на 3. 5. Запиши число, которое больше 3 на 5. 6.Уменьши 10 на 9. 7.На сколько 7 больше 4? 8. На сколько 7 меньше 10? 9.Найди сумму чисел 3 и 0. 10. Найди разность чисел 7 и 2. 2. 1. Найди сумму чисел 5 и 3. 2.Найди разность чисел 9 и 0. 3.На сколько 4 меньше 2? 4.На сколько 9 больше 5? 5.Увеличь 3 на 7. 6.Уменьши 8 на 7 7. Первое слагаемое 7, второе- 2. Найди сумму. 8. К 2 прибавь 8. 9. Из 8 вычти 6. 10. Запиши число, которое меньше 10 на 6. 3. 1.5 плюс 4. 2.Найдите сумму чисел 6 и 4. 3.Увеличьте 3 на 4. 4.Уменьшите 9 на 4. 5. Запишите числа 5 и 4, сравните их и поставьте знак < > =. 6.К 4 прибавили столько же. Чему равна сумма? 7.Из какого числа надо вычесть 3, чтобы получить 7? 8.Какое число надо прибавить к 3, чтобы получить 6? 9.Один мальчик поймал 5 рыбок, а другой 3 рыбки. Сколько всего они поймали рыбок? 10.Мальчики поймали 8 рыбок. Из 4 рыбок они сварили уху. Сколько рыбок у них осталось? 4. 1.К разности чисел 10 и 7 прибавите 5. 2.К сумме чисел 3 и 2 прибавьте 1. 3. Из 9 вычтите 6. 4. Найдите разность чисел 9 и 5. 5.Запишите число, которое предшествует числу 7. 6.Запишите число, которое на 1 больше 9. 7.На сколько 6 больше 5? 8. На сколько 5 меньше 6? 9.Хозяйка купила 6 кг. Картофеля, капусты на 4 кг меньше. Сколько хозяйка купила капусты? 10. У портнихи было 10 черных пуговиц. 6 пуговиц она пришила к пальто. Сколько пуговиц осталось у портнихи? 5. 1.Назовите число, которое меньше 8 на 2. 2. Сколько будет 10 без 3? 3. От какого числа надо отнять 6, чтобы получить 3? 4.Уменьшаемое 9, вычитаемое 2. Чему равна разность? 5.Уменьшите 5 на 3. 6.Увеличьте 7 на 2. 7.Запишите число, которое следует за числом 8. 8.У стола 4 ножки. Сколько ножек у 2 столов? 9.Чему равна сумма чисел 7 и 3? 10.Сумма двух чисел равна 8, одно слагаемое 5. Чему равно второе слагаемое? 6. 1.Найдите сумму чисел 7 и 3. 2.Уменьшаемое 9, вычитаемое 4. Чему равна разность? 3.На сколько 10 больше 5? 4.На сколько 3 меньше 9? 5.На одной клумбе распустилось 6 роз, а на другой на 2 розы больше. Сколько роз распустилось на второй клумбе? 6. Лене дали 10 тетрадей, а Сереже на 2 тетради меньше . Сколько тетрадей дали Сереже? 7. Из каких двух слагаемых может быть составлено число 6? 8. Увеличьте 7 на 3. 9. Какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 5? 10.Уменьшаемое 8, вычитаемое 8. Чему равна разность? 7. 1. 7 плюс 2 2.8 уменьшить на 1. 3. 5 увеличить на 3. 4. 6 минус 3 5.4 плюс 2, полученный результат уменьшить на 3. 6.Первое слагаемое 6,второе-3. Найдите сумму чисел. 7.Найдите сумму двух одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 2. 8.Сколько будет: 9 минус 9 плюс 1? 9.Сколько будет: 4 плюс 4 минус 4? 10.На сколько 9 больше, чем 4? Дидактические игры. 1. Игра « Цветик – семицветик». Цель: проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10. Инструктаж: На доске – лепестки разных цветов с различными числовыми выражениями и « сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала к доске выходят два человека ( по 1 от каждой команды), они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся на свое место, за ними выходят к доске следующие участники. Выигрывает команда, которая быстрее соберет « Цветик – семицветик». 2.Игра « Числа – перебежки». Цель: закрепить знание о переместительном свойстве сложения. Инструктаж: детей распределяют на 3 команды. Из каждой выходит по пять учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение. Например, 2+8=10, 7+1=8, 5+4=9. Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+2=10, 1+7=8, 5+4=9. В каждой команде один из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения. 3.Игра « Составь круговые примеры» Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Инструктаж: Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 7-5=2, 2+6=8, 8+2=10, 10-8=2, 2+5=7. 4.Игра « Покормите рыбок». Цель: совершенствовать вычислительные умения. Инструктаж: наглядный материал в виде ярких плоских рыбок подготовлен на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10. Нужно разместить рыбок по кормушкам. 5.Игра « Математическая рыбалка ». Цель: закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти. Инструктаж: необходимы рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красных, 2 полосатые. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они « ловят» ( снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок, тот лучший рыболов. Упражнения, игры для развития логического мышления. В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, познание мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.
Ребус 1


Ключ: циркуль
Ребус 7

Ключ: обложка
Ребус 8

Ключ: линейка
Ребус 9

Ключ: мел
Ребус 10

Ключ: доска
Загадки.
1. Одна нога в шапке, а головы нет. Что это такое? (Ответ: гриб.)
2. Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. Что это? (Ответ: игла.)
3. Под двумя дугами два яблока с кругами. Что это? (Ответ; брови и глаза.)
4. Когда сухо – клин,
Когда мокро – блин.
Одна нога и та без сапога. Что это? (Ответ: зонт.)
5. Две они кленовые, Подошвы – двухметровые.
На них поставишь две ноги- по -большим снегам беги. (Ответ: лыжи.)
6. Возле елок
Из иголок
Летним днем
Построен дом.
За травой не виден он,
И жильцов в нем – миллион. (Ответ: муравейник.)
7. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.
Что это такое? (Ответ: стол.)
8. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое? (Ответ: подушка)
9. Шестиногая на потолке, а восьминогий ждет ее в уголке. Кто это?
(Ответ: муха и наук.)